Ирина КОЛОБОВА
31.12.2015 г.
С чего начинается старость? Наверное, такой вопрос хоть раз в жизни задаёт себе каждый человек. В самом деле, с какого возраста можно или нужно именовать себя стариком? Возрастное это понятие, строго определенное паспортными данными, или состояние души? Много вопросов, но ни один из них я не задала героине сегодняшней статьи, просто не повернулся язык говорить с ней о старости.
В. Ф. Граковой 3 января исполнится 80 лет. Учёные утверждают, что именно с этого возраста начинается настоящая старость. Как они ошибаются! Если бы они увидели Валентину Федоровну, пообщались с ней, то в корне изменили бы своё мнение и полностью переписали все научные трактаты.
Разговор на эту тему портит нервную систему…
- Я не думаю о старости, – признается Валентина Фёдоровна, – мне как-то некогда, да и не хочется забивать голову плохими мыслями. Мысли о старости, о болезнях портят человеку жизнь и приближают эти неприятные симптомы. Конечно, я понимаю, что уже давно не молода, и болезни иногда донимают, но у меня с ними разговор короткий – я с ними борюсь и побеждаю.
Валентина Фёдоровна Гракова всю свою сознательную жизнь занимается спортом. Она не ставила перед собой цели стать известной спортсменкой и побить все рекорды мира, но любительский спорт – это неотъемлемая часть её жизни. И именно он, спорт, помогает ей в свои восемьдесят вести активный образ жизни и выглядеть максимум на шестьдесят пять.
- Мои школьные годы пришлись на войну, – рассказывает Валентина Фёдоровна, – тогда было не до спорта, не до физкультуры, выжить бы да с голоду не умереть. А вот когда в Семёновский техникум поступила, это было в 1952 году, вот тогда родилась наша взаимная со спортом любовь. Физкультуру у нас преподавал Василий Иванович Умнов, под его тренерством мне удалось добиться второго разряда по лыжам. Летом легкой атлетикой занималась, волейбол очень любила и сейчас люблю. Интересно в те годы было в техникуме учиться. Столько различных соревнований было, в стольких городах я побывала – сейчас и не вспомню! После техникума меня распределили в Узбекистан. Там с лыжами пришлось расстаться – по причине отсутствия снега, а вот волейбол с легкой атлетикой я освоила ещё лучше. Когда вернулась на родину после практики, познакомилась со студентом-заочником нашего техникума. Мы поженились и уехали на Урал, в Свердловскую область. Там дочка у нас родилась. Но те годы были самыми тяжёлыми в моей жизни. Семейная жизнь развалилась, а дочка сильно заболела, даже вспоминать страшно. Пролежали мы с ней в больнице полгода, а потом я собрала вещички немудреные, и домой с дочкой поехали.
В. Ф. Гракова работала в Семёновской ПТШ мастером производственного обучения, но с большой теплотой она вспоминает годы своей работы на фабрике «Хохломская роспись».
- Самые лучшие годы жизни прошли в «Хохломе», – признается юбилярша. – Даже не знаю, как мне на все времени хватало, я ведь дочку одна воспитывала. Иногда мама помогала, но чаще Таня всегда со мной была и на соревнованиях, и во всех турпоходах. Я организовывала спортивные секции – тогда как-то проще, что ли, было. Соцсоревнования были неотъемлемой частью жизни советского человека. И в работе, и в спорте. Хотя, наверное, старикам свойственно хвалить свои молодые годы.
Валентину Федоровну даже по этой причине нельзя назвать старухой, потому что у нее отсутствует главная черта, присущая этой категории людей, – она не ругает молодёжь. Не хает современную жизнь и не противопоставляет её минувшим годам.
С молодыми на одной волне
- Как мне ругать молодежь, если у меня двое взрослых внуков! – удивляется Валентина Фёдоровна, – они у меня яркие представители современного молодого поколения. Я, можно сказать, вместе с ними ещё одну жизнь и молодость переживаю. У нас нет никаких противоречий и размолвок, мы понимаем друг друга с полуслова. Мы с самого их рождения вместе, и я не представляю своей жизни без них. Ксения, внучка, сейчас иностранный язык преподает в четвертой школе. У нее и жильё своё есть – домик ей дали по программе поддержки молодых специалистов. Стас в армии отслужил, учится заочно в строительном техникуме. Правда, бросить хотел, но я его очень просила не делать этого. Недостаток высшего образования когда-то сыграл в моей жизни отрицательную роль, поэтому я очень хотела, чтобы моя дочь и внуки получили высшее образование. У внука тоже квартира есть, но они постоянно со мной.
Ультиматум райкому
Валентина Фёдоровна с удовольствием и с подробностями рассказывала о своей работе в «Хохломе» – казалось, она помнит малейшие детали своей прошлой жизни.
- В «Хохломе» у меня были и почёт, и уважение, и зарплата неплохая, и жизнь насыщенная, – вспоминает Валентина Федоровна. – Я и начальником планового отдела работала, и начальником ОТК. Всегда с людьми, в гуще событий, в спорте. Я там и в партию вступила. Это был очень важный шаг в моей жизни. Вот, наверное, поэтому на меня обратила внимание секретарь райкома КПСС Татьяна Викторовна Сазанова. В то время спорт на районном уровне начал затухать, нужно было его поднимать, и мне предложили возглавить районный комитет по спорту. Ну, как предложили? – без права отказа, конечно. Не знаю, как я тогда осмелилась предъявить ультиматум: мол, если дадут мне квартиру – соглашусь. Честно скажу, очень не хотелось мне из «Хохломы» уходить. Но партийный устав есть партийный устав. Хотя квартиру мне все-таки дали, председатель райисполкома Е. Г. Шляпников постарался. 13 лет я отработала на этой спортивной ниве. А потом вдруг неожиданно вспомнили, что у меня нет высшего образования, и занимать этот пост я не имею права. Я не с обидой это говорю, времена тогда изменились, строже всё стало. Пришлось несколько лет до пенсии в лаборатории на арматурном заводе дорабатывать. Оттуда и на пенсию ушла…
Один поэт сказал, что старость начинается с глаз – дескать, «в них поселяется седая усталость»… Никакой горечи и усталости я не увидела в глазах Валентины Федоровны. Только лишь немного более внимательный взгляд на собеседника по причине слегка ослабленного слуха.
- Вы мне громче говорите, – смеясь, сказала Валентина Федоровна, – слух – это единственное, что невозможно вылечить спортом. А с остальными болячками я справляюсь. Даже если сильно болит спина или колени – все равно не прекращу занятий и упражнений. Спорт здорово закалил и характер, и волю. Я не представляю, как можно просто так сидеть или лежать, это уж если только болезнь свалит. После серьёзной операции мне пришлось полежать, и это было самое страшное. Когда лежишь без движения, кажется, всё – жизнь закончилась. Требуется большая сила духа, чтобы справиться с этими мыслями. Мне постоянно хочется двигаться. Раньше, когда в «Хохломе» работала, я всё девчонок ругала за то, что даже производственную гимнастику им лень было делать. Постоянно внаклонку, сидя, без движения. А ведь молодые все были. Я и сейчас не понимаю, как можно для собственного здоровья и удовольствия не найти для себя пятнадцати минут времени, чтобы сделать несколько элементарных упражнений. Моя ежедневная зарядка – это сорок пять минут интенсивных упражнений на все группы мышц.
В дальнем углу комнаты я увидела сиротливо стоящую палочку-выручалочку, постоянного спутника и помощника многих пожилых людей. Валентина Федоровна заметила мой молчаливый вопрос.
- Ни за что больше в руки её не возьму, – категорично заявила она, – после операции она мне, конечно, помогала, но сейчас я, слава Богу, справляюсь сама. Я в свой любимый волейбол всего года два как не играю, а лыжи, бег до сих пор – мои спутники. У нас своя команда есть из ветеранов спорта. К нам даже тридцатипятилетние девчонки ходят, так со многими семидесятилетними им еще нужно потягаться. Меня очень радует, что молодёжь снова к спорту повернулась, да и пенсионерам сейчас столько возможностей предоставлено, стоит только захотеть. А хотеть нужно – это я всем как опытный спортсмен-любитель говорю. В движении – жизнь, это не просто слова, это – истина. И мне она хорошо знакома.
Абсолютное счастье
Валентна Фёдоровна хотела показать нам свои старые снимки, где она – молодая с медалями и кубками, но не нашла ни одного.
- Понятно, – догадалась она, – сюрприз, наверное, мне детки к юбилею готовят.
В глазах у женщины появился счастливый блеск.
- Вы знаете, – признается Валентина Фёдоровна, – по-моему, я совершенно счастливый человек. Нельзя, говорят, так заявлять, чтобы не сглазить, но я не могу удержаться. Мы двадцать четыре года прожили большой семьей, впятером в двухкомнатной малогабаритке, и ни разу у нас не было ни одного скандала или ссоры. Сейчас внуки официально имеют собственное жилье, но все равно постоянно с нами. А дочь с зятем меня никогда не оставляли. Таня, дочка моя, полностью оправдала надежды. Я очень хотела, чтобы она стала врачом, все силы отдавала, и она меня не подвела. Сейчас я горжусь, что моя дочь – известный в городе терапевт, заместитель главного врача Татьяна Евгеньевна Лобачева. Мне только в радость готовить для моих родных завтраки, обеды и ужины, ходить за продуктами. Ну, а новогодний стол, а потом и юбилейный, конечно, они приготовят. Очень хочется дожить до правнуков, пока у меня ещё силы есть помочь.
У восьмидесятилетней Валентины Федоровны на лице здоровый румянец, в глазах блеск и любовь ко всему окружающему, в движениях – сила и грация. Плюс – хорошая осанка, неброский макияж и красивая стрижка… А главное, у нее столько положительных мыслей, добрых слов, хороших впечатлений, идей. О какой старости тут может идти речь!? Наверное, ей просто повезло, скажут многие. Может быть, они и правы. Только свое везение Валентина Фёдоровна принесла себе сама, своими руками, головой, сердцем и душой. Потому и не стареет.
О чем же мечтает молодая Валентина Федоровна накануне своего юбилея?
- Я уже так соскучилась по снегу! – смеётся она, – что же это за зима у нас нынче? Я свои лыжи постоянно проверяю, готовлю, а снега всё нет и нет. Так хочется с ветерком по «кирилловской» лыжне пробежаться! Вот где счастье! Кажется, что и голова, и лёгкие, и сердце – весь организм наполняется новой, здоровой и счастливой жизнью. Жаль мне тех, кто ни разу не испытал такого чувства… Так что в подарок на юбилей я хочу снега и хорошей лыжни! А всё остальное у меня есть.
Фото Александра ЮРЬЕВА