Л. ЧУТКОВА,
учитель лицея № 1
29.03.2014 г.
«Человек рождается на свет не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить после себя след вечный», – эти слова принадлежат замечательному педагогу В. А. Сухомлинскому. Вечный след в моей памяти и жизни оставила учитель русского языка и литературы городской школы № 2 Александра Ивановна ЛЯМИНА, которая в эти дни отмечает свой 85-й день рождения. Мне очень хотелось бы выразить слова признательности этому замечательному человеку – моему учителю, наставнику, старшему другу.
У слова «признательность» есть великолепные синонимы: благодарность и обязанность. Чувство благодарности кому-то и за что-то мы испытываем в душе гораздо чаще, чем спешим признаться в этом. Пресловутая фраза «я никому ничем не обязан», которая так популярна сегодня, стирает в душе многое из того, что мы называем человечностью. Благодарность идет от внутреннего убеждения своей обязанности перед кем-то, от осознания чувства долга. Всегда ли мы живем в согласии с этими простыми словами нашего мудрого языка?
Когда-то учителя второй школы считали своим гимном песню, где был такой припев:
Учитель! Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали,
Чтобы верили,
Чтобы помнили люди меня!
Не о каждом учителе можно сказать так. Но я думаю, что в жизни каждого человека был и есть наставник, который оставляет в душе неизгладимый след. Мне и моим одноклассникам повезло: у нас таких учителей был не один.
Время течет быстро. Очень далеким кажется 1964 год, когда мы всем классом перешли в только что открывшуюся школу № 2 . И там, на первосентябрьской линейке, я увидела высокую красивую учительницу. Элегантный темно-вишневый костюм, белоснежная блузка с золоченой брошью-булавкой, туфли на высоких каблуках, прическа «как у Любови Орловой» – все это почему-то запечатлелось явственно. А потом я услышала от З. В. Зориной, своей первой учительницы, что «эта дама» будет преподавать нам русский язык. Новая школа стала для нас поистине вторым домом, а Александра Ивановна – мудрым наставником, всегда доброжелательным, чутким и внимательным.
До сих пор помню ее «Уроки Поэта», посвященные творчеству Сергея Есенина, путешествия по Кавказу вместе с М. Ю. Лермонтовым, воспевание осени А. С. Пушкиным. На уроках Александры Ивановны царила тишина, она своим красивым звучным голосом уводила нас в прекрасный мир Поэзии и Прозы. Она обладала удивительным даром – привить любовь к языку, чтению, передать свою увлеченность детям. Она умела посмотреть сурово и строго, но я никогда не слышала крика, никогда с ее уст не срывалось раздраженное слово. Она любила всех нас, верила нам, мы это знали и еще лучше знаем сейчас.
А как забыть занятия литературного кружка, которые начинались только в половине восьмого вечера (после последнего урока второй смены)? Здесь было самое интересное – обсуждение новинок из журналов «Юность», «Новый мир», знакомство с произведениями таких небезопасных (об этом я потом узнала) авторов, как А. Солженицын, В. Пикуль, чтение стихов и споры до хрипоты о поэзии модных тогда Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко. В пылу этих разговоров Александра Ивановна порой доставала незаметно из своей сумки буханку ржаного хлеба, разламывала ее щедрой рукой на куски, и мы так же незаметно все это съедали, не задумываясь, а что принесет она своей семье, кроме непроверенных тетрадей. Я и сейчас как будто чувствую запах и вкус этого хлеба из учительских рук, хотя не хлебом единым все это помнится…
Весь ее внешний облик, манера держаться, со вкусом одеваться, умение тактично сделать замечание – это настолько завораживало, что мы просто были в нее влюблены. И я очень гордилась, что у нас самый лучший учитель, с самыми красивыми, добрыми, голубыми глазами. Они и сегодня, несмотря на годы, не потеряли своего живого блеска, интереса к жизни и людям.
Первое «здравствуйте», обращенное к классу, я услышала от Александры Ивановны много лет назад. Ее первые уроки стали для меня настоящим открытием. Все закончилось тем, что уже в 5 классе я была уверена, что буду учителем и непременно филологом. Она – мой ориентир в профессии и до сих пор, потому что научила не разделять работу и личную жизнь. Именно она дала путевку в профессию, где плодотворны только чрезмерные усилия и где нельзя не выкладываться полностью, если ты хочешь, чтобы твои ученики стали успешными и счастливыми людьми.
Можно ли коротко сформулировать, что дала нам Александра Ивановна как учитель и человек? Наверное, счастье общения, сотрудничества, умение больше и чаще отдавать, чем брать. Если твой учитель научил тебя верить в людей, если он берег твою веру в себя, в свое человеческое достоинство, если он научил тебя любить жизнь и любить труд – ты уходишь из школы богачом. Именно с таким главным богатством мы вышли из нашей школы, от наших учителей.
Почти 43 года назад мы закончили школу, и до сих пор мои одноклассники – близкие для меня люди. Уже 30 лет находится на заслуженном отдыхе Александра Ивановна Лямина. И все это время мы не перестаем с ней дружить. Дом в Семенове на улице Нахимова за столько лет стал почти родным, он всегда открыт для всех ее учеников. И мы приходим туда большими и маленькими компаниями, и всякий раз очередная встреча превращается в вечер школьных друзей. Конечно, мы придем туда и 31 марта.
Подарок судьбы для меня – дружба с учителем, которая длится уже полвека. Слово «подарок» может восприниматься и как синоним слова «награда», что дается в знак особой благодарности, как воздаяние за труды и заботы.
В качестве награды по случаю вашего солидного юбилея примите, дорогая Александра Ивановна, мою любовь и признательность к вам и благодарность всех ваших многочисленных учеников, которые, я уверена, помнят вас.
Фото предоставлено автором