[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений people/Savin.V.A.JPG как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.
Ирина КОЛОБОВА
29.04.2014 г.
В этот день в далеком 1649 году царь Алексей Михайлович подписал «Наказ о Градском благочинии», которым устанавливался строгий порядок тушения пожаров в Москве. Этот солидный документ предписывал всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. Жителям со средним и малым достатком полагалось держать одну такую трубу на пять дворов, ведра должны были быть у всех.
Для того чтобы этот указ был принят, Москва должна была сгореть бессчетное число раз. Все другие русские города, волости и губернии шли к созданию своих пожарных дружин тем же самым путем. Не стал исключением и родной Семенов. До создания первой пожарной дружины поселение сгорало дотла несколько раз. Зато с тех пор, как эта доблестная служба начала действовать, жизнь в уезде стала более спокойной. Но про ведра, багры и песок семеновцы никогда не забывали. И еще они помнили, что с того самого момента, как первый пещерный человек высек из камня искру, огонь остается не только другом, но и коварным врагом человека.
Помнят ли наши люди об этом сейчас, рассказывает главный пожарный нашего округа, полковник внутренней службы В. А. САВИН.
{gallery width=408 height=272 alignment=right}people/Savin.V.A.JPG{/gallery}- Боюсь, что не очень-то хорошо они об этом помнят. По крайней мере, количество пожаров за совсем недолгий срок нынешнего весенне-летнего периода говорит об этом. Не хочется, конечно, накануне праздника говорить о печальном, но такова наша служба. Буквально на днях горел молокозавод, баня на улице Пушкина, большие пожары были в деревнях Никитино и Каравайки.
- И во всех случаях виноват человек?
- Пожар сам по себе, ниоткуда не возникнет, если это не стихия. Человек бросит спичку, окурок, не обратит внимания на искру от электроинструмента или сварки, а «благоприятные» для пожара погодные условия разнесут огонь по окрестностям. Весенне-летние пожары страшны своим размахом.
- Может быть, неслучайно День пожарной охраны отмечается весной?
- Уверен, что неслучайно. Апрель и май – самые опасные месяцы. И в древней Руси, и при царе Алексее Михайловиче, и сейчас в это время всегда очень много пожаров. На деревьях еще нет листвы, свежая трава еще не выросла. Ничто не может помешать огню распространяться со страшной скоростью, а сильные ветры еще и помогают.
- Коль уж мы заговорили про древнюю Русь, полезно будет вспомнить, что раньше загоревшееся жилье отстаивали всем миром. Как сейчас обстоят дела, и может ли чье-то ведро воды повлиять на ход пожара?
- На начальную стадию возгорания, безусловно, может повлиять. Это прописная истина – чем быстрее будет локализован очаг возгорания, тем меньше работы пожарным, тем больше шансов не остаться без крыши над головой. В деревнях, кстати, люди помнят об этом. Правда иногда у них просто нет другого выхода. Бывает, позвонят из захолустной деревеньки, сообщат о пожаре, приходится им честно говорить, чтобы держались всеми силами до приезда пожарной команды. Вот бабульки и таскают воду по старинке – «цепочкой». В городе обстановка, к сожалению, другая. Граждане приходят на пожар, как на зрелище. Как будто триллер пришли посмотреть: видно, что им страшно, а оторваться не могут. Большие неудобства создает толпа для работы пожарных. Иногда даже кричать приходится, что если не помогают, так уж хотя бы не мешали.
- Насчет триллера это вы верно подметили. Страшный пожар на улице Ворошилова в мае 2010 года вызывал именно такие ощущения – как будто не просто смотришь фильм ужасов, а участвуешь в нем. Была ли тогда хоть одна возможность избежать таких печальных последствий?
- Была, и не одна, только все это с приставкой «бы» – если бы вовремя заметили, если бы дело было не в жарком, ветренном мае, если бы не выходные, и еще много всяких «если». К счастью, обошлось без жертв, но пожар этот надолго останется в нашей памяти. По крайней мере, наш диспетчер Людмила Худякова, которая дежурила в тот день, его никогда не забудет. Я иногда прокручиваю запись ее телефонных разговоров со всеми, кто звонил в тот день, чтобы сообщить о пожаре, спросить, где горит, что горит, давно ли горит..., и в очередной раз убеждаюсь, насколько трудно приходится нашим диспетчерам. За несколько минут она ответила на десятки звонков. Отвечала очень вежливо и терпеливо, но один звонок даже ее нервная система не выдержала – товарищ, находившийся в тот момент на даче, интересовался, далеко ли от его дома горит (!), и нужно ли ему приезжать. Я понимаю, все были взбудоражены этим пожаром, но надо помнить, что диспетчер должен не только звонки обеспокоенных граждан принимать, но и полностью координировать работу всех служб. Многие не выдерживают. Иногда при поступлении на работу и психологический тренинг проходят удачно, и по всем другим параметрам вроде бы подходят для нашей службы, но самое первое испытание рабочими буднями не выдерживают.
- Это как в анекдоте про пожарных: и работа нравится, и коллектив хороший, и зарплата устраивает, и график, но как только пожар – хоть увольняйся?
- Именно так и происходит. Поэтому у нас работают только проверенные и надежные люди.
{gallery width=408 height=272 alignment=left}public/2014/04/10/20140410-pozhar/20140410-pozhar-08.JPG{/gallery}- Часто зеваки, создающие толпу на пожаре, становятся разносчиками всякого рода сплетен и слухов. Например, многие ехидно подсмеиваются, что «пожарные снова без воды приехали». Есть ли хоть малая доля правды в этом утверждении?
- Отрицать со стопроцентной уверенностью этого не буду, поскольку отвечать за всех не могу. Может быть, где-то в глухих деревнях такое и происходит, но у нас такого категорически нет. Подобные слухи возникают, потому что пожарная машина выкидывает воду ровно за две минуты. Кто-то видит, что машина заправляется у рядом стоящей водоразборной колонки и делает свои выводы, потом выдает их соседу и так далее.
- А насчет «пожарников» – вас не обижает такое обращение?
- Не то чтобы обижает, скорее удивляет. На нашем пожарном сленге пожарный – это тот, кто тушит пожар, а «пожарник» – это, простите, труп сгоревшего на пожаре.
- Много «пожарников» довелось повидать?
- К сожалению, да. За тридцать лет службы навидался всякого, а вот к смерти так и не привык. Ужасно, когда погибают дети. Каждый раз думаешь, что чего-то не смог, не успел, если бы пораньше чуть-чуть… И все это через мозги, через сердце…
- У психологов есть такое понятие, как «синдром профессионального выгорания», он формируется на фоне постоянного стресса и из-за того, что накопившиеся отрицательные эмоции не находят выхода. Если вовремя не «выпускать пар», уверены они, может развиться стойкое отвращение к работе, к общению с коллегами, родственниками. Вы такого в себе не ощущаете?
- Вроде бы не замечал. Пар я иногда выпускаю, и мои коллеги это хорошо знают. Иногда и отдохнуть удается – четыре раза в год беру по неделе отпуска. Отгулять полностью, правда, не всегда получается. Работа мне не надоела, с коллегами не скучно, родственников люблю – значит, у меня нет такого синдрома.
- Вы – начальник с большим стажем, должны бы сидеть в кресле и руководить, но вас совершенно невозможно застать в кабинете. Неужели ваше присутствие необходимо на каждом пожаре?
- Я с самого детства знал, что стану пожарным. Отец мой был пожарным, и я часто прибегал к нему на работу. Эта профессия всегда казалась мне геройской, и сейчас я знаю ее до мелочей. Поэтому и выезжаю на пожары часто, профессиональная компетентная помощь там никогда не помешает. Часто, но не всегда – все зависит от степени сложности пожара. Наши бойцы – все профессионалы, и я им вполне доверяю.
- Пожары случаются часто, но, слава Богу, не каждый день. Отсюда и следующая «крылатая» сплетня о вашей профессии: спит, как пожарный.
- Вы же знаете, чем больше сплетен и анекдотов о каком-то объекте, тем больше значения имеет этот объект. Анекдоты нас не раздражают, мы их сами очень любим. А если вы имеете в виду большое количество свободного времени у наших ребят, то отвечу, что это не так. По крайней мере, днем они точно не спят. Каждый час службы строго расписан. Все они проходят постоянную теоретическую подготовку, то есть все время учатся. Когда я смотрю их конспекты, меня просто удивление берет – я даже будучи студентом не писал так много, подробно и аккуратно. А спят они, действительно, как пожарные – очень чутко и в постоянной готовности к боевой тревоге. Так что смысл этого выражения, видимо, совсем иной.
- Знаменитый русский писатель В. А. Гиляровский сказал очень правильные, на мой взгляд, слова: «Каждый пожарный – герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой». Вы согласны с ним?
- Классики всегда правы. И слова, действительно, очень хорошие. Но дело в том, что мы себя героями не чувствуем, мы просто исполняем свою работу. Другой вопрос, что плохо нашу работу исполнять нельзя, потому что она напрямую связана с безопасностью человека, от нее зависит здоровье людей, а зачастую и жизнь. И люди в нашей службе это очень хорошо понимают – если не получается, если страшно, если не выдерживает нервная система, они уходят сами. Остаются только те, кто любит свою работу, настоящие профессионалы. Начни мы сами себя ощущать героями – работа от этого только пострадает. Ну а если другие считают – пусть, нам это очень приятно. Особенно накануне праздника.
- Праздник будете отмечать?
- Обязательно. И по всем традициям, то есть и праздничный стол будет, и поздравления, и награждения, и, естественно, тосты. Но! В нашем коллективе всегда есть человек, тостующий безалкогольным напитком. Мы всегда и при любых обстоятельствах – в полной боевой готовности.
- Я понимаю, что все прописные истины о необходимости быть осторожными с огнем давно навязли у вас в зубах, но тем не менее посоветуйте, что должен делать человек, чтобы его добрый друг огонь не оказался смертельным врагом?
- Да, действительно, говорить об этом мы устали, но не говорить нельзя, и повторение, как известно, – мать учения. Берегите свою жизнь и здоровье, дорогие земляки! Мы всегда придем на помощь, но лучше бы эта помощь вам не понадобилась. Впереди праздничные дни, которые по русской традиции сопровождаются широко, с алкогольным размахом, а алкоголь – закадычный друг огня.
Всех же своих коллег и ветеранов службы я поздравляю с профессиональным праздником. Желаю здоровья, благополучия и, хотя все мои коллеги – профессионалы, я желаю, чтобы эти навыки им приходилось пореже применять в реальной жизни.
Мы тоже присоединяемся к поздравлениям, и пусть из искры возгорается только доброе пламя.
Фото Александра ЮРЬЕВА