Печать
Категория: Братина
Просмотров: 735

24.04.2021 г.

23 апреля – особая, трагическая дата в истории Семёнова. Без малого сто лет назад, 23 апреля 1930 года, было принято решение о ликвидации собора Вознесения Господня.

Этот храм на протяжении 115 лет был настоящим украшением, духовным центром и главной архитектурной доминантой города. В этот памятный день хочется рассказать о светлых и грустных страницах его истории.

Всё началось ещё в конце XVIII века, когда в 1779 году по решению Екатерины II Семёнов получил статус города и стал масштабно перестраиваться по утверждённому императрицей плану. В центре была предусмотрена обширная площадь для возведения каменной церкви. Спустя несколько десятилетий, когда единственный в городе деревянный храм Сретения Господня (на его месте теперь находится здание православно-просветительского центра «Сретение») перестал вмещать всех верующих, жители Семёнова сами стали ходатайствовать о строительстве в центре города собора. Так судьбоносно совпали планы власти и желание горожан.

В 1819 году на добровольные пожертвования жителей города было начато возведение каменного трёхпрестольного собора. Посвятить новый храм решили Вознесению Господню – событию, произошедшему на 40-й день после Воскресения Иисуса Христа и описанному в Евангелиях. В рекордные сроки – менее чем за год – удалось возвести существенную часть здания, и в том же 1819-м в соборе начались богослужения. Дальнейшие работы растянулись на годы – строительство остального здания и двухярусной колокольни было завершено лишь в начале 1830-х годов.
По преданию, для изготовления кирпича глину брали рядом с местом строительства, и после окончания работ возле собора осталась глубокая яма. Постепенно она самостоятельно заполнилась грунтовыми водами и превратилась в пруд, который и поныне находится на главной площади Семёнова.

Неоценима в строительстве cобора роль протоиерея Василия Сергеевича Соколова (1782-1849). Именно на годы его служения в Семёнове пришлось и строительство Вознесенского собора, и создание нового кладбища, и перенос на него старой деревянной церкви. В новом соборе он прослужил почти 30 лет.
В 1853-1856 годах вокруг собора была сооружена каменная ограда, её можно увидеть на всех сохранившихся исторических фотографиях.
Вознесенский собор был славен своим хором – слаженным и обученным пению по нотам, который, по свидетельству современников, мог сравниться с лучшими хорами Нижнего Новгорода.
По данным на 1913 год, приход собора составлял более 4000 человек – из Семёнова и окрестных деревень. Прихожанкой собора на протяжении многих десятилетий была Елизавета Николаевна Самосская – жена семёновского главного врача Е. И. Самосского, удивительная и пока ещё, к сожалению, малоизвестная личность, сыгравшая важнейшую роль в защите верующих семёновцев в годы гонений на православную веру. За это она была расстреляна, а в настоящее время прославлена как святая.
Сохранилось множество воспоминаний современников о том, каким был главный храм города. Почти все из них тогда были детьми и запомнили не детали, а общее впечатление: «Всё было в золоте… Везде золото, сияние… Красота! Как будто в раю оказался». И, действительно, собор имел уникальное убранство из золота и других драгоценных металлов. Благодаря семёновскому краеведу А. Майорову сохранились более подробные свидетельства: «В ясный день купола горели на солнце, как жар, видно их было далеко-далеко. В самом центре возвышался собор, казалось, как будто он в воздухе парит!.. Колокола были очень звонкие, в самую душу западал этот колокольный звон. Когда звонил самый большой колокол, то слышно было даже в Шалдёжке! А внутри собора была такая красота, что невозможно было без слёз радости смотреть на всё это!..»

События 1917 года разделили историю нашей страны на «до» и «после». Пришедшие к власти большевики уже в 1918 году провели перепись прихожан храмов. В Семёнове более 800 человек не побоялись дать подписку в том, что они православные христиане и являются прихожанами Вознесенского собора. Кто-то может сказать: «В чём смелость такого поступка? Чем рисковали эти люди, ведь революция произошла совсем незадолго до того, а время гонений пришло только через два десятка лет?». Это не так. Уже в 1918-м происходили зверские убийства священников, надругательства над храмами и монастырями, в том числе и в Нижегородской области. По всей стране распространялись листовки и карикатуры, высмеивавшие веру. То есть если ты называл себя верующим – автоматически попадал в число отсталых людей и мракобесов. Более того, ты даже ставил свою жизнь под угрозу. Несмотря на это, и в 1918-м, и позже при проведении подобных переписей значительная часть семёновцев бесстрашно заявляла о верности своим убеждениям.

В 1920-е годы антирелигиозная атмосфера в городе, так же, как и во всей стране, нарастала всё сильнее. Своеобразным рубежом стал 1929 год, когда «за контрреволюцию» в Семёнове были арестованы и отправлены в лагеря 3 священника и 6 мирян. И среди них – настоятель собора протоиерей Константин Травин и регент соборного хора Е. В. Колобянин.
Спустя год, 23 апреля 1930 года, горсовет принял трагическое решение – закрыть Вознесенский собор и переоборудовать его в клуб. Из бюджета были выделены баснословные по тем временам средства – 25 000 рублей. Сложно представить, с какой болью эту новость встретили те, кому храм был дорог. Тем более что это была Светлая среда Пасхальной недели...
В итоге прихожане не согласились с постановлением и начали активную борьбу за собор, которая продлилась целых четыре года. Они писали в самые высокие инстанции, в том числе во ВЦИК и «всесоюзному старосте» Калинину – с просьбой защитить их конституционные права на свободу совести. Однако эта четырёхлетняя борьба не увенчалась успехом.

К сожалению, строители нового общества вычеркнули из жизни людей веру. Поэтому необходимо было ликвидировать всё, что может напомнить людям о Боге. Собор, стоявший в самом центре, на возвышенности – белоснежный, самый высокий в городе, казавшийся несокрушимым, с потрясающими колоколами, которые были слышны на 20 вёрст в округе, с ещё более потрясающим убранством, иконами и хором – он был настоящей жемчужиной семёновского края. И именно его хотели как можно скорее уничтожить, стереть с лица земли забывшие Бога люди. И поэтому он первым среди всех храмов Семёнова попал под удар. И, возможно, именно поэтому он разрушался так зверски и показательно – как ни один другой храм в городе и районе.
В 1934 году с Вознесенского собора на глазах престарелого настоятеля, священнослужителей и прихожан были сброшены колокола, а затем разорено его уникальное внутреннее убранство.

Благодаря краеведу А. Майорову сохранились воспоминания не только об облике городского собора, но и о трагических событиях его ликвидации. С помощью этой информации мы попытаемся воссоздать хронологию того, что происходило в те годы.

Прошло ровно пять лет с того момента, как семёновский горсовет вынес судьбоносное для Вознесенского собора решение. 26 апреля 1935 года, в Страстную Пятницу, в недооборудованном клубе было решено провести первый концерт. По воспоминаниям очевидца, который тогда был ребёнком: «Икон не было, великолепная церковная роспись исчезла под известковым раствором. Перед алтарём возвышалась грубо сколоченная сцена. Пиликала гармошка. Но зрителей было очень немного. Поглядели мы вокруг, и сделалось как-то тоскливо: ведь ещё совсем недавно вместе с родителями приходили мы сюда на православные праздники…»
Кроме того, в 1935 году происходили активные работы по дальнейшей перестройке собора. Особенно важно было разрушить колокольню. Предлагалось уронить многотонное и многометровое строение вдоль площади по направлению к главной улице города – переименованной в улицу Розы Люксембург.
«Работы начались: из подручных средств был собран огромный таран. Тараном разбили все пристройки, окружавшие колокольню, далее сделали отверстие в левом углу основания колокольни, вбили туда огромное бревно, потом то же самое сделали с другим углом. В итоге впереди колокольня оказалась как бы «на курьих ножках» – подпёрта двумя сосновыми брёвнами, а сзади возвышались нетронутые стены основания колокольни. Оставалось только убрать брёвна, и колокольня упала бы в нужную сторону. Для этого специально с берегов Волги привезли лебёдку с огромным тросом – с её помощью вытаскивали с отмели баржи! Однако ничего не получалось – столбы не поддавались, колокольня стояла на месте. В итоге трос, выдерживавший баржи, не выдержал нагрузки колокольни и лопнул. После этого решили сделать по-другому: привезли несколько возов соломы и досок, сложили всё это под столбами, полили горючей смесью и подожгли. Долго горел этот страшный костёр, а колокольня всё стояла и стояла. Наконец что-то треснуло, и масштабное сооружение рухнуло... Огромная куча битого кирпича образовалась на месте бывшей колокольни».
Затем все желающие схватились за кирки, молотки и лопаты и стали разбирать остатки кирпича и строительного мусора. С помощью обломков была безуспешно вымощена одна из улиц нашего города – улица Тельмана, но это уже совсем другая история.
Далее за несколько лет бывший собор был до неузнаваемости перестроен в стиле конструктивизма. А в 1937 году все храмы города были закрыты, все священники – расстреляны, очень многие верующие люди и сотрудники храмов были отправлены в лагеря, откуда не вернулись.

Сейчас в здании бывшего Вознесенского собора располагается Центр культуры и искусств. Находясь рядом с этим местом, входя внутрь этого здания, будем помнить и знать его удивительную историю, с благоговением смотреть на священные стены, которые были свидетелями становления нашего города. Тут крестились, венчались и отправлялись в последний путь наши предки. Здесь они молились, открывая Богу самые потаённые уголки сердец. Будем бережно хранить память о нашей истории, ведь только в таком случае мы сможем правильно жить в настоящем и верным путём двигаться в будущее.

Дмитрий ДАУТОВ
Фотоматериалы предоставлены Николаем Лавровым
Фото Ф. ФОМИНА (начало ХХ в.)


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle