24.11.2021 г.

Далеко не каждый знает, но за всю историю Комаровского скита было три Манефы, и все они были настоятельницами обители. Манефа последняя скончалась в 1934 году. У дореволюционных надгробий имеются каменные плиты с надписью.

Комаровский скит – один из старейших и крупнейших на Керженце, место действия романа П. И. Мельникова (Печерского) «В лесах». Был основан в конце XVII – начале XVIII веков в 36 километрах к северо-западу от города Семёнова, вблизи деревень Елфимово и Васильево. Название, согласно преданию, скит получил по прозвищу первопоселенца – крестьянина Комара. Скит подвергся разорению при Питириме, но после указа 1762 году был быстро восстановлен.

В XVIII веке в скиту княжной Болховской была основана обитель Бояркина, которая первоначально заселялась женщинами знатных родов. До 50-х годов XIX века в часовне обители сохранялась как святыня Александровская лента с орденским крестом, принадлежавшая Лопухину – дяде основательницы обители.

В начале XIX века Комаровский скит насчитывал 35 обителей, в 1826 году – 26, в 1853-м – 12 обителей, 3 часовни и 2 моленные. Одновременно в скиту проживало до 500 скитниц и столько же послушниц. В XIX веке, после наступления Наполеона на Москву, скит пополнился переселенцами Рогожской общины с семьями. По свидетельству иеромонаха Иоанна (1837), в монашество жителей скита постригали отлучившиеся от церкви иеромонахи. Обители возглавлялись соответственно непосвященными игуменами и игуменьями (согласие определялось как беглопоповское, «перемазанщики»).
Кроме обителей, скит включал в себя жилища семейных крестьян с чадами, а также – «сиротские». «Сиротами» называли не принадлежавших к общине скитских поселенцев, живших отдельно и кормившихся от собственных средств, но в период работы Нижегородской ярмарки собиравших в Нижнем пожертвования на скит от купцов-старообрядцев.

Обители скита построены были по типу «стаи» – многосрубного двухэтажного строения с крытым двором, переходами, сенями, светлицами. По сторонам длинного коридора располагались чистые келейки. Коридор выводил в просторную, роскошно убранную моленную, в которой служба совершалась ежедневно. На весь Керженец скит славился чистотой и дисциплиной.

Возле Манефиной обители для нужд скитниц были вырыты два пруда. В скиту прежде было 8-10 старых кладбищ, из которых до сих пор почитаются два. Первое – у запустелой обители Ионы Курносого, старообрядческого писателя, начётчика, «соборного старца», признаваемого преподобным. Здесь же росла чудодейственная ель, кору которой старообрядцы грызли в надежде избавиться от зубной боли; в конце XIX века, судя по фотографии М. П. Дмитриева, ель уже была повалена.

Второе – у могилы настоятельницы Манефы (умерла в 1816 году), признанной также преподобной и подающей чудесные исцеления всем приходящим. Могила матери Манефы была устроена в виде каменной гробницы под деревянным навесом. Рядом на звоннице висели три колокола.
По описанию, сделанному в 1917 году Ю. Прилуцким, на гробнице читались надписи:
«Духовныя моя сестры и спостницы не забудите мне егда молитеся но видевше мой гроб поминайте мою любовь и молитеся Христу да учинит дух мои с праведными».

«Сооружён сей памятник усердием преданного духом к покойной Московской первой гильдии купца Филиппа Яковлевича Касаткина. 1818 года июня 3 дня. Москва».

Выполняя повеление Николая I от 1 марта 1853 года об уничтожении скитов в Семёновском уезде и предписание министра внутренних дел о перемещении в один скит всех скитников, нижегородские власти в 1855 году приняли решение переселить 40 человек из Комаровского в Улангерский скит. Несмотря на то, что в скиту начали разбирать часовни, проект переселения не осуществился. Обитательницы Манефиной обители, как и многие выселенные жители других скитов, нашли пристанище в Семёнове. Хотя в рапортах семёновских священников за 1856 год Комаровский скит указан как «бывший», некоторые его жительницы не покинули прежнего поселения и продолжали носить иноческие одеяния. В 1860 году были восстановлены «раскольнические кладбища». Упразднение скита не состоялось.

В 1911 году Комаровские кельи и их настоятельницу Матрёну Филатьевну (в будущем с 1914 года – мать Манефу, «последнюю») посетил в своём путешествии по святым местам историк Д. Н. Уткин, о чём оставил воспоминания. Матушка Манефа умерла в 1934 году и покоится на комаровском кладбище. Традиции обучения детей грамоте, благочестию, церковному пению сохранялись в Комаровском скиту на протяжении веков, вплоть до 30-х годов XX века, когда (примерно в 1927 году) скит был расселён.
До сих пор живы в нижегородском крае воспитанницы комаровской обители. Исследователям удалось записать воспоминания одной из последних воспитанниц Комаровских келий Е. А. Красильниковой (г. Урень), которая была отдана для обучения в скит в шестнадцатилетнем возрасте. Это было около 1926 года. На её глазах скит был разогнан, на этот раз окончательно. «Матушки Косияния и Мелания продолжали обучать детей грамоте», перебравшись в деревню Федотово.

Комаровский скит окружают другие святыни старообрядцев: мощи «начальной старицы» Фотиньи покоятся между Комаровским и Улангерским скитами, там же могила матери Голендухи.

Место расположения бывшего Комаровского скита – на правом берегу ручья, впадающего в реку Линду, в двух километрах от деревни Елфимово Семёновского округа. В комплекс памятных для старообрядцев мест входят:
1. В южной стороне, на поляне – могила матушки Манефы. За металлической оградой с калиткой находится надмогильный камень с трудноразличимыми надписями, покрытый художественной резьбой, окружённый бетонной площадкой. С восточной стороны могилы возвышается деревянный крест.
2. На южной стороне, в лесу – скитское кладбище. Насчитывает около полутора десятков плохо сохранившихся крестов и голбцов (возраст приблизительно 20-60 лет).
3. В восточной стороне комплекса, в 60 метрах от ручья, среди старых деревьев – деревянный крест, оставшийся от гробницы Ионы Курносого.
4. В восточной стороне, на берегу ручья – скитское кладбище. Среди нескольких десятков могил есть могила «Манефы последней». На деревянном кресте металлическая табличка с надписью: «Мать Манефа. Умерла в 1934 году».
5. В северо-западной части комплекса на лесистом берегу ручья – два креста, оставшихся от скитского кладбища.
6. Остатки двух прудов, выкопанных перед Манефиной обителью. Эти места остаются объектом поклонения и паломничества для старообрядцев Нижегородской области, особо почитаются могилы Ионы Курносого и матушки Манефы.

Примечание
Вот что известно из скитских преданий про начало скита Комаровского и про обитель матери Манефы.

Вскоре после «Соловецкого сиденья» на Каменном Вражке поселился пришлый из города Торжка старообрядец по прозвищу Комар. По имени его и скит прозвали Комаровым. Сначала тут было четыре обители, к концу прошлого столетия было их до сорока, а жителей считалось до двух тысяч.
Долгое время, около ста лет, Комаровский скит на Каменном Вражке был незнаменитым скитом. В год московской чумы и зачала старообрядских кладбищ в Москве – Рогожского и Преображенского (1771 год – прим. авт.) – зачалась слава скита Комаровского. В том году пришли на Каменный Вражек Игнатий Потёмкин, Иона Курносый и Манефа Старая.

Статья интернет-группы «Кержаки староверы»


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

За мир
   
Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel