20.04.2022 г.
Вот уже целое столетие образ нашей матрёшки надёжно поселился в сердцах многих тысяч людей разных национальностей и возрастов.
Невозможно говорить о матрёшке и не сказать о людях, чьё мастерство и талант с годами формировали и развивали особенный стиль семёновской красавицы.
Сегодня речь пойдёт о замечательной женщине и талантливом художнике по росписи контура семёновской матрёшки Нине Павловне Кабановой. Много лет Нина Павловна проработала на фабрике «Семёновский сувенир» и практически весь свой талант, умение и душу вложила в роспись матрёшки. Только взглянув на её работы, можно определить, что контур у матрёшки создавался руками именно Нины Павловны. Личики у её матрёшек были особенные, в них отражалась вся суть, глубина и доброта простой русской души, такой как у Кабановой.
Нина Павловна родилась рядом с деревней Мериново, и именно здесь впервые сто лет назад начали точить и раскрашивать матрёшку. Деревня Покровское, где 23 марта 1939 года родилась девочка Нина Костюнина (Кабанова), находится всего лишь в двух километрах от Меринова. Родители Нины работали в колхозе «Красный восход», семья по тем меркам была небольшая, четверо детей. У Нины были две сестрёнки и брат. Старшие Костюнины с детства приучали детей к труду, лениться было некогда, деревенская жизнь – она такая. С детства Нина была очень работоспособной, хорошо училась. Начальную школу Нина Павловна окончила в Меринове, а затем училась ещё в Быдреевке. А потом пришла пора помогать родителям. Восемь лет после окончания учёбы проработала она в родном колхозе. Работа спорилась, но юная Нина решила попробовать себя и в другом ремесле. 1 октября 1960 года пришла ученицей в мериновскую артель «Игрушка». Первым её наставником в искусстве росписи матрёшки стала Валентина Михайловна Кабанова. Видимо, с первой минуты Нина влюбилась в промысел. Контур матрёшки у молодой художницы получался ровный, чёткий, а уж личико, а особенно глаза получались лучше всего.
Но не только любовь к матрёшке в это время родилась в сердце у Нины, и земная любовь посетила юную художницу. Приглянулась она молодому пареньку Ивану Кабанову, и в 1961 году молодые люди сыграли весёлую, шумную свадьбу. Практически сразу молодая семья Кабановых переехала в Семёнов, поскольку туда перевели артель и объединили её с семёновским филиалом. Сняли квартиру. Иван Фёдорович работал кузнецом в артели и тоже, как и Нина Павловна, был на очень хорошем счету. Несколько раз артель меняла своё название. В 1967 году она стала фабрикой «Семёновский сувенир». Всё менялось, жизнь шла своим чередом, настойчивость и упорство как в работе, так и в жизни помогло Нине Павловне окончить вечернюю школу рабочей молодёжи.
Почти с первых дней работы на фабрике Нина Павловна крепко подружилась с Альбиной Фёдоровной Дворяниновой, с которой дружат и по сей день. Молодые художницы работали в одном звене, каждый выполнял свою операцию в росписи матрёшки. Кабанова наводила контур у матрёшек: лицо, платочек, фартучек, ручки, а Дворянинова писала пышные, яркие цветочные букеты. Каждая была виртуозом в своём деле. Много тысяч деревянных румяных кукол за трудовую жизнь создали подруги.
Готовить материал о Кабановой, признаюсь честно, начала с нуля. Информации о ней практически нет. Нина Павловна –очень скромный и тихий человек, несмотря на то, что знают и помнят её мастерство очень многие в Семёнове. Конечно же, самые тёплые и хорошие слова о своей дорогой подружке сказала Альбина Фёдоровна. Оказывается, Нина Павловна Кабанова была не только одной из лучших художниц на фабрике, занималась она и активной профкомовской деятельностью, успевала обучать и новеньких девочек-художниц, пела вместе с Дворяниновой в фабричном хоре, а уж какая она хлебосольная хозяюшка! С особым теплом вспоминала Альбина Фёдоровна, как они с Ниной ходили за черникой и грибами в её родной покровский лес.
Нина Павловна не единожды была награждена различными грамотами и медалями. Несколько раз ей было присвоено звание «Ударник коммунистического труда», много раз становилась «Лучшим наставником объединения». Награждена орденом «Трудовой славы» III степени. Её фото было занесено на областную Доску Почёта. Своим талантом Нина Павловна щедро делилась не только со своими юными ученицами, но и обучала иностранных ценителей красоты семёновской матрёшки. С рабочим визитом Кабанова побывала в Японии. Нужно было видеть, с каким восторгом японцы наблюдали, как работает талантливый мастер, как быстро её умелые руки наводят контур на матрёшке, как деревянная игрушка покрывается жёлтым платочком, одевается в красный сарафан, а в руках оживает букет из ярких роз, сочных тюльпанов и алых маков. А когда Нина Павловна была на выставке в Германии, ей лично пожал руку тогдашний руководитель ГДР и видный политик Эрих Хонеккер. Несколько раз Кабанова награждалась и туристическими поездками за границу.
Жизнь и творчество Нины Павловны Кабановой всего лишь яркий блестящий кусочек в калейдоскопе истории семёновской матрёшки, но эта скромная и талантливая женщина внесла весомый вклад в развитие и продвижение промысла. Сейчас Нина Павловна на заслуженном отдыхе. От души желаем ей здоровья и долгих счастливых лет жизни!
Благодарю за помощь по сбору материала о сегодняшней героине Е. А. Голубеву, Е. Г. Полевую, А. Ф. Дворянинову, Т. Г. Корьёву, Т. П. Кабанову.
Татьяна СЕВАСТЬЯНОВА,
ведущий научный сотрудник МТЦ «Золотая хохлома»
Фото предоставлено автором