Юлия МЕРКУШОВА
16.12.2017 г.
Трудное это дело – писать на тему старости и одиночества. К сожалению, старость неизбежна, и ничего с этим не поделаешь, а одиночество – непростое и глубокое переживание человека. Мы все в какой-то степени одиноки, несмотря на свои семьи, подрастающих детей, огромное количество друзей… В какой-то момент к нам подкрадывается чувство одиночества.
На днях мы навестили одиноких стариков в отделении сестринского ухода в деревне Огибное. Здесь живут двадцать бабушек и дедушек – у многих нет жилья, нет семей и детей, которые смогли бы о них позаботиться. Здесь только одинокая старость...
Старость нужно уважать, – слышали мы с самого детства. Если раньше молодое поколение прислушивалось к «надо», то современная молодёжь всё чаще говорит, что уважать надо за поступки, а не за возраст. Так неужели уважение старости уходит в прошлое?
Всё об уважении и милосердии к пожилым людям знает заведующая отделением сестринского ухода Галина Хренова. В этом учреждении она работает сорок восемь лет, последние двенадцать из них – уже находясь на пенсии.
- За каждого душа болит, они ведь для нас как родные, – признаётся Галина Николаевна. – В отделении много лежачих, после инсульта, с различными заболеваниями. Наши сестрички и санитарочки всячески пытаются улучшить жизнь бабушек и дедушек: и с ложки покормят, и нижнее бельё поменяют, погулять сводят… Но больше всего старики нуждаются в общении и простом человеческом внимании. Спросишь у них о самочувствии, о повседневных делах, так они сразу тебе улыбаются, спинки разравнивают, а в ответ всегда доброе слово скажут. В отделении сестринского ухода работает одиннадцать человек, и я очень горжусь нашими сотрудниками. Понимаете, ведь далеко не каждый человек может день изо дня дарить внимание, любовь и заботу одиноким старикам. Всё это лежит на плечах санитарок Александры Забродиной, Екатерины Зайцевой, Людмилы Леонтьевой, Валентины Сироткиной и наших медицинских сестричек Таисии Шаховой, Валентины Залетневой и Ларисы Угловой. Труд у нас нелёгкий, требующий огромного доброго сердца, терпения и конечно, уважения к возрасту!
- Благодетели у нас тоже имеются, – с улыбкой продолжает Галина Николаевна. – Нам постоянно помогает директор предприятия «Никитинский» Игорь Юрьевич Задумин. На днях сообщил, что на Новый год нашим старичкам подарит телевизор.
о многих палатах уже есть телевизоры, а подарок мы думаем установить в холле, чтобы наши подопечные не только общались, но и могли посмотреть интересные передачи. Поддерживают нас и другие индивидуальные предприниматели. Недавно здание покрасили, помогли строители из Нижнего Новгорода. Не забывает о нас московский благотворительный фонд «Старость в радость», уже два года подряд на праздники наши пожилые получают подарки!
Что уж говорить, старички в отделении особенные: одни живут здесь годами, им попросту некуда идти, другие приезжают зиму пережить – дома в деревнях разваливаются, печки приходят в негодность, а починить нет ни сил, ни средств, пенсии-то крохотные! Конечно, есть и такие бабушки-дедушки, у которых имеются взрослые дети, но они не могут за ними ухаживать, а старичков одних лучше не оставлять. В общем, дорога одна – в отделение сестринского ухода. Здесь накормят, обогреют и добрым словом поделятся.
К слову, в это отделение хотят попасть многие одинокие пожилые люди, уже успела образоваться очередь. Особенно остро стоит этот вопрос в зимнее время года. Кто-то оформляется в дом милосердия в Семёнове, а кто-то непременно хочет попасть именно сюда, в Огибное. Но увы, всех принять не могут – отделение рассчитано лишь на двадцать коек.
«Без гармошки не обойтись!»
Обстановка здесь вовсе не больничная, я бы даже сказала, домашняя. В коридорах много зелени, на окнах – светлые занавески, на стенах – фотообои с изображением природы. В палатах живут по пять-шесть человек, но и это порой не спасает от одиночества, вот и просят старички у Галины Николаевны разрешения завести домашних любимцев, а она, конечно же, не откажет, сердце-то огромное да доброе. Так и появился здесь ласковый чёрный кот. А хвостатый, кажется, всё отделение полюбил одинаково: всем мурлычет и даётся гладить.
Анна Ивановна Смирнова живёт в отделении больше десяти лет – это её единственный дом. Родилась и жила она в деревне Чибирь. В семье было четверо детишек, один братик утонул ещё маленьким, а двое старших братьев скончались, будучи в возрасте.
- Я училась только до девятого класса, время было тяжёлое, война, мать работала одна, денег не хватало, – начала свой рассказ Анна Ивановна. – Поэтому школу я бросила и пошла работать дежурной по станции, а затем и санитарочкой в больницу. Замуж вот я не вышла – принципиально не пошла, хотя ко мне сватались такие парни! Смотрела я на деревенских баб и думала: вот несчастные – мужики пьют, гуляют, ещё и кулаками по улицам гоняют. Поэтому всё взвесила и твёрдо для себя решила: замуж не пойду, к чему мне такие переживания!
- Так вот и жизнь прошла… Дом развалился, детей нет, идти некуда, – продолжает Анна Ивановна. – Здесь теперь мой дом и все родные. Поговорить есть с кем, под присмотром врачей опять же. У меня ж, милая, сахарный диабет – только тут меня на ноги поставили!
Есть у женщины задушевная подруга – гармошка. Анна Ивановна в свои восемьдесят два года виртуозно играет на этом музыкальном инструменте и заверила, что Новый год отделение отметит весело – с задорными частушками.
- Я с молодости с гармошкой в руках, – говорит она. – Меня ж всегда приглашали на все праздники, свадьбы. А как гуляли! – целой деревней с песнями, плясками. У всех я вызывала восхищение; народ говорил: «Ух, какая задорная девчонка с гармошкой!». Могу сказать, что жизнь свою я хорошо прожила и то, что я попала именно в это отделение – особое счастье.
«Ежели доживу до следующей зимы»
А кого-то из местных старичков переполняют тревоги. С годами они всё чаще задумываются о пройденном жизненном пути, сожалеют о поступках и словах.
Тимофею Степановичу Комлеву – восемьдесят шесть лет, в отделение сестринского ухода он приехал из деревни Никитино.
- Я уж тут три месяца, – говорит мужчина. – Домик у меня более-менее крепенький, но дров принести, наколоть самому уже сложно: ноги не ходят. Да и слышу плохо. Почти всю жизнь в колхозе работал, правда, три года ещё станочником на хохломском предприятии трудился. Женился, вот только детишек завести не успели, супруга рано умерла. Вот и коротаю годки-то в одиночестве! Иногда племянник меня навещает, приезжает из Горького, вкусненького привезёт. Он-то у меня только и остался. Ежели доживу до следующей зимы, обязательно к сестричкам в отделение приеду, нравится мне тут – заботливые девчата!
- Чем мы тут занимаемся? Наедимся да лежим, да на прогулку ходим – те, кто встать может, – продолжает Тимофей Степанович. – А ещё, доченька, о жизни думаем, о смерти, что сделать успели. Мне кажется, любому человеку легче уходить в мир иной с чистой совестью, открытой душой, когда ни тайн, ни волнений уже нет! Эх, вернуть бы годы, изменил бы в жизни многое, но нам это, увы, неподвластно!
Одиночество и старость нельзя спрятать, нельзя излечить, но можно разделить с другими. А ещё старичков можно пожалеть и помочь прожить остаток дней в спокойствии и счастье. Я уверена, что есть среди нас люди, которые искренне переживают за одиноких пожилых людей. Так давайте же поможем одиноким бабушкам-дедушкам нашего округа накануне новогодних праздников!
Редакция газеты ждёт неравнодушных семёновцев. Мы собираем рождественские подарки для одиноких бабушек и дедушек. В подарок вы можете положить фрукты, сладости, тёплые носочки, тапочки или рисунок ваших детей с приятными рождественскими пожеланиями. А ещё – красивый сувенирчик (множество различных сувениров можно заказать в нашей типографии – от календарей и кружек до футболок). Поверьте, дорогие наши старики очень нуждаются в простом человеческом внимании!
А в начале 2018 года мы обязательно расскажем вам, как поздравили бабушек-дедушек и сколько эмоций они испытали от ваших рождественских сувениров.
Звоните, наш телефон 5-28-15.
Фото Александра ЮРЬЕВА