Юрий ХРАМОВ
24.09.2016 г.
Деревня Зуево относится к Хахальскому территориальному отделу администрации и давно уже числится в списках неперспективных населённых пунктов. Ой, сколько подобных селений на карте нашей матушки России! Наверное, именно про такие можно сказать – Богом забытый уголок.
Дорога, которая туда ведёт, состоит из сплошных ям да колдобин. Нового асфальта она, конечно, никогда не дождётся, да жители на это и не надеются. Их и осталось-то там всего несколько человек, а на зиму и вовсе остаётся только четверо. Жилые дома можно по пальцам пересчитать.
Лев Иванович Назаров родом не из здешних мест, но поселился в деревне более сорока лет назад. Сейчас он живёт один, однако скучать ему не даёт солидное по нашим временам подворье.
- Больше двадцати лет держу корову, – рассказывает ветеран. – А сейчас у меня их две. Козёл – я его зову Яков Гаврилович – охраняет мой дом. Ох, как здорово дерётся! – никого не подпустит. Ещё есть два гуся, три курицы, коза и две собаки. Была ещё гусыня, да её не так давно лиса съела. Прямо во двор рыжая плутовка пробралась.
Продать молоко – конечно, большая проблема. Раньше хоть в Семёнов на рынок выезжал, а сейчас здоровье подводит. Да и дорога у нас… заметили, наверное, в каком состоянии находится. Пешком до автобусной остановки трудно идти три километра по грязи и канавам. Поэтому молочко сам пью, соседке продаю, дачникам – правда, и дачников теперь сюда летом тоже немного приезжает. А ещё пою молоком своих животных.
Признаюсь, с детства люблю скотину. Помню, как вместе с матерью пацаном доил коров в колхозе «Победа» Дальнеконстантиновского района – оттуда я родом. Семья у нас была большая, поэтому всегда выручал огород, скот. А сюда я переехал к родственникам.
Сено покупаю – мне его привозят из Огибного, корма по заявке тоже доставляют. Семь лет назад отремонтировал дом, крышу перекрыл. Я без дела не привык сидеть. Молоко, сметана, яйца, картошка всегда на столе, а остальные продукты покупаю в автолавке. Она к нам два раза в неделю приезжает. Да, деревня наша глухая, не удивительно, что по весне сюда волки, кабаны заглядывают, – лес-то совсем рядом. Порой всю ночь не спишь, мало ли что может со скотиной случиться. Конечно, жить в деревне нелегко, но, как в песне поётся, мы ещё повоюем. И, как призывал наш председатель правительства, если даже денег нет, всё равно держимся.
А вот Александра Фёдоровна Коршунова родом именно отсюда. Когда ей исполнился двадцать один год, уехала она в Горький, вышла замуж и теперь приезжает сюда в родительский дом только на летне-осенний сезон. Зимовать скоро отправится в Нижний – там у неё благоустроенная квартира.
- Я здесь, как и мои родители, работала в колхозе, – говорит Александра Фёдоровна. – А потом так сложилось – переехала в город. Но деревенскую жизнь хорошо помню: как сено заготавливали, картошку убирали… Много трудились, но и отдыхали весело. Раньше наш колхоз назывался имени Чапаева, потом его объединили. Давно это было, теперь только воспоминания остались.
В огороде у меня растёт картошка, помидоры, лук. В прошлом году накопала пятнадцать вёдер картошечки, а в этом – только четыре. Неурожайный выдался для меня год, и лук неважный вырос. Сходила несколько раз за грибами, сейчас их полно в лесу, хоть косой коси.
Едем дальше по деревне – мимо покосившихся, заброшенных домов, изредка встречаются и ухоженные строения. Сразу понятно, что они принадлежат дачникам. Надо отметить, что на селе сложилась своеобразная традиция: после смерти родителей их дети, теперь уже сами пенсионеры, переезжают из города на родину, в родные сердцу дома. А как же иначе – ведь здесь прошло их детство, юность. Некоторые наведываются только на лето, а есть и такие, что основательно обосновываются. Как, например, Александра Николаевна Горева, которая сюда перебралась из Нижнего Новгорода пятнадцать лет назад.
- Отец у меня работал в колхозе ветеринарным врачом, а мама – рядовой колхозницей, – вспоминает пенсионерка. – Я тоже на заре своей юности уехала из деревни в город. Там устроилась в школу, преподавала уроки в начальных классах. Но каждое лето, во время каникул, приезжала с семейством к родителям. Конечно, здесь хорошо – чистый воздух, чудная природа, но живём мы без всяких благ цивилизации. Печку топлю дровами, вода из скважины. А возраст уже сказывается – мне ведь восемьдесят лет.
Проблем в наших деревнях немало, но при всех тяготах сельские жители, большей частью в солидном возрасте, нисколько не озлобились, всегда открыты для общения. Смотрю в их добрые глаза и всегда думаю, какие же это выносливые люди. Они помогали фронту, растили детей, испытали столько трудностей на своём пути… Война лишила их счастливого детства. И даже теперь наши бабушки и дедушки заботятся больше не о себе, а о детях, внуках – лишь бы им, молодым, было хорошо. А уж они сами доживут как-нибудь. Продержатся.
Фото Александра ЮРЬЕВА