Ирина КОЛОБОВА
Фото предоставлено героем материала
01.04.2023 г.

26 марта в России были установлены два мировых рекорда по дальности и длительности беспосадочного перелёта на тепловом аэростате.

Если учесть, что этот полёт на воздушном шаре с открытой корзиной на высоте 2500 метров длился 55 часов в районе Полярного круга, в «коридоре» 67-72 градусов северной широты, то это наряду с дальностью и длительностью перелёта вполне можно назвать ещё одним рекордом, потому что никто в мире не совершал подобного. Для нас же, семёновцев, все эти рекорды дороги тем, что к ним имеет самое непосредственное отношение наш земляк Георгий ЗИМЕНКО.

Безусловно, главные герои, вознёсшие славу России на вершину мирового воздухоплавания, – это знаменитый путешественник и исследователь Фёдор Конюхов и теперь уже почти такой же знаменитый Иван Меняйло, президент Федерации воздухоплавательного спорта России. Однако, согласно известной истине, каждого короля, героя, победителя делает свита. Наш сегодняшний собеседник – вице-президент Федерации воздухоплавательного спорта России Георгий ЗИМЕНКО, один из главных помощников рекордсменов, без которого это мировое достижение было бы невозможно.

О Георгии наша газета уже рассказывала как о человеке, который мечтает и осуществляет свои мечты. Мечтал в детстве летать, и летает, мечтал поднять славу родного города на заоблачную высоту, и делает это с упорством настоящего победителя и с любовью истинного патриота.
Наша встреча с Георгием произошла буквально по горячим следам: 26 марта в Хатанге был зафиксирован мировой рекорд воздухоплавания, 27-го в Москве вся команда подводила итоги, а 28-го наш герой был уже в редакции и рассказывал о победе, подготовке к ней и о своих волнениях, переживаниях, чувствах.
- Честно признаюсь, я горжусь и рекордом, и тем, что причастен к нему. Когда я увлёкся воздухоплаванием, то о рекордах думал мало, просто хотелось попробовать: получится – не получится. Получилось, и даже единомышленников нашёл. Сейчас нижегородская команда воздухоплавателей является флагманом России, и из восьми её аэронавтов пятеро – семёновцы. Но вот как-то лет десять назад о рекордах я уже начал задумываться: почему их нет, почему мы так сильно отстаём? Мировой рекорд по дальности полётов тогда определялся в 1000 километров, а у нас было всего 100 – настоящая пропасть. И как же круто, что сейчас оба абсолютных рекорда по продолжительности и дальности принадлежат нашим, российским, воздухоплавателям.

Не зря же говорят, что русские долго запрягают, зато очень быстро едут. В 2017 году Фёдор Конюхов и Иван Меняйло на 4 часа 32 минуты побили абсолютный мировой рекорд по длительности, который двадцать лет назад поставил японский воздухоплаватель. Они поднялись в небо с Рыбинского водохранилища, продержались в воздухе 55 часов 10 минут и сели неподалёку от города Красный Кут Саратовской области – кстати, рядом с местом, где 7 августа 1961 года приземлился космонавт Герман Титов после своего суточного полёта вокруг Земли. И это не было запланировано. Аэронавты говорят, что абсолютно рассчитать точку посадки практически невозможно, тут всё решает её величество Погода. Просто так звёзды сошлись, а протоиерей путешественник Фёдор Конюхов говорит, что ещё и высшие силы вмешались – видно, помог святой праведный воин Фёдор Ушаков, с родины которого, рыбинской земли, стартовал тогда наш аэростат. Фёдора Конюхова называют священником-экстремалом – он тогда сказал, что если Бог поможет, а Ушаков в том мире помолится за нас, тогда Россия будет ведущей в тепловых шарах. И ведь не ошибся.

- Подготовку к тому полёту я помню практически по минутам, – говорит Георгий. – Такого огромного шара я ещё не видел, объём его оболочки составлял десять тысяч кубических метров, таких в России пока не строили. Но судьба рекорда полностью зависит от количества газа на борту, и чем больше баллонов может вместить шар, тем больше шансов на победу. Я был тогда в подборе команды, и мы занимались оборудованием шара, а потом следовали за шаром по земле, подбирали сброшенные использованные баллоны. Шар в воздухе на высоте 5800 метров пролетел тогда полторы тысячи километров, а мы за ними – больше трёх тысяч.

- Тот полёт, кажется, в феврале был, почему именно зимой воздухоплаватели рекорды ставят?
- А это практически главное условие рекорда, даже поважнее, чем величина шара. Ничто не сможет гарантировать победу, если пренебречь прогнозом погоды. В нашем деле для успеха нужен крепкий мороз, ясное небо и желательно полнолуние, чтобы ночью было лучше видно, куда летишь. По закону Архимеда тёплый воздух внутри оболочки вытесняет холодный снаружи. Чем снаружи холоднее, тем больший груз можно поднять тёплым воздухом внутри. При нулевой температуре невозможно поднять столько топлива, чтобы обеспечить необходимую продолжительность полета.

- Но ведь холодно же, да и скорость полёта впечатляет – под двести км в час, кажется? Как может выдержать такие условия человек?
- На земле же выдерживает, а там, за облаками, всегда солнце, тепло и красиво, да и ветра совсем не ощущается. Когда девушки летают, то удивляются, почему волосы совсем не раздувает ветром. К тому же одежда у пилотов очень надёжная, многослойная, но не тяжёлая.

- Если немного отойти от темы рекордов, то можно узнать, как вообще становятся воздухоплавателями? Как такая мысль пришла в голову, например, тебе?
- Летать всегда мечтал, как, на чём, куда – ещё не определился, но точно знал: обязательно что-то придумаю. Пока обустраивался в жизни, на мечты времени оставалось немного, а в тридцать лет задумался: всё, вроде бы есть – и семья, и бизнес, и жильё, – а чего-то не хватает. И так сильно не хватает, что все заработанные блага как-то даже не в радость. Душа просила полёта. Я даже помню, как во время работы на стройке я смотрел в небо и мечтал, а рядом Денис Богатырёв был, мы вместе с ним работали. Я спросил, как он свою дальнейшую жизнь представляет, ведь не будем же мы вечно гастарбайтерами. Оказалось, что мы с ним об одном и том же мечтали, и он тоже увлёкся воздухоплаванием. Одним словом, нет типового рецепта, как стать кем-то, просто надо мечтать, ставить цель и добиваться её. А когда тебе нравится то, что ты делаешь, тогда обязательно всё получится. Когда я определился, чем хочу заниматься, пришлось сделать непростой выбор: налаженный бизнес, приносящий неплохой доход, или почти в прямом смысле слова воздушные замки, которые, кроме душевного удовлетворения, ничего не приносят. Я выбрал мечту, и не пожалел об этом ни одной минуты. За семь лет я побывал в небе над Сахалином, над Арменией, Испанией, Францией. Везде очень красиво, везде по-разному проходят полёты. Но когда мы стартовали в Нижнем Новгороде с площадки над заводом «Сокол», поднялись в небо на 5000 метров и я увидел пейзаж над станцией Озеро, понял, что красивее нашей земли ничего нет на свете. Нижегородское воздухоплавание сейчас на большой высоте во всех смыслах. Когда-то мы начинали с одного шарика, а теперь их у нас семь. И пусть нас немного, всего человек триста официальных воздухоплавателей по всей России, но мировые рекорды бьём по всем направлениям.

- Пора, наверное, перейти к главной теме – нынешнему рекорду. Участие в команде Фёдора Конюхова – это логичный ход твоей деятельности или счастливый случай? Как вообще готовился этот полёт, с чего всё началось?
- Начнём с того, что я уже бывал в этой команде, так что всё вполне логично, но и счастливый случай я не исключу, ведь меня могли и не пригласить. Но Иван Меняйло позвонил ещё осенью, сообщил о планах совершить попытку побить мировой рекорд с Фёдором Конюховым и пригласил участвовать. Отказываться от таких проектов не в моих правилах, рекордные дела я очень люблю, и за плечами хороший опыт участия в рекордах России и мира. Антона Морева назначили ответственным за старт, а меня – за приземление. Но в принципе мы принимали участие во всех подготовительных работах. Обсуждали планы, создавали технические задания, подсчитывали, сколько нужно баллонов с кислородом для аэростата в 12000 кубических метров. Да, именно такой шарик изготовили для полёта в компании «Росбалт». В мире есть и больше, но в России это первый произведённый аэростат такого объёма! И мы готовили его к полёту: 80 баллонов по 170 кг каждый нужно было поднять и укрепить на шаре.
За подготовку стартового поля отвечала компания «Фосагро». Была расчищена площадка размером примерно 80 на 120 метров, на ней установили три шатра с отоплением, два огромных контейнера для хознужд.

- То есть, можно сказать, что подготовкой к полёту занимались на самом высоком уровне, и поддержка была?
- Ещё какая поддержка! В руководстве Росавиации есть люди, искренне заинтересованные в нашей победе, холдинг «Фосагро» многое взял на себя. Всё-таки имя Фёдора Конюхова сделало своё дело, и его сын Оскар виртуозно решал самые сложные проблемы, доказывая, насколько важен России этот рекорд. Фёдор, кстати, рассказывал, как ему пришла в голову идея подняться в небо на шаре. Это случилось во время его кругосветного путешествия на лодке. Плыл он в лодочке, смотрел на звёзды и думал, как бы хорошо сейчас оказаться там, в небесах. А он тоже из тех, кто мечтает вполне себе результативно.

- И снова для установления рекорда был выбран Север?
- Да. Во-первых, трудности добавляют успеха, а во-вторых, в это время года полёты в южных широтах практически невозможны по погодным условиям. Потому и выбрали для старта Норильск. На улице минус 23, а работы предстоит море, поспать не удалось, зато спасали палатки с отоплением, горячим кофе и плюшками. Четверг, 24 марта – день старта. С первых секунд нового дня мы уже находились на месте, перетаскивали, раскладывали, готовили аэростат к наполнению, взлёт был назначен на пять утра. В момент, когда аэростат ещё лежал на земле, я увидел в небе небольшое северное сияние, и это, конечно, маленькое чудо!
Сначала на место старта прибыл Фёдор. Осмотрел всё, обошёл аэростат со всех сторон, похвалил нас: «Молодцы». А уже когда оба пилота были закупорены в обвешанной баллонами гондоле и всё было готово к старту, стало понятно, что ветер дует в другом направлении, не по прогнозу. Старт отложили на 30 минут. Взлетели в 05.15, и часики начали тикать. Приземлиться планировали на воде, для этого нужно было подготовить специальную площадку, задействовать большое количество техники, рабочей силы. Но тут, видно, снова вмешались высшие силы – шар приземлился на старом аэродроме в посёлке Хатанга, так что нам удалось сэкономить значительное количество средств.

- Как же проходил сам полёт к Северному полюсу, неужели без сучка и задоринки?
- Были, к сожалению, и сучки, и задоринки, всё спрогнозировать просто невозможно, тем более что полёт в этих широтах проходил впервые. Количество топлива мы рассчитали, а вот о том, как оно будет себя вести в экстремальных условиях, можно было только предполагать. Вторая ночь полёта прошла для наших путешественников очень сурово. Над Баренцевым морем, когда аэростат поднялся на 4000 метров, разом потухли все горелки и вышли из строя зажигалки – спасаться пришлось охотничьими спичками. Полторы минуты наши пилоты были практически на грани: шар медленно спускался вниз, а горелки не хотели зажигаться. Если бы шар опустился ниже определённого уровня, то поднять его снова было бы практически невозможно. Но, к счастью, всё обошлось, пилоты в панику не впадали, а уверенно решали проблемы. Вообще полёт был сложным, качать кислород приходилось постоянно, на лицах маски, многослойная профессиональная экипировка не всегда спасала от холода. Зато вокруг такая красота, что словами передать невозможно: северное сияние сопровождало пилотов на протяжении всего пути, но полюбоваться им или сфотографировать не было возможности. А на земле думали, что всё нормально, – прямая трансляция передавала показания приборов с температурной отметкой плюс 10 градусов. Никто ж не знал, что Фёдор держит прибор за пазухой, чтобы тот не вышел из строя при реальных минус 20.

Пролёт прошёл нормально, рекорд зафиксирован, сложности и проблемы забыты сразу же, а вот счастье на лицах во время приземления передают даже фотографии.
Когда мы встречали наших путешественников во Внуковском аэропорту, то ожидали увидеть их усталыми, может, даже сердитыми. Но от их лиц и улыбок можно было зарядиться положительной энергией, как от батареек. Загорелые, как рыбаки после путины, глаза блестят, улыбки до ушей, от усталости ни следа. Они нам потом чуть не до ночи рассказывали о своём путешествии и о том, как их встретили в Хатанге, как накормили строганиной и сердцем оленя. Хорошие люди живут в Хатанге, счастливые, потому что очень любят свою суровую землю, – так сказал Фёдор.

Георгий Зименко тоже любит свою землю, и от его рассказов, от его азарта тоже можно зарядиться позитивом, как от батарейки. Он, например, мечтает, чтобы Нижний Новгород стал называться столицей воздухоплавания, а у нас в Семёнове регулярно проходили соревнования по этому виду спорта и различные праздничные фиесты.
- Я бы очень этого хотел, ведь наш город – настоящая легенда, хочется, чтобы о нём знали все и чтобы хотели сюда приехать. Я уже и сейчас провожу небесные экскурсии тем, кто летит на воздушном шаре. Мне было немного странно, когда в Ростове-на-Дону я увидел аэростат в виде матрёшки – это у здешнего клуба воздухоплавателей такая визитная карточка. Почему не у нас?! Но одно наглядное пособие у нас всё же есть: миниатюрный аэростат с корзинкой 60 на 80 сантиметров и со всеми деталями, даже с горелкой, которая позволяет шару немного подняться. Эту модель мы демонстрируем юным аэронавтам, которые с удовольствием посещают кружок воздухоплавателей при семёновском техникуме. Вот так потихоньку привлекаем к своему любимому делу молодёжь. Очень хочется, чтобы то, что любишь ты, нравилось и другим. Так что будем стараться.

- То есть о своих собственных рекордах ты сейчас не мечтаешь? Неужели не хотел бы сам оказаться на месте Фёдора Конюхова или вместе с ним на одном шаре?
- Конечно, хотел бы, это моя мечта. Не знаю, сбудется ли…

Но мы-то знаем, что сбудется. Ведь Георгий Зименко из тех, кто всегда мечтает результативно. Он хоть и строит воздушные замки, но сам же их воплощает в реальность, добивается успехов и побед.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel