02.04.2022 г.
Не успели читатели библиотеки переварить впечатления от недавней встречи с нижегородским поэтом Анной Сеничевой, как в читальном зале им был представлен новый гость, и тоже из Нижнего Новгорода. Михаил Александрович Чириков – правнук писателя Евгения Чирикова.
Евгений Николаевич Чириков в дореволюционной России был известен очень широко. Собрание его сочинений насчитывало 17 томов. Книги выходили большими тиражами. Его пьесы ставились на сценах лучших театров страны. По его сценариям снято было три фильма. Ольга Берггольц в своём дневнике писала, что ей в юности очень хотелось быть похожей на одну из героинь романа «Жизнь Тархановых».
Родился Евгений в 1864 году в дворянской семье, учился в Казанском университете – кстати, одновременно с Владимиром Ульяновым. Оба они участвовали в студенческих беспорядках. Будущий вождь революции относился к Чирикову с большим уважением и даже, когда после 17-го года они разошлись во взглядах, Владимир Ильич предупредил Чирикова о готовящемся аресте. В записке, которая сохранилась, Ленин пишет: «Евгений Николаевич, уезжайте. Уважаю ваш талант, но вы мне мешаете. Я буду вынужден вас арестовать, если не уедете».
Чириков жил тогда в Нижнем Новгороде. Там он близко подружился с Максимом Горьким, Фёдором Шаляпиным. Он читал им рукописи будущих книг, а его жена Валентина Григорьевна играла на сцене Нижегородского драматического театра. Семья Чириковых много внесла в развитие культуры края.
И всё было бы хорошо в жизни Евгения Николаевича, если бы в своих публицистических статьях он не высказывал свой собственный взгляд на обустройство жизни в России, отличный от планов большевиков. Вот тогда он и получил ту историческую записку.
Семья уехала за границу. Но Евгений Николаевич не переставал любить Россию, Нижний Новгород, тосковал по Волге, которую описывал в своих произведениях. Он всегда считал себя русским человеком, очень надеялся вернуться на родину. Не случилось. В 1932-м он умер в Праге.
А книги его на долгие годы оказались под запретом, имя его больше не упоминалось в русской литературе. И наши читатели, и даже мы, библиотекари, об этих книгах не слышали. До тех пор, пока не познакомились с Михаилом Александровичем. Правнук писателя вот уже около 30 лет занимается изучением и систематизацией архива, способствует изданию книг, пропагандирует творчество Евгения Николаевича, встречается с читателями, дарит книги хорошим людям и библиотекам.
Несколько солидных книг он подарил и Центральной библиотеке имени Б. Корнилова. В их числе «Волжские рассказы и сказки», где запечатлён облик великой реки, разноплемённость её жителей, их быт, обычаи. Некоторые рассказы писались в России до революции, некоторые написаны уже в эмиграции. Объединяет их одно: горячее чувство любви к великой русской реке, желание воспеть её красоту и величие. Кстати, знаете ли вы, дорогие читатели, кто такие мартышки? Нет, не известные всем обезьянки. Мартышками называют иногда людей, живших на берегах Волги. А вот почему, за что? – об этом прочтём.
Картинки дореволюционной провинции предстают перед читателем в книге «Тихий омут». Здесь очерки, здесь действительные события из жизни небольших городов, сёл, деревень. И в каждом очерке – боль за Россию и желание зажечь «искру Божью» в душе каждого человека.
Непросто было писать о безобразиях жизни российской провинции в те времена, непросто было и издавать эти сочинения. Требовалось великое мужество и гражданская позиция писателя и издателя. К слову, читая эти очерки, мы можем провести аналогию и с днём сегодняшним, хотя прошло уже более ста лет.
Среди подаренных книг – совершенно восхитительный роман «Зверь из бездны». Есть у него подзаголовок – «Поэма страшных лет». Описывает в нём Чириков «окаянные дни» борьбы за власть после революции. Сам автор – активный участник Белого движения, и описанные в романе события происходили на его глазах и с его участием. Герои не выдуманы, это всё реальные люди: родственники, друзья, знакомые, сторонники и противники.
Причём автор, белый офицер, с великим сочувствием относится и к белым, и к красным, ко всем, «кто посетил сей мир в его минуты роковые». Обрываются жизни, рвутся семейные узы, друзья становятся врагами, женщины, привыкшие к роскоши, добровольно становятся медсёстрами в лазаретах и госпиталях, с одинаковой стойкостью ухаживают и за белыми офицерами, и за красными командирами. Всё смешалось в эти «окаянные дни». Зверь вышел из бездны.
Михаил Александрович не только продвигает книги своего прадеда, он ещё организовал музей Е. Чирикова, где бережно хранятся вещи писателя, его книги. Он организует экскурсии по музею, рассказывает о семье Чириковых. Между прочим, внучка писателя, мать Михаила Александровича, – единственная из живущих сейчас в России, встречавшаяся с Фёдором Шаляпиным. Вот такие люди, вот такие корни.
Читальный зал библиотеки был переполнен, мы даже не ожидали такого наплыва читателей. Собрали стулья с двух этажей, поставили дополнительные скамейки, а читатели всё шли и шли, некоторые просто стояли в дверях.
В конце встречи ведущая обратилась к собравшимся:
- Дорогие друзья! Как вы думаете, в наше сложное жёсткое время остались ли на свете чудаки?
Увидев недоумение на лицах, она добавила:
- Конечно, остались! Это те, кто пишет стихи и песни, те, кто посещает выставки и музеи, те, кто по воскресеньям приходит в нашу библиотеку. Посмотрите, сколько чудаков собралось сегодня в этом зале!
И ещё, уверяю вас, дорогие друзья, что это встреча с правнуком писателя – не последняя. Вот что пишет Михаил Александрович в книге отзывов литературной гостиной: «Невероятно тёплая, душевная атмосфера! Интересные и благодарные слушатели, которым хотелось рассказывать и показывать как можно больше. Отдельной темой стала связь писателя с семёновским краем, озером Светлояр, Нижегородской землёй. Всё это нас очень сблизило и родило желание встречаться снова. Жду новых семёновских друзей в Литературном музее Е. Н. Чирикова».
Уважаемые читатели! Следите за нашей библиоафишей в «Семёновском вестнике» и на сайте библиотеки.
Надежда УЗДЕНЁВА