Евгений НОВОЖИЛОВ
22.10.2016 г.
В XVIII веке в тридцати верстах от Семёнова, на небольшой речке Осинке, впадающей в Козленец, расположился староверческий скит. В те далёкие времена в нём жили полсотни стариц и девиц. В 1840-х годах к ним прибыл чиновник по особым поручениям при Нижегородском губернаторе П. И. Мельников, автор знаменитых книг «В лесах», «На горах». Он привёз решение о закрытии скита.
Приняв единоверие, двенадцать скитниц во главе с настоятельницей Трифеной остались при небольшой деревянной церкви, остальные разошлись по окрестным деревням. По просьбе Трифены Нижегородский архиепископ Иеремия выдал Осиновскому монастырю сборную книгу на сбор денежных средств в столицах Москве и Петербурге. В 1855 году на собранные деньги началось строительство пятиглавой кирпичной церкви. Девять лет потребовалось строителям, чтобы закончить её. На колокольнях церкви размещалось 7 колоколов: два весом 208 пудов, два – по 80, остальные по 40.
Именитые и богатые люди России часто своё состояние после смерти завещали церквям, монастырям и городам, создавали знаменитые художественные галереи – в частности, московские купцы Третьяковы. Нижегородский купец Бугров Н. А. завещал своё миллионное состояние Нижнему Новгороду, а Семёновский купец Носов построил староверческую церковь в нашем городе. В 1881 году в результате сильного пожара часть монастыря сгорела. По настоянию Нижегородского архиепископа Макария началось его быстрое восстановление. В 1888 году было закончено строительство по окружности монастыря кирпичной ограды со 150 столбами высотой полтора аршина, построена кирпичная трапезная с большим подвалом.
Уже к концу XIX века внутри монастырской ограды расположилось 33 кельи, из них три двухэтажные, а за оградой стоял лишь дом священника. Монастырь был довольно богатым. В своём пользовании имел 160 десятин прилегающего леса, 80 десятин пашни, 16 голов крупного рогатого скота, 19 лошадей, 14 телег, 25 плугов и борон. Имелась своя кузница, насчитывалось 160 человек. Монастырь был очень красивым и стоял на высоком месте. По словам моей 90-летней тётки Ольги Максимовны Новожиловой, когда звенели колокола, слышно было на десят вёрст вокруг и «аж дух захватывало».
Ну, а после 1917 года началось медленное и трагическое умирание монастыря.
В 1929 году в монастыре образовалась коммуна имени Ворошилова, был арестован и священник монастыря Левиков В. Ф. как враг народа. В настоящее время он реабилитирован. Члены коммуны и активисты из соседних деревень вели довольно разгульный образ жизни, что неудивительно – монастырское наследство досталось им богатое. С обеих церквей были сняты все купола, а колокола – сброшены на землю. Коммунары и активисты, будучи в нетрезвом состоянии, ставили деревянные иконы на землю и кололи их как дрова, даже играли ими в городки.
А ведь некоторые иконы были истинными произведениями искусства, высотой в метр и более, а шириной в полметра. Памятен случай, когда одна из активных комсомолок из деревни Улангерь Татьяна Гадалова взобралась на церковные ворота, сорвала православный крест и сбросила на землю. Но не удержалась она, упала, сломала ноги и руки, а затем всю оставшуюся жизнь ползала по земле. А люди говорили: «Это тебя Бог наказал». Похоронена она не на общем кладбище, а отдельно. Незавидная участь постигла и других наиболее активных коммунаров. Они либо сидели в тюрьмах за воровство, либо померли не своей смертью. Видимо, за все грехи рано или поздно приходится отвечать перед земным или небесным судом.
В настоящее время в Осинках царит полное запустение. Однако есть ещё люди, не безразличные к вере, церквям и храмам. Я имею в виду игуменью Быдреевского монастыря, матушку Иулианию. Это ею и под её началом восстановлен храм в деревне Быдреевка, который был полностью разрушен. Теперь же матушка Иулиания хочет восстановить Осиновский монастырь.
Каждый, кто хочет принять участие в восстановлении Осиновского Крестовоздвиженского женского монастыря, оказать посильную помощь, может позвонить матушке Иулиании по телефонам 8-920-067-71-25, 8-902-787-06-60, 8-999-076-65-85.