Людмила КОРОЛЁВА
20.02.2018 г.
Электронные сервисы входят в употребление повсеместно. Посредством сети интернет очень удобно оплачивать счета за электричество, телефон, питание детей в школьной столовой, вносить налоговые платежи, переводить денежные средства.
Все эти операции в электронном виде осуществляются в несколько касаний клавиш или экрана смартфона, а оплата обычно проходит мгновенно.
Однако при всём удобстве существуют определённые риски, и в первую очередь риск нарваться на интернет-мошенников. Таких случаев хоть отбавляй, и обо многих схемах обмана журналисты «СВ» уже предупреждали читателей.
Люди стали более настороженно относиться к онлайн-платежам – никто ведь не хочет быть обманутым! Наши читатели описали подозрительные ситуации из своего жизненного опыта и обратились за советом: как обезопасить свои денежные средства на банковской карте?
Думайте сами, решайте сами – платить или не платить
Галина имеет карту «Саровбизнесбанка» и осознанно пользуется услугами интернет-магазинов. Женщина видит в таком способе совершать покупки несколько плюсов: во-первых, многие товары там продаются дешевле, чем в реальных магазинах; во-вторых, выбирать по каталогам на экране компьютера – быстрее и удобнее, чем обходить все торговые центры в поисках подходящей модели; в-третьих, выбор товаров в сети просто огромен.
- Покупки в виртуальных магазинах я совершала уже много раз, – рассказывает она, – обычно я выбирала модель, нажимала кнопку «Оплатить», вводила данные банковской карты и получала на телефонный номер смс с кодом подтверждения. После того как полученный код вводишь в специальное окно, деньги уходят продавцу.
А в последний раз «что-то пошло не так». Оплата проскочила слишком быстро, никто не запрашивал моего подтверждения, смс-сообщение не приходило, а деньги списались сразу, как только я ввела номер и код своей карточки. Почему так происходит? А вдруг это тоже какая-нибудь мошенническая схема и злоумышленники получили доступ к моим деньгам?
Ответить на эти вопросы мы попросили управляющего ДО «Саровбизнесбанк» Андрея ДОБРОХОТОВА, и вот что он пояснил:
- Оплата в сети интернет может проходить двумя способами: с использованием одноразовых паролей, которые приходят на мобильный телефон владельца карты в смс-сообщении, и без одноразовых паролей. Первая система безопасна, её использует подавляющее большинство интернет-магазинов, но есть и такие магазины в сети интернет, которые не используют эту систему – у них есть право выбора.
Клиент может увидеть разницу по наличию или отсутствию значка безопасной оплаты: 3DSecure для карт VISA, MasterCardsecurecod для карт платёжной системы MasterCard и МирАксепт для карт национальной системы платёжных карт «Мир». Оплачивать ли покупки в магазинах, которые не используют системы безопасности, – это уже решать клиенту.
А мы предлагаем для оплаты в сети интернет использовать виртуальную карту. Эта карта не имеет физического носителя, а только реквизиты – номер, срок действия и код CVV для оплаты в сети интернет. Клиент оформляет такую карту в офисе банка, потом он может перевести на неё со своей основной зарплатной карты сумму, необходимую для оплаты конкретной покупки, моментально и без комиссии через систему «СББ-онлайн» (или пополнить эту виртуальную карту в нашем офисе), а затем совершить платёж в сети. И дальше пользоваться картой, пополняя её только для совершения следующей операции. Таким образом, риск утраты денежных средств с карты после операции в сети интернет сводится к минимуму, так как на виртуальной карте просто не будет средств, соответственно и нечего мошенникам украсть. Многие клиенты это уже понимают и открывают другую пластиковую карту для расчётов в сети интернет. А иметь виртуальную карту даже выгоднее, так как её годовое обслуживание стоит в разы дешевле, чем у полноценной пластиковой карты.
Ну и ещё раз нелишне напомнить, что ни в коем случае нельзя сообщать кому бы то ни было реквизиты своей карты (срок действия, CVV код, указанный на обратной стороне карты) – это строго конфиденциальная информация.
Разблокировка на раз-два-три
ругая наша читательница по имени Екатерина Алексеевна является счастливой обладательницей карты «Сбербанка». Этой женщине довелось испытать двойное потрясение. Однажды она долго не могла найти свою банковскую карту и уже решила, что её украли. Чтобы надёжнее защитить хранящиеся там средства от посторонних покушений, Екатерина Алексеевна поспешила заблокировать карту. Она позвонила на контактный номер 600, и сотрудник Сбербанка на том конце провода быстро решил проблему.
Буквально к вечеру того же дня карточка неожиданно нашлась. К счастью, её подобрали хорошие честные люди и сразу же в целости и сохранности вернули владелице. Той ничего не оставалось, как поблагодарить этих людей за помощь и попытаться восстановить работоспособность своего платёжного средства. Правда, она предполагала, что это займёт много времени и придётся идти в офис банка. На всякий случай позвонила по уже знакомому ей контактному номеру.
Каково же было второе удивление, когда разблокировка карты заняла считанные минуты!
- Я просто позвонила и объяснила всю ситуацию, назвала номер карты. Добавочно меня попросили подтвердить только самые основные персональные данные: имя-отчество-фамилию, и больше ничего – через две минуты картой можно было пользоваться!
Конечно, мне это было на руку, так как в магазин-то ходим каждый день. А с другой стороны, таким же способом деньгами может воспользоваться любой, кому в руки попалась моя карта и кто знает моё отчество? Имя и фамилия владельца, а также номер карты и код он легко мог бы найти на самой карте и зачитать по телефону девушке в колл-центре. Неужели такой финансовый гигант не дорожит безопасностью средств клиентов?
Этот вопрос мы переадресовали на официальный сайт Сбербанка и получили вот такой ответ: «Для ответа на ваш вопрос требуется дополнительная информация. Данных в вашем вопросе недостаточно, чтобы провести проверку корректности действий сотрудника Контактного центра. Так же сообщаем, что описанная вами ситуация возможна, например, в случае если клиент обращается с номера телефона, к которому подключена услуга «Мобильный банк». Но каждый вопрос индивидуален и поэтому более подробные разъяснения можно получить только тогда, когда будет рассмотрена конкретная ситуация».