Юрий ХРАМОВ
11.11.2017 г.
В деревню Красные Усады, расположенную в 12 километрах от автотрассы Семёнов – Ильино-Заборское, мы приезжаем не первый раз. Последний наш визит состоялся четыре года назад. Именно тогда мы и познакомились с семьёй Ефремовых – Анной Степановной и её сыном Андреем.
Переехали они сюда из Краснодарского края. Купили дом, навели около него порядок, завели скотинку. Собственно говоря, в самой деревне живут только они да ещё пятидесятилетний Александр Горячев. Остальные дома ветхие, покосившиеся – типичная картина для многих уголков России.
За четыре минувших года произошли определённые изменения. Андрей по-прежнему продаёт на семёновском рынке молоко, творог, тем Ефремовы и живут. А вот из ветхого строения они всё же перебрались. Андрей построил небольшой двор для животных, под одной крышей с ним расположил и жилое помещение. Конечно, строение, в котором они ныне живут, хоромами не назовёшь, но всё равно лучше старого. В день нашего приезда самого Андрея дома не было, а вот его матушка встретила нас, как всегда, приветливо.
- Давненько к нам не заглядывали, – сказала она. – Года четыре прошло, но всё же спасибо, что не забываете. У нас гости здесь – редкость, разве что охотники наведаются. Они нас от лесных хищников спасают. Как-то в деревню заглядывали шесть волков и волчица – так завывали, аж мороз по коже. Сейчас, слава Богу, спокойно живём.
Что рассказать о нас? Два года назад построили двор, содержим четыре коровы, быка, двух тёлок, и ещё есть трёхмесячный бычок. Хозяйство хлопотное, честно скажу, но работать интересно. Приезжие люди всегда удивляются, как мы тут обитаем, в такой глухомани. А я им всем отвечаю: «С Божьей помощью». Мы и работаем ведь не для того, чтобы богатство какое-то скопить, а чтобы накормить людей, как сейчас говорят, экологически чистой продукцией. Масло сливочное сбиваем вручную, чай пьём только из трав, которые сами же и собираем здесь: зверобой в нём, мелисса, мята, кипрей. Молоко, сметану, сыры Андрей продаёт на рынке. В прошлом году я ещё сама и хлеб пекла, нынче уже на всё время не хватает. На вырученные деньги теперь хлеб покупаем, другие продукты, а также комбикорма, стройматериалы. Очень много сил и здоровья уходит на строительство дома. Но мы не жалуемся – а кто сказал, что легко будет? Когда приехали сюда, сразу стали обрабатывать землю, потом постепенно приобретали технику. Сейчас у нас уже свой мотоблок, дисковая борона, грабли, тележка. В этом году, несмотря на дождливую погоду, всё сено сами заготовили. Сын молодец у меня, он и дом строит, и дрова заготавливает, и с техникой умеет обращаться. Что и говорить, много забот на нём. А я коров дою, помогаю ему, еду готовлю. Летом наши бурёнки доили по 15-20 литров молочка, сейчас – наполовину меньше. Мы очень тщательно относимся к тому, чтобы молоко было чистое, качественное, чтобы потом не было стыдно перед людьми.
Что ещё изменилось – огород стал меньше. Но всё же сажаем картошку, бобы, горох, чеснок, лук.
У нас ещё есть 20 кошек, они помогают нам избавляться от крыс и кротов, а мы их за это молочком поим, кормим. Наша немецкая овчарка – тоже умное животное. Вот вы ещё только подъезжали, а она уже заранее предупредила своим лаем, что кто-то к нам в гости пожаловал.
Вы знаете, если бы у нас наступило малейшее унынье – всё, считай, тогда пропало бы дело. А так живём, никому не мешаем. Я, например, никогда не раздражаюсь, всем советую так делать, люблю людей. Вот однажды летом пришёл пьяный мужчина, начал ругаться, я ему говорю: «Ты же хороший по сути человек, зачем так себя ведёшь?». Он сразу прекратил ругаться и мирно ушёл к себе. Все почему-то привыкли на скандал отвечать скандалом, а зачем это делать? Несите людям добро – и всё у вас будет хорошо. Телевизора у нас нет, да и смотреть-то его некогда, все новости по радио узнаём. Недавно нам электричество подключили, Андрей об этом позаботился.
Заехали мы на несколько минут в гости и к Александру Горячеву – владельцу второго жилого дома. Жена у него несколько лет как умерла, городскую квартиру он оставил дочери, а сам переехал сюда. Фотографироваться категорически отказался, а вот о своей жизни коротенько рассказал.
- Я ведь сам родом из этих мест, – поведал он. – Неподалёку отсюда находилась деревня Паламино. Когда мне исполнилось семь лет, родители переехали в Красные Усады. Здесь было много домов, но потом люди постепенно стали уезжать. К тому же, пожар уничтожил сразу несколько домов. Так что смотрите сами, что теперь осталось от деревни. Я тут живу уже шесть лет. Есть у меня небольшая пасека, в этом году мёдом обеспечил всю свою родню. В хозяйстве – коза, бычок, собака, кошки. Жаль, что сюда автолавка не приезжает, но Андрей мне привозит продукты из Семёнова или Фанерного. В огороде я тоже всё сам сажаю – картошку, помидоры, огурцы, лук. Техники у меня нет, всё делаю вручную. А куда торопиться – поработал, отдохнул. Время летом за огородно-хозяйственными делами быстро пролетает.
Кстати, в России есть уже немало примеров, когда люди уезжают из городов в отдалённые деревни и живут вдали от цивилизации. Красные Усады – по сути, тоже умирающая деревня, но пока живы здесь люди. Хотя и до цивилизации отсюда не так уж далеко, да и асфальтированная дорога, которой около 30 лет, ещё неплохо сохранилась – есть намного хуже. Но главное, за что любят здешние места, – это чистый воздух, спокойствие и тишина. Тут уж, как говорят, каждому своё. Не всякому человеку это понять.
Фото Александра ЮРЬЕВА