Елена РОМАНОВА
Фото предоставлено героиней материала
25.12.2024 г.

Практически в каждом образовательном учреждении сейчас работают логопеды-дефектологи. Одна из острых проблем развития современных детей, особенно дошкольного возраста, – нарушение речи разной степени тяжести.

Дети посещают занятия с логопедом в детском саду, а многих родители водят ещё и на дополнительные, чтобы к первому классу по возможности ребенок выговаривал чисто все звуки. Почему так востребована эта профессия? Почему раньше детей с задержкой речевого развития было гораздо меньше? Об этом и не только мы беседуем с логопедом-дефектологом городской школы №3 Дианой Феофановной БОРЦОВОЙ.

- Диана Феофановна, как вы пришли в педагогику, причем коррекционную, ведь по первому образованию вы физик?
- Как оказалось, одно другому не помешало, по крайней мере, в моем случае. Мама моя Антонина Александровна Бушуева тоже была учителем в вечерней школе, а потом работала завучем в школе-интернате.
Я же после школы подала документы на физфак университета имени Лобачевского в Горьком. В нашей группе девушек было всего две, изучали мы физику диэлектриков и полупроводников, а ещё ультразвуковую сварку, лазерную подгонку чипов… Это те технологии, которые стали применять совсем недавно, в том числе на беспилотниках. А мы их изучали ещё в Советском Союзе. Учиться было нелегко поначалу, но парни из группы нам помогали со сложными предметами, так что проблем не было.
Получив диплом, я отработала три года на горьковском заводе «Орбита» в особом конструкторском бюро, за нами приглядывали сотрудники КГБ, «особисты». Через три года я оттуда ушла и вернулась в Семёнов к родителям с маленькой дочкой.
И поскольку мама работала в интернате, устроилась туда и я учителем в старшую школу. Но в интернате была потребность именно в логопеде-дефектологе, поэтому я поступила заочно в Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева – сразу на третий курс, потому что уже имела высшее образование. Подготовка была очень серьезная, особенно по медицине, и это мне очень нравилось. Нам объясняли закономерности между нарушениями речи и поражениями головного мозга, которые за эти нарушения отвечают, чтобы мы понимали, как исправлять те или иные дефекты речи. Сейчас логопеды не получают медицинской базы, поэтому зачастую их коррекционная работа не бывает эффективной.

- Учиться в пединституте было легче, чем на физфаке в Горьком?
- Безусловно, но медицину у нас вела очень строгая профессор Лялина. Сдать у неё экзамен с первого раза было равносильно полёту в космос. Помню, когда я подошла к аудитории, одногруппники спросили: «А ты какой раз идешь сдавать?». «Первый», – удивленно сказала я и уверенно открыла дверь. Взяла билет, стала готовиться. Она увидела, что я ничего не пишу, и пригласила отвечать. Я ответила без запинки на все вопросы, и – о чудо! – она поставила мне «пять». Глядя потом в ведомость, другие преподаватели были в шоке, что кому-то Лялина поставила высшую оценку по своему предмету. И, кстати, нескольким моим товарищам удалось «проскочить» следом и сдать экзамен, пока у профессора было хорошее настроение, а потом всё вернулось на круги своя и посыпались «двойки».

- Как складывалась ваша работа в интернате?
- Отработав семь лет логопедом-дефектологом, следующие тринадцать я была заместителем директора по учебно-воспитательной работе. А с рождением внука приоритеты поменялись, и я опять перешла в педагоги. Теперь работаю в третьей школе, кроме того более двадцати лет веду частную практику, развивая речь, исправляя её дефекты как у дошкольников, так и у детей школьного возраста.

- Детей через ваши руки за эти годы прошло множество. Но ведь всегда есть такие, которые запоминаются навсегда. Наверняка и в вашем сердце живут такие.
- Да, один мальчик у меня был с диагнозом ДЦП, не говорил. Что я только ни делала – всё безуспешно, руки опускались. А среди игрушек в кабинете был пушистый белый гусь. И вот в сентябре мой воспитанник сказал первое свое слово «гусь», а с октября в его речи появились фразы и целые предложения! Никогда не знаешь, что может стать таким «гусём» в каждом конкретном случае.

- Сейчас количество плохо говорящих детей выросло в разы. В садиках открываются целые группы для воспитанников с нарушениями речи. С чем, на ваш взгляд, это связано? Почему логопеды и дефектологи так востребованы сейчас? А может, это просто прихоть родителей, дань моде? Модно же сейчас начинать развивать ребенка чуть не с пеленок…
- Современные технологии, телефоны, гаджеты, удобная бытовая техника упростили и облегчили нашу жизнь, высвободив столько свободного времени, что нашим родителям и не снилось. Но при этом мы с вами ничего не успеваем, потому что большую часть этого времени проводим в соцсетях и мессенджерах. Ответьте на вопрос: сколько минут в день вы отводите на разговор с ребенком? Не на скудные вопросы типа: «Ты где?», «Поел?», «Уроки выучил?» и его односложные ответы, а на полноценный разговор, когда он вам расскажет о своих успехах или проблемах, а вы его внимательно выслушаете и дадите совет. Я уж не говорю о такой редкости, как совместное чтение книг или просмотр фильма с последующим его обсуждением. Раньше родители подсовывали нам книги, а сейчас? Телефон, «умную» колонку, часы…Они, может, и умные, только вот дети от них умнее не становятся, а наоборот. Раньше, чтобы добыть информацию, надо было пойти в библиотеку, взять книги, найти в них нужный материал, выписать, переписать, соединить в связный текст. Работала и память, и моторика, и связи нейронные в мозгу новые образовывались. Кстати, Илон Маск позволяет своим детям пользоваться телефонами от силы два часа в день, потому что знает об их побочных эффектах. А у нас дети с годовалого возраста управляются с техникой лучше взрослых, но это ведет к нарушениям не только речи, но и психики, поведения и контакта с окружающим миром. Мозг постепенно атрофируется, а при любых мозговых нарушениях в первую очередь страдают речь и эмоции.
Мы запрещаем нашим детям строить рожицы, кривляться, тем самым мимика лица не развивается. Молодые родители не знают ни потешек, ни считалок, ни скороговорок, которые можно было бы разучить с детьми. Если ребенок развивается нормально, получает достаточно общения, то процесс формирования звуков происходит естественным путем, и не нужно прибегать к помощи специалистов.

- Но если при всем том, о чем вы сказали, ребенок плохо артикулирует звуки, у него «каша» во рту, в каком возрасте его нужно показывать специалисту?
- Если к четырем годам у ребенка нет изолированного произношения всех звуков, или он вообще не говорит, тогда нужно идти к логопеду. Возможно, понадобится всего несколько занятий, чтобы поставить, например, звук «л». Но если нарушения более серьёзные, тогда работа будет длительной. При своевременном обращении специалист успеет подготовить ребёнка к школе, и первоклассник будет говорить чисто и внятно.

- Чем ещё чреваты нарушения в артикуляции звуков? Только тем, что над ним будут смеяться одноклассники?
- К сожалению, не только этим. Если у ребенка не формируется фонематическое восприятие, то есть он не слышит, что неправильно произносит отдельные звуки, тогда неизбежны речевые ошибки, а они ведут к ошибкам грамматическим. Да прибавьте к этому психоповеденческие расстройства. Ребенок страдает оттого, что его не понимают.

- Какие рекомендации вы бы дали родителям в плане развития речи у детей?
- Всё очень просто: отложите телефон в сторону и больше говорите с ребёнком, слушайте его, рассуждайте с ним, спорьте. Пусть он учится отстаивать свою точку зрения, подбирать доказательства. Читайте книги своим детям, читайте вместе с ними, обсуждайте прочитанное. Дети копируют наше поведение, хотим мы этого или нет. Если в семье разговаривают друг с другом, тогда проблем с речью у вашего ребенка тоже не будет.

- Приближается новый год, в канун которого принято подводить итоги прошедшего. Каким для вас и вашей семьи был 2024? Что он принёс? Что пожелаете нашим читателям?
- Год был непростой, но были и свои радости. Внук Роман перешел на третий курс музучилища, работа приносит удовольствие, здоровье пока позволяет помогать детям, в семье мир. Еще бы СВО завершилась, и мальчики вернулись домой, тогда бы совсем хорошо стало.

Пожелать же всем хочется здоровья, мира, добра и счастья в семьях. Говорите друг с другом, говорите обо всём, что волнует, и проблем будет меньше. Остальное приложится.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Апрель 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel