Ирина КОЛОБОВА
17.09.2022 г.
День работников леса по традиции отмечается в третье воскресенье сентября. И также по традиции в народе этот праздник называют Днём лесника, частенько забывая, не замечая или же просто игнорируя вторую часть названия этого праздника «…и работников лесоперерабатывающей промышленности».
Причина этой забывчивости вполне объяснима: когда мы говорим о нашем главном достоянии, о лесе, о его красотах и богатствах, то как-то не хочется вспоминать о тех, кто эти богатства целенаправленно вырубает. Но это, так сказать, обывательские разговорчики, потому что лес для того и растёт, чтобы не только душу человеческую лечить, но и бытовые удобства предоставлять. Другой вопрос, как добываются эти удобства, соблюдаются ли нормы общежития человека и леса, нормы их взаимопонимания и взаимопомощи.
Мы решили поговорить об этом с человеком, чьи должностные обязанности напрямую связаны с заготовкой и переработкой леса.
Арендатор. Не секрет, что это слово, не так давно появившееся в лексиконе относительно леса, вызывает некоторый дискомфорт, недоверие, что ли. Кто-то просто уверен, что эти арендаторы по сути своей хапуги, временщики, пришедшие, чтобы уничтожить наше богатство на потребу своему собственному карману, «обезжирить» наши леса и бросить, спокойно перейдя на другие участки. Есть ли в этом хоть малейшая доля истины, спросим у Игоря ЗЫБИНА, арендатора одного из участков нашего леса и директора по производству ООО «Русшпала», один из филиалов которого успешно работает в деревне Полом.
Игорю Валентиновичу 37 лет, и почти 20 из них он серьёзно занимается бизнесом, связанным с лесом.
- Я уже в шестнадцать лет решил для себя, что буду заниматься собственным делом, – говорит Игорь. – Не сразу выбрал, каким именно, но кое-какие мысли уже возникали. О работе с лесом тогда не было и речи, в нашей Оренбургской области о лесах можно было только мечтать, и мой родной Орск со всех сторон обдувается степными ветрами. Помог мне с выбором дела отец, он был директором филиала Самарского университета путей сообщения, и нужды железной дороги знал не понаслышке. По крайней мере, о том, что стране всегда нужны шпалы, я слышал с раннего детства. Вот этим и решил заняться. Уже в шестнадцать лет бизнес-планы составлял, а после школы поступил в Оренбургский университет на экономический факультет, уже имея свою первую фирму переработки лесоматериалов. Мои родители-педагоги хорошо дали понять, что без образования, без самообразования далеко не уедешь.
А Игорю всегда хотелось уехать далеко, и не только в географическом смысле. Он окончил Государственную академию народного хозяйства, Высшую школу международного бизнеса, став самым молодым её выпускником. А когда шпальный бизнес набрал серьёзные обороты, изучены и проверены на практике рынки сбыта, он понял, что его город Орск, да и Оренбург тоже – не лучшая площадка для успешной работы.
- У нас уже были достаточно крупные клиенты, а вот с доставкой продукции в центральную часть страны частенько возникали сложности. Везти груз по степям, скажем, в Череповец – дело непростое. Стали искать новые площадки и остановились на Нижегородской области. Когда ехал сюда, первое, что меня удивило и порадовало – это огромные лесовозы на трассе. Ну, думаю, правильный выбор сделал, приехал, куда надо.
Да, в 2010 году Игорь приехал, куда надо, теперь он считает Семёнов своим домом. А если это твой дом, значит, надо сделать так, чтобы в нём было хорошо, тепло и уютно, так считает Игорь и не только считает, но и делает.
- Я считаю, что мне повезло, – признаётся Игорь, – повезло на людей, который встретили меня, повезло с городом, который понравился с первого взгляда. Первый же визит в администрацию округа стал для меня решающим. Глава округа Николай Фёдорович Носков принял меня очень хорошо и как-то по-отцовски, но в то же время мы разговаривали с ним на одном деловом языке и пришли к выводу, что мыслим в одном направлении – Семёнов должен развиваться по всем отраслям, и новые рабочие места для него – самый главный плюс. Честно скажу, у себя в Орске я никогда не видел такой поддержки и помощи. Место, которое нам предложили для организации производства, мне тоже понравилось. Я никогда не жил в деревне, никогда не видел такого количества лесов, не дышал таким воздухом – скрывать нечего, с экологией в нашем промышленном Орске плоховато. Здесь всё сразу стало получаться, а через год мы уже запустили производство по пропитке шпал. Очень удобно расположен Семёнов в плане развития бизнеса: и материалы подвозить, и продукцию доставлять – всё удобно и без проблем.
Пять лет Игорь налаживал производство в Поломе, мотался по стране, как челнок, ездил в Орск и обратно. Кроме деловых моментов добавились и личные – в Орске его ждала девушка Зоя, которая в 2015 году стала женой.
- Наверное, именно семья и стала ключевым моментом для принятия решения, – говорит Игорь. – Трудно стало кататься туда-сюда, надо было уже определяться с постоянным местом жительства. Зоя приезжала в Семёнов – как место отдыха он ей понравился, а вот остаться здесь навсегда пока ещё была не готова. У нас сын был совсем маленький, жена переживала, как всё устроится. Но после долгих разговоров и рассуждений мы всё же решили – переезжаем. Жили на служебной квартире, потихоньку обживались. Должен признаться, что времени на семью у меня всегда мало, работа отнимает его целиком, да ещё и не хватает.
Похоже, время – это единственный ресурс, над которым не властен бизнесмен с большим опытом и стажем. Со всем остальным Игорь Зыбин справляется легко и профессионально. Производство набирает обороты, люди, получившие хорошую постоянную работу и достойную зарплату, довольны. Отчислениями в местный бюджет довольно руководство округа. Семья довольна новым домом в Деянове. Сам Игорь доволен всё растущим рынком сбыта и спросом на свою продукцию и немного недоволен сырьевой базой, которая требует слишком больших затрат. И тут на помощь опять приходит руководство округа, предложив бизнесмену договор аренды участка лесного массива в 5,5 гектаров в непосредственной близости к производству.
- Аренду нам предлагали почти сразу, как только мы открыли своё производство в Семёнове, – говорит Игорь, – но тогда что-то не срослось. Жаль, конечно, потому что сейчас законодательство по условиям аренды сильно изменились. Но конкурс мы всё-таки выиграли и в 2021 году подписали первый договор на 49 лет. По условиям договора мы не имеем право бездумно вырубать лес и продавать его в чистом виде. Наша задача – это глубокая переработка древесины, так сказать, от «а» да «я» и выпуск высококачественной продукции. Для этого требуется постоянная модернизация производства, чем мы и занимаемся. Теперь мы выпускаем не только шпалы, но и опоры для линий электропередач, пиломатериал высокого качества. Думаю, что это и есть ответ на вопрос о том, кто такие арендаторы: хапуги или настоящие хозяева леса. Настоящий арендатор кровно заинтересован в том, чтобы лес был, чтобы его было много, и чтобы он был здоров. Чтобы получить лицензию на работу в лесу, обязательно составляется проект на целых десять лет. В нём учтено буквально всё, что требуется для качественной работы с лесом: от выбора участка для вырубки до содержания дорог, по которым он будет вывозиться. Вот только что мы сдали в эксплуатацию новый мост через речку Шумлевую. Жители очень рады – мост получился классный, с высококачественной экологической пропиткой, могу сказать с полной ответственностью, что на срок нашей аренды – 49 лет – его точно хватит. В лесу мы построили и обновили больше десятка мест отдыха. А в честь праздника леса нам сделали подарок, выбрав наш участок местом проведения всероссийской акции «Сохрани лес!». 23 сентября у нас будет настоящий праздник леса, приедут гости и высадят молодые сосенки на площади в 4,4 гектара. Мы готовимся к приёму гостей, столы накроем, угостим.
Так что лес у нас под контролем. По новым критериям конкурса аренды мы обязаны отчитаться за каждый кубометр взятого леса, доказать в цифрах и фактах, что конкретно будет сделано из каждого куба. Мы вплотную работаем с местным лесничеством, а с ним не забалуешь. Технику постоянно обновляем: приобрели два лесовоза, сортиментовоз. Вот буквально сегодня приехал из Москвы, где на выставке министерства «Лесдревмаш» подобрал несколько необходимых единиц оборудования для запланированного цеха лесопиления.
Похоже, это действительно достойный ответ тем, кто считает арендаторов леса бессовестными рвачами. Ведь не будет же здравомыслящий человек рубить сук, на котором он очень удобно сидит, так же и арендатор не будет вырубать лес, который приносит ему прибыль. А уж толк в прибыли бизнесмен международного уровня Игорь Зыбин знает очень хорошо. И как пустить в дело эту прибыль, тоже знает. Местные жители считают его своим главным помощником, идут на поклон с любой проблемой и всегда находят понимание и поддержку. Слухи о добром бизнесмене разлетелись по округу очень быстро, и в очередную предвыборную кампанию Игорю Зыбину было предложено баллотироваться в депутаты округа.
- Я сначала не хотел идти, – признаётся Игорь, – понимал, сколько времени придётся выделять из своего и без того перегруженного графика. Но потом подумал, что уж если есть возможность помочь людям на законной основе, то почему и не сделать этого. Я прекрасно осознаю социальную ответственность за людей и готов взять её на себя. Детский сад отремонтировали, в школе полы перестелили. Было очень приятно присутствовать на линейке 1 сентября. Я действительно считаю Семёнов своим домом и хочу, чтобы мой дом был добротным, уютным и красивым. Не понимаю людей, которые сидят у себя на кухнях или на скамейках и ругают всё и всех на свете: и это плохо, и то не так. Я тоже вижу недостатки, их немало, но ведь бороться с ними надо не языком, а руками и головой. Каждый на своём месте может сделать хоть что-то, но не каждый хочет. Вот вижу: построили дом, неплохой дом, добротный, год живут, два, а света возле дома как не было, так и нет, дорожку как завалит снегом, так до весны и пробираются по сугробам. Почему? У меня нет ответа на этот вопрос. Я этого не понимаю и никогда не пойму.
Игорь сказал, что определяющим для себя девизом считает поговорку: «Не место красит человека, а человек место». Он не клянётся, что останется в Семёнове на всю жизнь – возможно, придётся когда-то налаживать производство и где-то в другом месте. Но и тогда, начиная всё сначала, он будет продолжать красить место, в котором живёт.
А пока в Семёнове его всё устраивает. Дом построил, только вот до бани руки никак не дойдут. Игорь сначала удивлялся тому, какое значение придают наши люди этому ритуалу – на его родине бань нет и в помине, а теперь проникся, понял, что именно там могут отдохнуть его перегруженные бизнесом мозги. Да и домашним понравилось бы такое удовольствие.
В 2019 году в семье родилась дочка, жена Зоя тоже нашла для себя приятное занятие – открыла небольшую кофейню в центре города. Единственным недостатком по-прежнему является нехватка времени. Игорю, наверное, и тридцати четырёх часов в сутки не хватило бы. О свободном времени мы даже и не говорили, нет его у Игоря. Из тех небольших, вырванных у бизнеса часов он пытается иногда устроить праздник семье под названием: «Ура, папа дома!». Тогда и на Керженец съездят, и с сыном в ФОК сходят – говорит, что пока только спорт помогает хоть ненадолго переключить мозги в режим отдыха. А вот построит баню, тогда вообще всё прекрасно будет.