Ирина КОЛОБОВА
07.03.2015 г.
Говорить о серьезных заболеваниях во всеуслышание в нашем обществе не принято, тем более, когда болезнь касается конкретного собеседника и особенно если она называется рак. Но говорить об этом необходимо. Так считает врач-онколог центральной Семеновской больницы О. В. ТЮКАЛОВ.
Год – и нет деревни…
-Олег Викторович, насколько я помню, ровно год назад мы беседовали с вами на эту тревожную тему. Нужно ли снова пугать людей опасной перспективой или, может быть, появились поводы для оптимизма?
- Пугать я никого не собираюсь, я врач, но говорить об этом не просто желательно, а жизненно необходимо. И чем чаще в средствах массовой информации будет затрагиваться эта тема, тем больше положительных результатов мы сможем получить. А пока, к сожалению, хороших новостей очень мало. Например, сегодня на онкологическом учете в нашей поликлинике состоит тысяча человек, и это при сорока пяти тысячах населения округа. Болезнь подкашивает и молодых, и старых, независимо от рода занятий, образа жизни, пола. Ежегодно в Семеновском округе умирают от онкологии около ста человек. Представили себе масштабы? Год – и нет целой деревни!
- То, что вы говорите – катастрофа. Приведенные цифры опять напугают народ и непонятно, каким образом постоянное повторение негативных новостей может дать положительные результаты.
- Замалчивать проблему нельзя, и повторение всем известных истин часто является толчком для решения проблем. Рак – не синоним смерти. Конечно, если он диагностирован на ранних стадиях. Во многом проблема связана с низким уровнем знаний и теми стереотипами, которые существуют в сознании населения. Хотя иногда случается, что неграмотная бабушка из глухой деревни более адекватно ведет себя, придя к доктору, и будет делать все, что он рекомендовал. А некоторые «шибко умные» посидят полчаса в интернете, найдут в форумах советы других и потом требуют отправить себя на томографию или еще какую-нибудь модную процедуру. Не хватает элементарной информированности. Вот именно для этого и нужно говорить, писать, показывать, разъяснять и просвещать.
Где купить чудодейственную пилюлю?
-Медицина развивается стремительно, о продлении молодости и даже жизни вслух говорят с экранов телевизоров, а рак по-прежнему называют проклятием цивилизации. Неужели так ничего кардинального и не придумано для лечения или предотвращения этой болезни? Ведь люди-то верят, что если, не дай Бог, что-то случится, то стоит только найти деньги, и можно будет купить спасительную пилюлю. Специально, конечно, никто денег на эту страшную перспективу не копит, но при необходимости будут готовы продать все, только бы спасти жизнь.
- Опять скажете, что я пугаю, но я говорю вполне обоснованно – чудодейственной таблетки от рака нет и в скором времени не будет. Рак – очень коварное заболевание. Нет ни одного органа в человеческом организме, где бы опухоль не могла возникнуть. Поэтому и единого действенного лекарства придумать невозможно. Так что не деньги нужно копить, а вовремя к врачу обращаться. Еще раз напоминаю, что на ранних стадиях развития злокачественной опухоли во многих случаях онкологи гарантируют положительный результат лечения. А деньги лучше потратить на здоровый образ жизни и качественный отдых. Можно привести массу примеров из жизни знаменитых и состоятельных людей, когда деньги не помогли избежать плачевной участи.
- Все мы хорошо знаем, что большинство наших людей обращаются к врачам только в случае крайней необходимости. Эту нашу национальную особенность можно назвать одной из причин роста смертности от онкозаболеваний?
- Ее нужно назвать самой главной причиной этого бедствия. Судите сами: около пяти тысяч жителей нашего округа не проходили флюорографию больше двух лет. А ведь именно эта процедура способна распознать рак легких на ранней стадии заболевания. Опухоль легких, кстати, – наиболее частая локализация рака, он диагностируется в 30% случаев. И результаты лечения рака легких, увы, неутешительны. Достаточно большая группа людей, заболевших раком легких, не выздоравливает в связи с запущенностью болезни. Мне, как врачу, да и просто как человеку, совершенно непонятно такое наплевательское отношение людей к самим себе. Нам приходится в прямом смысле слова выгребать пациентов для прохождения диспансеризации. Наше государство дало такую потрясающую, причем совершенно бесплатную возможность сохранять и поддерживать свое здоровье, а люди ее просто-напросто игнорируют.
Верить или не верить
-Может быть, люди не верят, что рядовой терапевт на рядовом медосмотре способен выявить злокачественную опухоль?
- Если люди не верят врачам, то пусть хотя бы поверят современной медицинской технике, которой оснащена наша больница, многочисленным анализам, которые они сдают во время диспансеризации. Пусть поверят хотя бы во что-то, кроме того, что все врачи плохие и толку от них нет. Как бы ни относились к докторам люди, но все-таки я напомню, что очень много случаев онкозаболеваний выявляется именно во время медосмотров.
- Люди все разные, для некоторых единичный негативный случай, касающийся его здоровья, может перечеркнуть всю хорошую работу докторов. К нам в редакцию часто обращаются с нареканиями в адрес отдельных врачей. Например, многим непонятно, почему при наличии такой хорошей медицинской техники семеновские врачи все чаще посылают пациентов в нижегородские центры, аргументируя это серьезностью и сложностью предполагаемого заболевания и откровенно пугая пациентов. По себе знаю, когда врач начинает разговор о новообразованиях, у больного в голове ничего, кроме паники, не остается и он готов ехать куда угодно и платить какие угодно деньги. Как вы относитесь к повальному увлечению МРТ, КТ и прочей ядерно-магнитно-лучевой техникой?
- Я к современной медицинской технике отношусь практически с благоговением. Благодаря развитию новых технологий наша медицина очень мощно двинулась вперед, но злоупотреблять ее возможностями категорически нельзя. Каждый нормальный врач это знает и без необходимости не пошлет пациента на облучение. Что касается отдельных врачей, то здесь я комментировать не берусь, хочется верить, что все их рекомендации адекватны, но сами знаете, врачи – те же люди и, к великому стыду, людские пороки им бывают не чужды. Но иногда и сами пациенты готовы платить любые деньги, только бы их лишний раз «просветили» на суперсовременной технике. Если вдруг у пациента появились подозрения в компетентности врача, тем более, если они касаются новообразований, то советую немедленно, отбросив всякий ложный страх и суеверие, записаться на прием к онкологу и пройти первичную диагностику. Если уж пришел в поликлинику, обязательно надо пройти смотровой кабинет – просто и дешево. Никаких супертехнологий, в общем-то, не надо. Опухоль кожи достаточно легко рассмотрит обычный терапевт, как и для определения рака молочной железы достаточно осмотреть пациента и сделать маммографию; распознать опухоль легких можно после обычного рентгеновского исследования, гинеколог может заподозрить рак шейки матки. Все вышеперечисленное составляет примерно 60-70 процентов всех злокачественных опухолей. После этого уже вступают в дело высокие технологии – уточняющая диагностика. Сейчас главная задача всех врачей – поменять психологию населения и приучить людей раз в год приходить на профилактический осмотр.
Развитие цивилизации дорогого стоит…
-Вы сказали, что деньги лучше тратить не на мифические лекарства от рака, а на здоровый образ жизни. Значит, все-таки существуют какие-то факторы, которые влияют на уровень заболеваемости раком?
- Безусловно, такие факторы существуют, но за развитие цивилизации мы вынуждены платить собственным здоровьем. А прежде всего – это воздух, которым мы дышим, техногенная ситуация, автомобильные выбросы, вода, которую пьем, продукты питания, образ жизни, окружающая среда, алкоголь, курение и так далее. И курение, кстати, занимает одно из первых мест в числе факторов риска. Вдумайтесь: если бы люди отказались от курения, то заболеваемость сократилась бы сразу на 20 процентов!
- По сути, из всего, что вы перечислили, риск от каждого фактора в принципе можно снизить. О необходимости вести здоровый образ жизни мы слышим с детства, но почему-то мало следуем этим рекомендациям. Может быть, пора государству браться за дело?
- Любой врач вам скажет, что здоровье и жизнь каждого отдельного человека почти полностью в руках самого человека, если это не касается чрезвычайных случаев. Наследственность в онкологических заболеваниях играет не самую главную роль. Наследуется не болезнь, а предрасположенность. Потому, если в родне кто-то умер от рака, значит нужно вдвое внимательнее относиться к своему здоровью. Понятно, что в наших сложных экономических, экологических и прочих условиях сохранять здоровье становится все труднее, но нужно стараться. И если с экологически чистыми продуктами дело обстоит не очень хорошо, то уж отказаться от вредных привычек – это в наших руках. Государство, кстати, немало для этого делает. Разработана специальная программа по борьбе с курением, алкоголем, повышаются акцизы на табачные и винно-водочные изделия, ограничена реклама. Пока очевидных результатов снижения онкозаболеваемости нет – страна только делает первые шаги в этом направлении. И одним из самых главных и верных шагов является именно диспансеризация, как наиважнейший элемент модернизации всего здравоохранения. Будем надеяться, что благодаря этим шагам наше подрастающее поколение будет более здоровым.
Мы не боги, но поборемся
-Я где-то слышала странное выражение, что якобы каждый человек может дожить до своего рака, если не умрет от других причин. Это что – верх врачебного цинизма, или же есть адекватное объяснение подобному тезису?
- Ничего особенно циничного в этом выражении нет, все вполне логично и объяснимо. Дело в том, что рак можно назвать самой естественной причиной смерти от…старости. Но вся беда в том, что эта причина у нас слишком помолодела. И во многом виноваты сами пациенты. После пятидесяти лет визиты к участковому терапевту должны стать не принудиловкой, а жизненной необходимостью для каждого, даже на первый взгляд здорового человека.
- Вы допускаете, что людей иногда останавливает страх узнать диагноз? Вы, например, установив неутешительный диагноз, всегда говорите пациенту, сколько ему осталось? Насколько, вообще, в этом вопросе нужно быть откровенным?
- По поводу страха мы уже говорили. У меня на этот счет единственная точка зрения: страх и безволие – плохие помощники в борьбе с болезнью. Хочешь быть здоровым и долго жить – люби себя и дружи с врачами. Еще Гиппократ говорил: «Нас трое: врач, болезнь и пациент. На чьей стороне будет пациент, тот и победит». Рак – это такое заболевание, при котором больной должен полностью доверять своему врачу, а врач должен быть честным со своим пациентом. Конечно, вести подобные беседы врач должен с максимальной деликатностью. Не прямо в лоб заявлять, что крепись, дескать, жить тебе осталось годик или два, а серьезно и доверительно говорить о методах лечения, возможных операциях и иногда непредсказуемых последствиях. Врачебная правда чаще всего срабатывает как хороший толчок в сторону выздоровления. В моей практике не было ни одного случая, чтобы пациент от расстройства наложил на себя руки, как часто пишут в бульварной прессе. Наоборот, чем больше он узнает о своей болезни, тем меньше боится ее, и тем положительнее результаты лечения.
- Больные, особенно с такой серьезной болезнью, действительно склонны всецело доверять своему врачу. Наверное, они ловят каждое ваше слово и смотрят как на Бога?
- Есть такая черта в нашем менталитете – надеяться на чудо и самому ничего не делать. Относиться к врачам как к богам нельзя. Это расслабляет. Мы не боги, мы просто делаем свою работу и вместе с пациентом боремся с болезнью.
Билет в один конец
-Значит, чудо в любых его проявлениях при онкозаболевании нужно категорически исключить?
- За время своей практики я не встречал ни одного чудесного исцеления. Может быть, я вас сильно разочарую, но чудес в медицине не бывает. Бывают врачебные ошибки, сбои медицинской техники, когда ошибочно ставится неутешительный диагноз. Если и эти моменты кто-то склонен расценивать как чудо, то пусть – главное, чтобы фанатичная вера в чудеса не мешала работе врачей. А то, бывает, начитаются занимательных книжонок с чудодейственными советами и все поголовно медицинскими светилами становятся. Я бы все подобные издания запретил под страхом уголовного наказания. Они только вред приносят, особенно для больных раком. Нетрадиционных методов лечения этой болезни нет. Есть только научно-доказательная медицина. Ну, смешно же, в самом деле, верить, что настои из трав помогут излечиться от рака, даже если вы смешаете их с керосином. А некоторые, между прочим, так и делают, лишь бы избежать сложных операций или мучительной химиотерапии. Тем самым они приобретают себе билет в один конец.
- Но все-таки для профилактики раковых заболеваний фитотерапия или какие-то другие народные средства могут быть полезными, или вы полностью отвергаете нетрадиционную медицину?
- Ни в коем случае не отвергаю. Даже еще раз повторюсь, что каждый человек сам кузнец своего здоровья, но только до того момента, пока это здоровье не пошатнулось. Вот тогда только к врачам. Могу привести интересную цифру. Например, в высокоразвитой Японии процент заболеваемости раком желудка превышает все допустимые нормы, но зато и выживаемость составляет почти 90%. И немалую роль в этом играет тот факт, что в этой стране ни один человек не сможет поступить в вуз, устроиться на работу, выехать за границу и прочее, прочее, прочее, если не пройдет необходимую диспансеризацию. У нас дело обстоит намного хуже. Пока выживаемость после рака желудка в нашей стране составляет всего 15%, так как все больные выявляются в запущенных формах. Представьте, что большинство больных в нашей стране – скажем, процентов шестьдесят – будут выявляться на ранних стадиях заболевания! Вот это был бы настоящий перелом в борьбе с этой всемирной катастрофой. Но об этом мы пока только мечтаем – действительно как о чуде…
Фото Александра ЮРЬЕВА