Н. УЗДЕНЕВА,
зав. отделом искусств Центральной библиотеки имени Б. П. Корнилова
23.01.2018 г.
Это – совместный проект Центральной библиотеки имени Б. П. Корнилова и Детской музыкальной школы имени И. Т. Шестерикова. Многие слушатели (почти в полном составе клуб «Общение», существующий на базе литературной гостиной библиотеки, и другие гости) в новое здание музыкальной школы пришли впервые. Для них провели экскурсию, показали кабинеты, залы, и все были поражены великолепием и красотой внутренней отделки. Многие из пришедших и сами окончили музыкальную школу, потом водили туда на занятия детей, внуков, но всё это было в старом здании на улице Красноармейской, а о таком даже не мечтали.
После экскурсии все заняли места в актовом зале. И совсем позабыли о том, что в мире существуют телевизоры, компьютеры и даже (вы не поверите!) мобильные телефоны.
Когда-то давно о таких чудесах техники даже и не помышляли, но люди умели проводить время интересно. Они собирались в гостиных, придумывали литературные игры, разгадывали шарады, вели неторопливые беседы и непременно пели романсы.
Как в прошлый век, печально и светло,
Слетает лист берёзы в день осенний,
Как будто в мире не произошло
С тех пор ни бед, ни войн, ни потрясений.
Мы тоже забыли о том, в каком беспокойном веке живём, и погрузились в волшебство века XIX, в волшебство музыки и великолепного исполнения.
Исполнение было поистине великолепным. Преподаватель школы Ирина Куклева и её ученицы Елена Ложкарёва и Юлия Шутова спели для нас целых пятнадцать романсов. Весь вечер не поднималась из-за рояля концертмейстер Нелли Тютина, аккомпанируя исполнителям.
Недавно вечер русского старинного романса мы проводили в литературной гостиной библиотеки, и тогда всё это слушалось в записи. Но никакая запись не сможет сравниться с живым исполнением. Тем более в зале с прекрасной акустикой. Особенно поразила ария Лизы из оперы композитора К. В. Молчанова «А зори здесь тихие» в исполнении Елены Ложкарёвой (наряду с музыкой века XIX звучали и более современные вещи). Я, к стыду своему, никогда не слышавшая этой оперы, стала гадать, какие же слова можно подобрать к образу Лизы. В арии не было ни одного слова, только продолжительный страдальческий крик, и от этого трагедия ещё страшнее, ещё глубже. До слёз!
На вечере звучала не только музыка. Была и литературная часть. Каждому романсу предшествовал рассказ об истории его написания: о судьбе композитора, поэта, исполнителя. Среди них были имена известные: Пушкин, Лермонтов, Глинка, Римский-Корсаков, Алябьев, другие. Звучали имена женщин, которым посвящали авторы свои произведения: Анна Керн, Наталья Гончарова, Александра Смирнова-Россет.
Иногда автор в истории музыки оставался с одним-единственным романсом. Так случилось с Николаем Листовым, который на пике страстной любви написал «Я помню вальса звук прелестный», причём и слова, и музыку.
Аристократ красавец, богач, – он влюбился в актрису провинциального театра Александру Медведеву и бросил к её ногам всё: богатство, славу, положение в обществе. Свой единственный романс он посвятил первой встрече с будущей женой. Мы услышали его в исполнении Юлии Шутовой.
Первой встрече с красавицей Натальей Гончаровой посвятил свои стихи «На холмах Грузии» Александр Пушкин. Он увидел её на балу в феврале 1828 года, а в апреле уже посватался, но будущая тёща ответила, что дочь слишком молода. Ей всего 16 и замуж ещё рано. Удручённый Александр Сергеевич поехал на Кавказ в действующую армию. Он пытался забыть юную красавицу и даже решил не возвращаться в Москву, но не смог, потому что «сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Эти стихи положил на музыку Римский-Корсаков, а исполнила романс Ирина Куклева.
И таких историй возникновения романсов я нашла великое множество, копаясь в старых книгах Центральной библиотеки.
Как после вековой разлуки,
Гляжу на Вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.
Вечер закончился. На сцену поднялись исполнители. Какие аплодисменты выпали на их долю! Зрители не расходились, подходили к сцене и благодарили за прекрасный вечер.
А я, покидая стены детской музыкальной школы, лелею надежду, что наше сотрудничество с её педагогами и их талантливыми учениками продолжится, и мы ещё не раз соберёмся в прекрасном сине-белом зале и насладимся чарующей музыкой.