Юлия МЕРКУШОВА
21.03.2017 г.
12 марта свой профессиональный праздник отметили сотрудники уголовно-исполнительной системы. История системы насчитывает 138 лет – с момента подписания Указа об организации тюремного департамента императором Александром II в 1879 году.
«Мамы и папы преступников держат под стражей»
В честь праздника в исправительных колониях прошли торжественные мероприятия. Мы же побывали в колонии №14 – колонии строгого режима, которая находится в посёлке Сухобезводное. Кстати, в этом году само учреждение тоже отметит свой юбилей – 55-летие со дня основания.
Оказывается, по количеству осуждённых наша страна занимает второе место после США. А в целом уголовно-исполнительная система России насчитывает общий штат 30 тысяч человек.
Наверное, никто не будет спорить с тем, что служба в колонии с её ежедневным напряжением требует от сотрудников моральной устойчивости, психологической уравновешенности, профессиональной подготовленности и умения действовать в экстремальных условиях. Об этом говорилось и в выступлении начальника ИК-14, полковника внутренней службы А. И. Гужова, который поздравил своих сотрудников с профессиональным праздником.
- Законность и правопорядок – главные характеристики демократического цивилизованного государства. Я верю в то, что наше общество понимает, какую важную роль играет служба исполнения наказания, – отметил Алексей Иванович. – Наша задача – не просто оградить законопослушных граждан от преступных посягательств и исполнить назначенное наказание. Задача сотрудников более масштабная и значимая. Мы должны вовлечь осуждённых в воспитательный процесс, вернуть оступившихся и нарушивших закон на честный и праведный путь, помочь усвоить новые нормы и ценности жизни. И в решении этих задач нам помогает тесное взаимодействие с административными и правоохранительными структурами, общественными организациями и православной церковью.
На торжественном мероприятии сотрудники исправительной колонии №14 были отмечены почётными грамотами, в том числе и федеральных органов службы исполнения наказаний России, медалями за отличие в службе и новыми звёздами на погонах.
Во время творческой части сотрудники колонии показали, что есть среди них действительно талантливые, увлечённые люди. Они читают стихи, обладают прекрасными вокальными и хореографическими данными. А ещё сотрудников колонии пришли поздравить самые маленькие жители Сухобезводного – воспитанники детского сада «Калинка».
- У наших мам и пап тяжёлая работа, они преступников держат под стражей, – сказали ребята. – И чтобы родители улыбались и всегда были в хорошем настроении, мы приготовили несколько танцевальных номеров. Желаем им здоровья и успехов! А ещё, когда мы вырастем, тоже хотим здесь работать!
В завершении мероприятия А. И. Гужов вновь взял слово, поздравил ветеранов и сотрудников с праздником и поблагодарил за высокий профессионализм и мужество, за способность брать ответственность на себя и достойно нести службу.
- Я признателен вашим матерям, жёнам и детям, которые с волнением и тревогой ждут вас со службы, вместе с вами переживают ваши успехи и неудачи, сохраняют тепло домашнего очага, – сказал он. – От всей души желаю крепкого здоровья, счастья, оптимизма и бодрости духа, неиссякаемой энергии и материального благополучия! Пусть ваша служба во имя торжества закона будет успешной!
По ту сторону «колючки»
Мы попросили руководство показать нам колонию изнутри, чтобы узнать, как и чем занимаются осуждённые. Стоит заметить, что визит журналистов пришлось согласовывать заранее, была серьёзная процедура оформления с предоставлением всех необходимых документов. И вот разрешение на съёмку и пропуска на территорию колонии готовы. Идём к преступникам в сопровождении заместителя начальника колонии, подполковника внутренней службы Александра Шерстобитова.
Как и в любом учреждении такой особой направленности, пройти на режимный объект совсем не просто – досмотр, множество массивных дверей с огромными замками, детекторные рамки… Наконец мы по ту сторону колючей проволоки.
Как мы уже упоминали, ИК-14 – колония строгого режима, здесь отбывают сроки представители особого контингента – насильники, убийцы, грабители, педофилы… Всего – тысяча преступников, основная масса из Нижегородской области. На минуточку закралась мысль: ведь такой режимный объект в области не один – здесь тысяча преступников, в другой тысяча, в третьей… Большинство этих людей совершали свои преступления именно в Нижегородской области… Жутковато, однако, становится от таких размышлений.
Проходим административное помещение, которое делит колонию на несколько частей. На постах стоят бравые ребята. С одной стороны этого здания расположены производственные цеха (дерево- и металлообработка), профессиональное училище, теплицы для выращивания овощей. По другую сторону – храм во имя Иоанна Кронштадтского, школа, библиотека, пекарня, макаронный цех, общежития для проживания осуждённых. А ещё тут строится кафе. За отведённое нам время мы просто физически не смогли бы обойти всю территорию колонии, а потому прошли лишь по некоторым объектам.
Кто верует, того храм спасает
Храм во имя Иоанна Кронштадтского был заложен в 2008 году. Сначала здесь была небольшая деревянная церквушка, а сейчас стоит высокий храм, и освещал его епископ Городецкий и Ветлужский Августин.
- В прошлом году построили колокольню. Уже готовы колокола, ждём благословения на установку, – рассказывает Александр Михайлович. – Службы здесь проводят батюшки из Сухобезводного и Семёнова. Есть несколько осуждённых, которые помогают в храме, следят за порядком. Однако, и без службы он не пустует – ежедневно сюда приходят молиться до тридцати человек. Они верят, что вера, храм и молитва помогает им вернуться на праведный путь. Что тут сказать – время покажет.
Рядом с храмом расположился белоснежный фонтан – весной его обязательно запустят. К слову, территория колонии идеально чистая. Порядок наводят сами осуждённые.
Далее мы направляемся в пекарню. Никто не сможет попрекнуть здешних сидельцев, что чужой хлеб едят – хлеб здесь свой. На производстве работа кипит. Кто-то из пекарей ещё на свободе владел профессией пекаря, а кто-то столкнулся с этим впервые, пришлось учиться с нуля. Мужчины активно замешивают тесто, смазывают формы маслом, загружают в печи, выкладывают горячий хлеб. Всё чистенько, аккуратно, работники в белой спецодежде – если б не многочисленные татуировки на их руках, можно подумать, что ты находишься на обычном хлебозаводе. Нас даже угостили свежеиспечённым хлебом – вкусно! В этом же здании располагается и макаронный цех.
- Макаронную продукцию здесь производят как для внутренних нужд, так и для других колоний по спецзаказу, – поясняет Александр Михайлович. – Признаться, работать здесь хотят многие осуждённые, но далеко не всем положено. Это зависит, в первую очередь, от состояния здоровья и отсутствия инфекционных заболеваний, во-вторых, от поведения. Мы хоть и стараемся сделать всё возможное, чтобы тот, кто оступился в жизни, мог выйти на свободу другим человеком, чтобы он получил навыки, которые ему пригодятся, но увы, далеко не все осуждённые этого хотят. Что и говорить, отбывать наказание в колонии строгого режима непросто, и какую бы помощь мы ни оказывали, психологически это тяжело.
Наверное, это несравнимо, но всё же частично некую тяжесть я ощутила на себе. В жилой зоне колонии существуют так называемые «локальные участки» – общежития для одного или двух отрядов, отгороженные забором с колючей проволокой по всему периметру. Это дополнительные меры безопасности, и нужны они для ограничения контактов между осуждёнными, во избежание массовых эксцессов. Стоит понимать, что находящиеся там преступники не всегда могут выходить даже на территорию колонии. И вот, когда я проходила мимо такой «локальной зоны», полсотни убийц и насильников буквально «распилили» меня тяжёлыми взглядами. Выдержать такое напряжение было непросто, я старалась ни на шаг не отставать от людей в погонах.
Интересный Уголовный кодекс
И вот мы в школе. Да-да, тридцатилетние, а то и пятидесятилетние преступники садятся за парты и проходят общеобразовательную программу с 8 по 11 классы. Здесь нас встретили два ученика в тюремной робе.
- Всё у нас как в обычной школе – классы, учебники, тетрадки… – рассказывают осуждённые. – Учимся во вторую смену, с 14.00 до 19.00. Сами порядок здесь наводим, моем полы, чистим парты, ухаживаем за цветами. А вот тут – наш актовый зал, сцена, здесь мы проводим школьные мероприятия. Стараемся учиться хорошо, на свободе не все окончили школу, а здесь – возможность наверстать упущенное. Да и вообще есть время о многом подумать, расставить жизненные приоритеты.
Есть в школе компьютерный класс, даже с интерактивной доской; правда, этот кабинет открывают исключительно для урока. Мало ли, всё-таки особый контингент! Признаться, некоторые сельские школы могли бы позавидовать интерьеру данного заведения. Свежая краска, много зелени, красивые яркие шторы…
Кстати, фотографировать лица и профиль осуждённых нельзя – только спины и то лишь с разрешения сотрудников исправительной колонии.
Далее мы отправляемся в библиотеку. Осуждённый-библиотекарь рассказывает, что читать любят многие, берут абсолютно разные книги, а особым спросом пользуется юридическая литература – изменения в уголовном кодексе, дополнения к статьям… И ещё здесь – большой выбор видеофильмов, и на досуге можно посмотреть, например, комедию. Библиотека выписывает «Российскую газету», которая, кстати, пользуется большим интересом у осуждённых. А вот «Семёновского вестника», к сожалению, мы здесь не увидели, так что не знают люди за колючей проволокой, что происходит в Семёновском округе.
Мы ещё долго разговаривали с Александром Михайловичем Шерстобитовым о жизни по ту сторону колючей проволоки, говорили о любви между осуждёнными и свободными гражданками с последующими браками, о взаимоотношениях между сокамерниками, о матерях и жёнах, которые ждут мужчин в надежде, что те исправятся, раскаются, будут законопослушными людьми и станут им опорой в жизни.
А ещё мы заручились обещанием руководства ИК-14, что в скором будущем снова сможем приехать и посетить ПТУ, цеха металло- и деревообработки, посмотрим, как выращивают овощи, содержат животных, и возможно, нам позволят пообщаться с преступниками. Так что продолжение следует.
Фото Александра ЮРЬЕВА