Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото автора
16.07.2025 г.

«Радостный строй гитар, яростный стройотряд…» Помните такую песню Александры Пахмутовой советских времён? Студенческие отряды действительно были яркой приметой второй половины двадцатого века.

Каждое лето многие учащиеся вузов отправлялись в «трудовой десант»: работали на стройках, на уборке урожая, на транспорте… В последнее время движение вновь возрождается в нашей стране. Сегодня воспоминаниями об интересной и романтической поре своего студенчества делится наш земляк Александр СМИРНОВ.

Трудовая альтернатива

Александр, в конце 70-х студент Горьковского пединститута, на время каникул выбрал работу проводником на поездах дальнего следования. Потому как хотелось страну посмотреть, и вообще сидеть дома два летних месяца – июль и август – было невыносимо. Работа на стройке не подходила – в своё время у него была травма позвоночника.
- В комитете комсомола я узнал, что есть студенческий отряд проводников. А я же родом из Сухобезводного, узловой станции Горьковской железной дороги, и постоянно ездил на электричках. И, кстати, в детстве ещё застал паровозы, которые ходили из Сухобезводного в Лапшангу. Поэтому железную дорогу воспринимал как родную стихию. На стройках студенты, конечно, зарабатывали ощутимо больше проводников, но что поделаешь…

На нашу встречу Александр Алексеевич принёс форменные куртку и фуражку, которые хранились ни много ни мало 45 лет. На снимке конца 70-х они с двоюродным братом как раз в такой форме.
- Хотя в 1976 году, когда я начинал работать проводником, у нас единой формы не было, – вспоминает мой собеседник. – Кто в штормовке, кто в куртке… На стройках ребятам выдавали защитного цвета штормовки. И вот пришло решение сделать форму единообразной. Художник разработал эмблему, мы заказали в ателье одинаковые курточки из серой ткани. Низ – чёрные брюки, у девушек – чёрные юбки. Вид совсем изменился – стал более презентабельным.
Студенческий отряд проводников Горьковского пединститута назвал себя «Рассвет», потому что часто приходилось встречать рассветы в пути.

У Александра с тех пор сохранилась и личная санитарная книжка со всеми необходимыми отметками и печатями врачей – без медосмотра никак нельзя. 1980-й – последний год работы проводником в поездах. Получается, что целую пятилетку он каждое лето разъезжал по нашей огромной стране под шум железнодорожных колёс на стыках рельс.

Мечта окунуться в море

- Для меня в этой работе было много романтики, – признаётся Александр. – Я ведь раньше дальше Горького нигде и не бывал. А тут такая возможность!

Работе предшествовало обучение. Ребятам преподавали электротехнику, безопасность движения на электропоездах, устройство вагонов и так далее. И прежде чем студента включат в бригаду проводников, ему надо было сделать три стажёрские поездки – с кадровым проводником, который учил всем тонкостям на практике: как застилать постель, наводить порядок в вагоне, разносить пассажирам чай и прочим премудростям.
- Помню стажёрскую поездку в Ленинград, – рассказывает Александр. – И это был не скорый поезд, а обычный. Шёл из Горького дня полтора.
- Мало кто знает, что в вагоне 80 километров проводов, – продолжает он. – И если вдруг случится пожар, то достаточно всего 15 минут, чтобы сгорел весь вагон. Поэтому на нас лежала огромная ответственность – безопасность пассажиров.
Кто путешествовал по железной дороге, тот знает, что в поезде – особая жизнь, и её комфорт обеспечивает главный человек в вагоне – проводник. Эта работа предусматривает постоянное общение с людьми, что приносило особенное удовольствие нашему герою.

Первые самостоятельные поездки Александра были в Симферополь.
- За свои 20 лет я ни разу не видел моря, а очень хотелось. Но график движения горьковского поезда был для нас очень неудобным: мы прибывали на конечный пункт ночью, стояли очень мало – искупаться никак не успеешь. Мечтой многих было попасть в поезд до Адлера – мы прибывали туда в 23.00, а отправление обратно лишь в 10 утра. Помню, как в первый раз я окунулся в море именно ночью. Какое оно было тёплое, ласковое и загадочное, кругом медузы…

А потом и график движения в Симферополь изменили, и этот поезд стоял на конечной станции целые сутки! Он даже помнит цены на билеты в то время: место в купе до Симферополя стоило 21 рубль. Для сравнения: билет на самолёт – 35 рублей.

Что вы знаете о полупроводниках?

Мой собеседник вспоминает, что поезда на Киров и Москву комплектовались проводниками из расчёта «один к одному» – на каждый вагон по проводнику, а вот на Симферополь полагалось три проводника на два вагона. А на Адлер и Красноярск ходили поезда с двумя проводниками на вагон – один мог подменить другого. Александр вспоминает анекдот на эту тему:
- Студент, проработавший всё лето на железной дороге, осенью пересдаёт экзамен. Профессор задаёт вопрос: «А что такое полупроводник?», и тот не задумываясь отвечает: «Это когда один проводник на два вагона».

Путь до Симферополя на поезде занимал 30 часов, до Адлера – почти двое суток.
Кроме этих направлений, Александр ездил в Пензу, Киров, Москву, работал и на фирменном ленинградском поезде. В первый год был обычным проводником, а уже на второй его назначили командиром отряда. Два года вместе с ним работал двоюродный брат, который учился в Горьковском политехническом институте.

Любопытная деталь: после окончания пединститута Александр ещё два лета работал проводником – настолько запала в душу романтика дальних странствий. Работа в семёновском учебно-производственном комбинате ему позволяла это делать – отпуск у педагогов продолжительный.

И ещё несколько нюансов из жизни на колёсах. Проводникам платили лишь так называемые «колёсные», то есть за то время, когда состав был в пути. Пока поезд стоял, зарплата не капала.

Если железнодорожный состав стоял в пункте назначения сутки, то вагоны убирали отдельные служащие – уборщики, но иногда это приходилось делать и самим проводникам.
В купейном вагоне в обязанность проводника входило заправить для пассажиров верхние полки. Нижние, на которых сидели, заправляли уже сами пассажиры.

Города посмотрел, жизнь увидел

Самой запоминающейся для Александра стала поездка вместе с братом в Красноярск. Поезд шёл в один конец трое суток, сутки стоял там, трое суток двигался обратно. Получается неделя в дороге. Семь вагонов шло из Горького, другие семь прицепляли к составу в Кирове.
- Помню, мы приехали в Красноярск, а в городе – салют. Мы-то по своей наивности подумали: «Ничего себе, как нас встречают!» А оказалось, что в тот день в 1978 году город отмечал 350-летие. В Горьком в те времена мы такого ещё не видели.
Пока ехали, любовались сначала нашими леса, потом видели Уральские горы, затем картинка за окном сменилась на омские степи и сибирские сопки. Очень красиво! ВИА «Самоцветы» как раз в те годы пел песню, написанную будто про нас:

Где-то багульник на сопках цветёт,
Кедpы вонзаются в небо.
Кажется, будто давно меня ждёт
Кpай, где ни pазу я не был.

- Интересное встречалось везде. Например, сравнительно маленький, уютный провинциальный Киров удивил меня тем, что на центральной площади уже в те годы был музыкальный фонтан с красивой подсветкой. Мы специально ездили на троллейбусе смотреть. А ещё Киров подкупал отменной по качеству сметаной и вкуснейшим майонезом. В Горьком в те годы майонеза было не достать. Трёхлитровые банки сметаны и десяток баночек майонеза мы обязательно привозили домой родителям.
Когда ездили на юг, объедались абрикосами и черешней. На полустанках у хозяек ведро этих фруктов стоило 3 рубля. Многим своим знакомым, родственникам привозили эти витаминные гостинцы.

Мой собеседник вспоминает, как девушки с биофака пединститута ездили на уборку урожая в Краснодарский край и в Молдавию. Как раз таким командировочным рейсом Александр и забирал студенток-землячек на поезде в Горький.
- Знаменитое вино «Букет Молдавии» мы сами купить не успевали – поезд прибывал достаточно поздно, когда магазины были уже закрыты. Так вот, студентки с биофака нас и выручали – покупали и на нас, проводников. И пассажирок мы везли из Молдавии даже на третьих полках – домой всем хотелось…

В 1980 году Александр совершил последний рейс проводником. За пять лет работы парень из Сухобезводного объехал полстраны: от Ленинграда до Чёрного моря и от Бендер до Красноярска. География по тем временам (впрочем, и по нынешним) завидная!

   

   

   

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel