Ирина КОЛОБОВА
Фото Александра ЮРЬЕВА
01.09.2021 г.
Сотни семёновских первоклашек впервые придут сегодня в первые классы, впервые сядут за школьную парту, откроют самый первый учебник.
Сегодня они познакомятся с первым в своей жизни учителем. Конечно, они волнуются. А уж как учитель-то волнуется, особенно если для него сегодня тоже всё в первый раз: и первый рабочий день, и первый класс, и первые ученики, и первый урок, и даже по отчеству его сегодня назовут впервые.
Елена Сергеевна Карелина – именно такой учитель, сегодня для неё, как и для её учеников, начинается новая жизнь.
Хотя какая новая жизнь может быть у девятнадцатилетней девушки? Ведь если есть новая, значит, должна быть старая, а уж вот это определение к нашей героине ни в коем случае не подходит. Скажем так: сегодня у Елены Карелиной начинается настоящая жизнь. Сегодня она впервые войдёт в свою родную третью школу с полным правом настоящего учителя.
- Кажется, я всю жизнь хотела стать учителем, – признаётся Елена. – Когда мне было пять лет, у меня появилась сестричка, и как-то сразу я стала её воспитывать. Сначала мне не очень понравилось такое приобретение, ведь до этого всё внимание родителей и бабушек с дедушками принадлежало только мне, и вдруг пришлось делиться. Поэтому, наверное, я выбрала роль не ещё одной, хоть и старшей, сестры, а настоящего наставника, чтобы уж сразу стало понятно, кто тут главный. Потом так вошла во вкус, так мне понравилось учить, воспитывать, подсказывать, понравилось, что меня слушаются и даже иногда побаиваются… В общем, выбором профессии к окончанию школы я не страдала – точно знала, что стану учителем.
Детский сад Елена не очень хорошо помнит, отложилось только, что не очень-то любила туда ходить.
- Нет, садик у нас был очень хороший, – вспоминает Елена, – и находится наша «Ромашка» недалеко от дома. Просто я не очень любила жить в коллективе по распорядку – опять же мне нравилось, чтобы всё внимание принадлежало мне. И мои бабушки, дедушки в полной мере мне это обеспечивали.
А вот в школу Лена очень хотела – не терпелось поскорее посмотреть на настоящего учителя, узнать, сравнить, правильно ли она сама исполняла эту роль по отношению к младшей сестре.
- Я уже в начале лета уговаривала маму поскорее всё закупить к школе, – рассказывает Елена. – А она убеждала, что за три месяца я вырасту, и пока ещё одежду покупать рано. Но в начале августа у меня уже был полностью собран портфель, на форму свою я налюбоваться не могла – скорее бы надеть! И вот 1 сентября. Бабушка срезала мне огромный букет, сказала, что цветы нужно дарить не покупные, а те, что с душой собраны. Отчётливо помню огромную красивую лилию в букете. Я так волновалась в этот день, но старалась себя убедить, что я теперь взрослая, школьница и надо соответствовать. Хорошо, что многих одноклассников я знала, в садике вместе были, но всё равно было страшно. Но моя первая учительница Ольга Константиновна Смирнова быстренько все страхи развеяла. Так она умела нас сплотить, сдружить, что мы стали как одна семья. Хотя поначалу моя нелюбовь к дисциплине, распорядку и строгости сделали своё дело. На первом уроке меня посадили на среднюю парту, но потом пересадили на первую, потому что болтала много. Ну, а в конце начальной школы я как отличница переехала на последнюю, чтобы контролировать других, отстающих, и помогать им при случае. Вот такая у нас в классе была иерархия. Пожалуй, я возьму себе это на контроль.
- Мне многое хочется реализовать в своей работе из того, чему меня научили мои учителя, – говорит Елена Сергеевна. – Они все были – лучшие. Благодаря нашему классному руководителю Наталье Александровне Малышевой я абсолютно забыла про свою нелюбовь к жизни в коллективе. Она нас сдружила, сплотила, показала, насколько интересной и весёлой может быть такая жизнь. Мы до сих пор дружим, перезваниваемся, встречаемся.
Елена Карелина не была в классе ярко выраженным лидером, она не любила быть в центре внимания, разве только в своей собственной семье. Но все знали, что на Лену можно надеяться, не подведёт. Хотя сама она говорит, что была непостоянной в своих увлечениях.
- В какие только кружки я не записывалась! И мне всегда очень нравилось читать. Да и родители у меня строгие – постоянно твердили, что учёба должна быть на первом месте. Я это хорошо усвоила и была отличницей до седьмого класса. А потом вмешались две «физры» – физика и физкультура – и испортили общую отличную картину. Никак они мне на пятёрку не давались. К старшим классам я твёрдо решила переломить ситуацию и окончить школу с отличием, но тут вмешался другой случай – в нашей школе к тому времени не набирался десятый класс, и я подала документы в Городецкий педагогический колледж.
Вряд ли Елену можно назвать непостоянной, ведь как мечтала с детства стать учителем, так и не отступила. А перемена увлечений – это просто юношеский поиск себя и подтверждение того главного в жизни, которое даётся при рождении каждому человеку, но не каждый может его распознать и реализовать. Родители всегда и во всём Лену поддерживали, знали, что плохой выбор она не сделает, но всё же волновались, отпуская дочку в чужой город.
- Сначала было трудно, – признаётся Елена, – опять новый коллектив, абсолютно разные люди, разные характеры. Куратор попался не из прирождённых педагогов, у неё на первом месте была только успеваемость, а о дружбе в коллективе, об отношениях и прочих «глупостях» она мало задумывалась. Да и с общежитием не повезло – поселили нас в комнату к старшекурсницам, а там свои порядки. А вот на третьем курсе всё поменялось в лучшую сторону. Руководить нашей группой пришла выпускница колледжа, на три года постарше нас. И такая жизнь закрутилась! Поездки, праздники, турпоходы, даже вечеринки. Всегда вместе. Когда после диплома расставались, все плакали, а наш руководитель призналась, как ей было страшно перед первой встречей со своими учениками, с нами.
Новоиспечённому педагогу Елене очень хотелось приехать со своим дипломом в родной город, а в идеале – в свою школу.
- Но сначала мне не повезло, не оказалось в третьей школе вакансий. Я пошла во вторую, где проходила преддипломную практику. Самый первый урок я провела там и кое-чему научилась. Уже начали формировать мой первый класс, но вдруг из нашей школы сообщили, что есть для меня место. Мне было немного неловко, но отказаться я не смогла. Да и родители убеждали, что в родной школе мне будет легче. В принципе, мне не надо легче, мне просто хотелось войти в родную школу не учеником, а настоящим учителем. Ну, вот есть у меня такая мечта, и она сегодня исполнится.
Елена Сергеевна со всеми учениками близко ещё не познакомилась, но уже сплотила свой пока ещё небольшой коллектив.
- Такие хорошие ребята! – говорит учительница, – такие способные, весёлые, артистичные... Мы подготовили небольшой сценарий для 1 сентября. Они почти все из разных детских садов, но уже сдружились. Я очень боялась, что они не будут меня воспринимать как учителя, как взрослого человека, но ошиблась. Они и секретики свои мне рассказывают, но и слушаются.
Девятнадцатилетний педагог Елена Сергеевна не может сделать окончательный вывод, что же лучше для первоклассника – возрастной учитель с большим стажем и опытом или такой вот, как она, с полным отсутствием и того, и другого.
- Я могу только на своём примере поразмышлять об этом. Моя первая учительница была с большим опытом, и я её любила и уважала – почти как вторую маму. Она столько мне дала, практически вылепила из меня личность! Я точно знаю, личность формируется именно в начальной школе, и какой станет эта личность и станет ли вообще, зависит от первого учителя. Да, потом будут другие, которые дадут новые знания, откроют новые горизонты. Но характер-то откроет он, первый учитель. Или не откроет – это как повезёт. Мне повезло. Хочу, чтобы и моим ученикам тоже повезло. Со своей стороны я буду делать для этого всё возможное и невозможное.
В колледже у меня был педагог – тоже почти моя ровесница, и она тоже многому меня научила. Так что, не важно, сколько лет учителю и какой у него стаж, важно, чтобы он был учителем, а не случайным человеком.
Елена Сергеевна уверена, что если человеку повезёт с учителем, то всё у него в жизни получится.
- Вот сейчас, думаю, никто не будет спорить, дети очень изменились. Я уже не сравниваю их с поколением родителей. Даже с нашим поколением, которое вполне годится для статуса их старших братьев и сестёр, их сравнить невозможно. Жизнь сильно изменилась, и все эти изменения касаются в первую очередь детей. Мы были как-то добрее, что ли, проще, не такими требовательными. Зато они умнее, более развитые, иногда такое скажут, что взрослый не всегда сформулирует. И всё равно они – дети, всем им нужен пример и наставник. Мне так хочется суметь достучаться до каждого, даже до самого неподдающегося. Подобрать бы ключик к каждому характеру, ведь в каждом из них столько заложено, что только бери и создавай личность.
А пока Елена Сергеевна даже накануне самого главного дня в своей жизни, когда ей придётся остаться наедине с целым классом под прицелом тридцати пар внимательных, любопытных и очень серьёзных глаз, ещё не может осознать, что это всё всерьёз, что вот, свершилось, и она лично отвечает за все эти глаза, чем они будут наполнены, и как будут смотреть на жизнь.
- У меня до сих пор в голове не укладывается, что я – учитель. Прошлась по коридору, по которому бегала столько лет, зашла в свой первый класс. Как всё изменилось! И как всё осталось прежним, даже запах. И всё равно мне страшновато… И диплом есть, и кабинет свой – вот он, первый «В», рядом с моим бывшим первым классом, и костюм строгий для 1 сентября припасён, и программа праздника составлена. А всё равно коленки от волнения дрожат.
Но мы не будем выдавать все тайны молодого учителя. А волнение – это нормально и даже хорошо. Ведь когда кончается волнение, лёгкая дрожь перед важным событием, значит, кончается человек и как личность, и как профессионал. А наш человек, личность и профессионал ещё только начинается…