Елена РОМАНОВА
Фото предоставлено автором
05.10.2024 г.
«С Днём учителя, милые дамы, господа, с Днём учителя вас!» – поется в песне, посвященной одному из главных праздников первой декады октября. Людей, выросших в Советском Союзе и воспитанных лучшими в мире учителями, наверное, покоробило бы от таких строк, если бы они появились тогда.
Поэтому 5 октября тысячи бывших учеников поспешат поздравить своих любимых педагогов с их профессиональным праздником и просто скажут: «С Днём учителя!»
Мой первый учитель
Я убеждена, что если человеку везет с первым учителем, он вырастет приличным человеком с чувством собственного достоинства и уважения к другим. Мне и моим одноклассникам повезло. 1 сентября 1985 года (кстати, это было воскресенье!) на пороге школы №2 нас встретила Валентина Родионовна Естина и повела робких несмышленышей 1«В» класса в страну знаний.
Собственно, знакомство с ней состоялось ещё в конце августа, когда Валентина Родионовна обходила своих будущих учеников, встречалась с родителями, просила ребёнка почитать, если умел. Да-да, представьте, раньше можно (и нужно!) было идти в школу, не умея читать, писать и считать! Никто не отнимал у нас золотого детства занятиями в различных образовательных центрах и уж тем более никто не занимался у репетитора в начальной школе! Да тогда и слова-то такого не знали.
В первый день я перезнакомилась со всеми одноклассниками. Подходила и запросто говорила: «Привет! Меня зовут Лена, а тебя?» Сама от себя не ожидала такой смелости.
Какой я помню Валентину Родионовну? Очень доброй и спокойной. Мы не хотели расходиться после уроков, окружали учительский стол, где она проверяла наши тетради, выставляла оценки, занималась с теми, кому что-то давалось сложнее, просила отличников подтягивать отстающих. Потом это назовут «обучением в сотрудничестве». А ещё я помню, как она пересчитывала сданные тетради. Брала всю стопку в руку, поднимала ее вверх, тетрадки рассыпались разноцветным веером и легко поддавались счету.
Наш класс был самым обычным: мальчишки хулиганили, но при этом серьезно занимались спортом, девочки примерно учились. Мы много гуляли, играли и жили беззаботно в лучшей стране на Земле.
В третьем классе, последнем в начальной школе (раньше в «началке» учились 3 года), Валентина Родионовна от нас ушла – её позвали работать в методкабинет. Сказать, что мы расстроились… Это была настоящая трагедия! Но учебу надо было продолжать, и нас взяла Тамара Ивановна Чекушина, к сожалению, теперь уже покойная. Она была опытным педагогом, но очень строгим и часто повышала голос на нас. Теперь я понимаю, что, наверное, не зря, но тогда нас это подавляло.
Лучший классный руководитель
Всё изменилось 1 сентября 88-го (это ж сколько лет назад – 36?), когда в класс вошла хрупкая молодая девушка с горящими глазами и открытой улыбкой.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Галина Ивановна Волкова; замужем, сыну Диме три года.
Мы открыли рты от изумления. В одном предложении наша классная руководительница выдала всю личную информацию о себе. И что нам теперь было делать? Игра в разведчиков отпадала автоматически. Ведь до этого мы по крупицам собирали информацию о личной жизни учителя: по слухам, наблюдениям, рассказам взрослых…. А тут? И с этой фразы началась наша безусловная и верная любовь к Галине Ивановне. Мы были её первенцами, она только пришла в родную школу после пединститута, чтобы учить нас русскому языку и литературе, а ещё воспитывать классный коллектив. Правда, удавалось это с трудом: класс строго делился по «гендерному», так сказать, принципу. То есть, на переменах мальчики бегали отдельно, а девочки отдельно играли «в ножки» или «резиночку».
Я обожала уроки русского языка и литературы. Потом любовью к «Евгению Онегину» заразила и свою дочь, прочитывая и объясняя ей непонятные моменты по заметкам, сделанным на полях на уроках Галины Ивановны. Как мы работали с правилами, открывали новые знания!.. Но настоящим испытанием для молодого педагога была именно литература. Мы ловили каждое её слово, писали ответы на вопросы и неплохие сочинения, но она ведь нас ещё пыталась разговорить! Задавала проблемные вопросы, на которые нет конкретного ответа… Если кто-то сторонний заглядывал в кабинет во время этой «экзекуции», мог увидеть картину маслом: половина класса стоит за партами с выражением такой муки на лице!... Сейчас бы учителя, глядишь, обвинили в психологическом давлении на учеников. А всего-то был задан вопрос, на который нужно было порассуждать. Но страх, что над тобой засмеются (самый умный, что ли?), парализовал нас, как паук. Это сейчас дети с места, не стесняясь, могут сказать учителю всё что угодно, в любой момент перебивая…
В такие моменты Галина Ивановна умолкала и отходила к окну, а мы терзались угрызениями совести не от того, что не выучили, а от того, что не хватает смелости выделиться из толпы, попытаться не быть, как все… Так до девятого класса и не раскрепостила нас учительница, но мы компенсировали «молчание ягнят» письменными работами…
Закончив школу, я не перестала общаться с Галиной Ивановной. К ней я обращаюсь за советом, мнением её дорожу, потому что для нее я до сих пор десятилетняя девочка Лена Мельникова, которая сидела на второй парте и всегда очень внимательно слушала учителя и слЫшала, что он пытается донести. Лучше, чем она, меня знает только мама. Моё решение поступать на филфак было принято во многом благодаря влиянию этого человека.
Слова благодарности говорю всем учителям, которые учили нас. Помню географию, которую вели Василий Дмитриевич Панов, а потом Галина Николаевна Смирнова, учителя технологии Лидию Петровну. Строгую, но справедливую Галину Ивановну Маркову, учителя химии, которая все классы сажала по алфавиту и которую все боялись, но предмет её знали на зубок. До сих пор могу прочитать названия химических элементов, назвать их валентность, расставить коэффициенты в уравнении реакций. Больше того, в девятом классе, когда у меня по химии выходила итоговая «три», а я собиралась сдавать биологию, по которой «пять», по настоянию Галины Ивановны Волковой я выучила 16 билетов за один день и сдала химию на «четыре».
А еще, я думаю, мои одноклассники не забыли нашего учителя математики Алевтину Яковлевну Жаринову. В полной мере могу сказать, что она была учителем с большой буквы, старой советской школы…
Зимний день (или вечер, потому что во вторую смену мы учились до половины восьмого), кабинет на втором этаже, класс восьмой или девятый – потому что сидела уже не с мальчиком, а подружкой-хохотушкой Таней Залётовой. Алевтина Яковлевна в валенках, с полушалком на плечах, волосы убраны в аккуратный пучок… У доски объясняет новую тему или смотрит, как кто-то из нас решает задачу. Помогает, задает вопросы классу, чуть повышает голос, если начинаем шуметь. Маленькая женщина с волевым характером. Я почти ничего о ней не знаю, кроме того, что жила она в Дьякове и держала в то время корову. Я даже не могу сказать, сколько ей тогда было лет, потому что для подростков люди за тридцать кажутся стариками.
Ну, и конечно, не могу не сказать ещё об одном учителе. Людмила Николаевна Солоха, преподаватель английского. Вообще, я собиралась изучать немецкий, потому что и мама, и папа были «немцами». Но мудрый дядя Леша Киселев, отец моей одноклассницы Оли, убедил, что я смогу освоить иностранный язык и без помощи родителей. Как он оказался прав!
Уроки английского проходили в маленьком кабинете, где на стенах висела карта Великобритании, плакаты с правилами. Учились мы по учебнику Старкова, который по праву считают одним из лучших. Мы научились читать, переводить со словарём и отвечать на вопросы. Затем моя многолетняя практика работы учителем доказала, что это ключевые компетенции (опять это новомодное слово!) в освоении иностранного языка. Людмила Николаевна всегда улыбалась, была доброй и спокойной. А я помню, как мы с Ольгой Киселевой, с которой сидели за одной партой, делили текст по строчкам, когда его задавали переводить в разделе «Домашнее чтение»…
Lady Teacher и компания…
В 1991 году в Семенове открылся лицей, идея создания которого принадлежала в первую очередь Людмиле Александровне Чутковой. Мало кто знал, что это, но нашлись смельчаки среди учителей, которые перешли туда работать, и ученики, которые пошли туда учиться после девятого класса. Мы заканчивали девятый в 1993-м, в лицей набирали третий выпуск. Из нашего класса туда пошли учиться четверо: Дима Снегов, Вова Барышев, Фая Позднякова и я. Мы сдавали вступительные экзамены, больше всего мне запомнился английский, который принимал Олег Борисович Власов, работавший на тот момент учителем иностранного. Как я потом поняла, проще заданий для экзамена нельзя было придумать, но, когда мы их увидели, подумали, что это уровень олимпиады. Тем не менее, что-то написали и стали ждать результатов. В итоге зачислили всех, кто пришел!
В конце августа нужно было прийти и познакомиться с классным руководителем (сотовых же не было, чатов в вайбере тем более – всё вживую!). Сидим в гостиной, знакомимся, разговариваем. Подходит высокая блондинка в коричневой кожаной куртке. Оказалось, что это она, наша классная, учитель английского языка, которая сама на днях устроилась в лицей, приехав с семьей из поселка Галимый Магаданской области (это типа «Будете у нас на Колыме….»).
Наш 10«Б» в параллели был самым маленьким – 15 человек, но сразу сплотившимся, во многом благодаря харизме и темпераменту Натальи Александровны Кирпичниковой. Те, кто её знают, могут сказать, что она истинная англичанка, леди. Неслучайно, когда она участвовала в конкурсе «Учитель года», она была в образе Мэри Поппинс, Lady Teacher.
Представляете, такой маленький класс на английский делился на подгруппы: 9 человек у Натальи Александровны и шесть – у Нины Николаевны Климовой, которая тоже работает в лицее с его основания и воспитала не одно поколение учеников с блестящим знанием языка.
Обучение английскому мы начали с азов: звуков и букв. У нас было на это время! Не было ВПР и экзаменов, нас никто не торопил, мы наслаждались процессом, детально прорабатывали каждое слово и фразу, скрупулезно разбирая грамматические правила.
Что ещё я помню? Веселые перемены, гостиную на втором этаже, где наш 11«Б» проводил все перемены, и «салаги» с опаской перебегали её, боясь острого языка Наташи Щербининой или Лёши Глазова…Я до одиннадцатого класса вела дневник для записи домашнего задания, в котором все с удовольствием писали какие-то слова, пожелания, ставили автографы.
Я могу написать еще десять страниц воспоминаний о двух лицейских годах, это достойно отдельной статьи, тем более скоро 19 октября – День лицеиста. Скажу только, что с удовольствием ходила на уроки истории к Александре Федоровне Смирновой, которая учила нас думать и анализировать, искать причинно-следственные связи исторических событий, а занимались мы по новомодным учебникам, выпущенным американцами.
А ещё... Вы удивитесь, но наш класс с удовольствием бежал на алгебру с геометрией, потому что вела математику обожаемая Галина Алексеевна Власова. Чтоб вы понимали, на каком уровне вела уроки эта молодая выпускница пединститута, представьте, что вы на математику ездите в образовательный центр «Вега» или «Сириус». Тогда, в 93-м не было понятия о презентациях, не было Windows, вместо него была программа Norton Commander и допотопные компьютеры, а у нас на каждом уроке были распечатки с теорией, заботливо подготовленные молодым педагогом! Когда она успевала это делать? Загадка. И еще… Мы никогда не могли угадать, в каком наряде и с какой прической придёт она на урок…Очарованная этим учителем, я дома делала сначала английский, литературу, а потом математику (часто по городскому телефону с Наташкой Сергеевой, потому что она посильнее в этом разбиралась).
Про Людмилу Александровну Чуткову одним предложением не напишешь. Первое потрясение от знакомства с этим Учителем (культурный шок) я испытала, когда она полтора часа рассказывала об Островском, просто стоя перед первой партой, ни разу не заглянув ни в какие записи. По каждому писателю мы заводили общую тетрадь и исписывали её от корки до корки. По иронии судьбы, в её кабинете номер девять, где проходила литература, я сейчас занимаюсь хоровым пением в музыкальной школе, а на месте парт стоит рояль и звучит живая музыка в этих намоленных стенах! Можно войти в одну реку дважды, просто это будет другая река, а ты будешь другим человеком.
Наступая на горло собственной песне, закругляюсь. Пока писала, поняла, почему мы были так счастливы раньше. У нас не было телефонов, умных часов и колонок! Мы никуда не торопились, но всё успевали: и уроки выучить без всяких ГДЗ, и в библиотеку сходить. Занимались музыкой и спортом, просто гуляли и общались друг с другом. И учителя были спокойны. Им нужно было заполнить бумажный журнал и общую тетрадку по воспитательной работе. Поэтому они с удовольствием проводили внеклассные мероприятия, проверяли тетради, бесплатно занимались после уроков, участвовали в самодеятельности. Больше всего хочу, чтобы это вернулось, тогда есть надежда, что мы вернем потерянное поколение детей и сохраним генетический код нации.
От всего сердца поздравляю педагогов с Днём учителя! Здоровья, мира, счастья, семейного благополучия, внимания учеников, понимания родителей и просто возможности спокойно, без суеты заниматься любимым делом!