Юлия КОМОВА
12.02.2022 г.
Увы, стоит признать, что в наше время медикам редко пишут благодарности. И если, проходя по коридорам больницы или поликлиники, ещё можно услышать: «Спасибо, доктор!», то в адрес медсестёр, фельдшеров, водителей скорых такое звучит крайне редко.
Каково же было наше удивление, когда мы получили коллективное письмо жителей нескольких деревень Малозиновьевского территориального отдела с тёплыми и добрыми словами о фельдшере!
Цитируем: «Мы понимаем, что в наше время проблема с медиками стоит очень остро, особенно в деревнях – закрываются медпункты, аптеки, уходят старые кадры, а молодёжь не рвётся в село. Мы уже не мечтаем о других специалистах, хотя обещали нам вернуть терапевта с нового года. И поэтому сейчас у нас стоит задача сохранить и поблагодарить замечательного медицинского работника Светлану Ивановну Тихонову. Она является фельдшером сразу трёх медпунктов: Ивановской амбулатории, Поломского и Малозиновьевского ФАПов. Светлана Ивановна всегда приходит на помощь и находит нужный подход к любому пациенту, будь то ребёнок или пенсионер. Она всегда очень сдержанна, пунктуальна, обходительна…» И так далее.
После таких тёплых слов мы решили познакомиться со Светланой Ивановной лично и пригласили её в гости.
Светлана Ивановна застала времена советской медицины, когда о деньгах в больницах не думали, и даже в эпоху дефицита 90-х лечили абсолютно бесплатно и качественно. Именно в те годы нашу героиню направили по распределению на работу в Семёновский район после окончания медицинского училища в Ветлуге. Хотя в школьные годы Светлана и не думала о медицине – она грезила путешествиями и раскопками исторических артефактов.
- Да, хотела стать археологом, историю очень любила, – рассказывает женщина. – Но ближе к одиннадцатому классу моя мечта разрушилась – времена были тяжёлые, выбор дальнейшего обучения у нас в Ветлуге невелик, а уезжать из родительского дома как-то не хотелось. Встал вопрос, куда поступать: либо лесной техникум, но там бухгалтерия, экономика, а это точно не моё, либо медицинский.
В училище было несколько групп, в каждой по тридцать студентов. Кстати, парни тоже активно хотели получать медицинское образование. Помню, после первого курса попытала свои силы и решила поступить в Кировскую медицинскую академию – думала, буду врачом-педиатром. Биологию сдала, за русский язык вообще не переживала, так как очень любила этот предмет, но завалила физику. Поэтому продолжила учёбу в училище и окончила его с красным дипломом.
«Посиди со мной,
Светочка!»
Приехала юная Светочка в Семёнов и – к главному врачу в кабинет. А он ей: иди-ка ты на участок, в деревню Рыжково.
- А потом мне как сказали, что туда автобус ходит только раз в неделю, я за голову схватилась, – признаётся наша героиня. – Расстроилась, но, видно, руководство пожалело и направили меня в село Светлое, где я отработала почти десять лет. Затем начались сокращения, и перевели меня в деревню Полом.
Светлана Ивановна вспоминает, что в те годы нехватки медиков не было. Порой конференц-зал, где проходили совещания, полностью заполнялся одними только сельскими медиками.
- А тут на днях решила посчитать, сколько же нас на селе осталось… ужаснулась: лишь шесть человек на весь округ, – вздыхает фельдшер. – В нынешнее время с кадрами очень плохо. Молодёжь отдаёт предпочтение большим городам, где есть частные клиники, – там и зарплаты соответствующие, и условия куда лучше, чем на селе. Это настоящая беда!
Сейчас участок нашей героини начинается в деревне Ларионово, а заканчивается аж в Донском. Она ведёт приёмы в Поломском, Малозиновьевском ФАПах, а ещё – в Ивановской амбулатории. Рано утром садится она за руль своего автомобиля (хорошо, на бензин денежку выделяют – авт.) и мчится к своим пациентам. На приём приходит народа предостаточно – от мала до велика: кто на здоровье жалуется, кому процедуры требуются… И нужно всё успеть, каждому внимание уделить.
А уже через несколько часов – в другом населённом пункте, и всё по кругу. А ведь ещё больных нужно навестить, ежедневно Светлана Ивановна объезжает более двадцати пациентов.
- Если бы я жила в той стороне, то и на ночные вызовы бы тоже выезжала, но живу я в Семёнове, а потому, если что случается, к пациентам в вечернее-ночное время и в мой единственный воскресный выходной выезжает скорая помощь, – говорит Светлана Ивановна. – Деревни вымирают, много одиноких стариков. Бывает, придёшь к бабушке, укольчик поставишь, таблеточку дашь, давление померяешь, а она: «Посиди со мной, Светочка, чайку попей!» И кажется, что от внимания и душевных разговоров пожилым, вроде как, легче становится!
А бывает и так: позвонят пациенты поздно вечером, попросят купить в аптеке лекарство, и на следующий день она обязательно всё необходимое завезёт.
- Жалко пожилых, – признаётся фельдшер. – У некоторых дети далеко живут, соцработник не каждый день приходит, просто нельзя отказать. Здоровье и жизнь – это же самое важное! Ужасно, когда человек умирает, я, наверное, к этому никогда не смогу привыкнуть. Вроде бы, вчера ещё сидели, общались, а сегодня его уже нет. Тяжело переносится.
И искренне радуется Светлана Ивановна за каждого, кому смогла помочь, кого поставила на ноги. Всех она помнит и даже по-матерински любит.
«Надо жить,
чтобы работать!»
Чего только нет в сумке фельдшера: жгуты, шприцы, салфетки, карточки, лекарства для неотложной помощи, различные приборы… Но больше всего ей хотелось бы укомплектовать качественным оборудованием подведомственные ей участки.
- Острая нехватка оборудования, – признаётся наша героиня. – Например, кардиограф у нас только на базе Ивановской амбулатории, хотелось бы, чтобы кардиограмму могли сделать жители в каждом ФАПе – вроде как обещают, но… Нужно бы и глюкометры, чтобы определять уровень сахара в крови, надо бы и экспресс-тесты для измерения показателей холестерина. Чтобы за этими анализами люди не ездили в город, очереди огромные не выстаивали.
Работа фельдшера за последние десятилетия усложнилась в несколько раз: во-первых, появились многочисленные новые лекарственные препараты, и это, наверное, хорошо. Во-вторых, введены стандарты диагностики и протоколы лечения; в-третьих, жутко усложнилась отчётная документация…
- Сейчас много бумажной работы, – признаётся Светлана Ивановна. – Хоть и вводится везде компьютеризация, но до села она, наверное, долго не дойдёт. Например, в Поломе стоит компьютер – его ещё три года назад поставили, а провода скрученные лежат. В Малом Зиновьеве компьютер-то подключен, но нет интернета, нет соответствующих программ, специалист нужен! Поэтому всё записываю от руки и по каждому пациенту информацию везу уже в Семёновскую больницу.
Однако, несмотря на все рабочие сложности, профессию свою Светлана Ивановна любит. И своим детям внушает, что нужно быть всегда отзывчивыми, сердечными и внимательными к чужим бедам. У Светланы Ивановны два сына. Старшему уже двадцать один год, выучился на помощника машиниста в железнодорожном училище, но по специальности пока не работает. А вот младший пятнадцатилетний сын явно проявляет интерес к медицине.
- Если я мужа или старшего сына прошу дать таблетку от головной боли, они просто отмахиваются – мол, не знаем, какую, – улыбается Светлана Ивановна. – А вот младший с лёгкостью разбирается, какое лекарство и от чего поможет. Но я бы ему всё же рекомендовала не медицину, а ветеринарию – он так любит всякую животинку, да и зверюшки отвечают ему взаимностью. Ведь надо жить, чтобы работать, а не работать, чтобы жить!
Эту статью хочется закончить ещё несколькими строчками из того самого письма в редакцию, с которого мы и начали рассказ о медике: «Это огромное счастье, что такие компетентные, умелые и талантливые, неравнодушные люди работают именно там, где они всегда нужны. Терпение, отзывчивость, чуткость, понимание Светланы Ивановны сами по себе лечат лучше медицинских процедур. Желаем ей крепкого здоровья, долгих счастливых лет жизни, удовольствия от работы и исполнения всех замыслов!»
Также жители деревень обращаются к руководству Семёновской ЦРБ с просьбой обратить внимание на деревенские ФАПы и возобновить работу аптечных киосков на их базе.