Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото: Александр ЮРЬЕВ
15.03.2023 г.
Сельская школа… Сколько с ней связано трепетных воспоминаний! А для современных учеников это место, куда всегда хочется прийти, потому что здесь царит особая атмосфера семейственности. Погрузиться в неё мы смогли, побывав недавно в Овсянковской школе.
Двери школы, как и полагается теперь, заперты в целях безопасности. Звоним, напоминаем о предварительной договорённости, кто мы и откуда, – нас впускают. В холле нас встречает хозяйка учебного заведения – директор школы Людмила Леонидовна Осокина.
Её педагогическая деятельность началась в селе Владимирское, куда она приехала по распределению после окончания филологического факультета Горьковского педагогического института. В 1993 году её пригласили работать в Овсянковскую школу учителем начальных классов, и она охотно вернулась в родные пенаты – в школу, которую оканчивала сама. С 2007 года Людмила Леонидовна является её руководителем, буквально живёт делами школы и уже не представляет своей жизни без неё.
Основная специфика сельских школ – малокомплектность. Не так много в деревне осталось молодых семей с детьми. В Овсянковской школе 59 учеников.
Первое, что мы оценили, когда зашли в здание, – это идеальная чистота. Кругом всё блестит и сверкает! Чистота и порядок – конечно, заслуга персонала, но и учеников тоже. А ведь сейчас в школе ведётся ремонт! Нас провели по всем кабинетам, в том числе мы побывали в аудиториях «Точки роста» – это два вновь отремонтированных кабинета, в которых школьники занимаются естественными науками и информатикой. Условия прекрасные!
Нельзя не обратить внимание на опрятный внешний вид школьников. Форма – обязательное требование. Ребята одеты достаточно строго, ходят в сменной обуви, при входе взрослых все без исключения уважительно здороваются. Ощущение семейственности и правильного отношения к взрослым. Несомненная заслуга учителей и родителей.
Всего здесь работает десять педагогов. По понятным причинам, многие из них универсалы – совмещают преподавание по нескольким учебным предметам. Это ещё одна отличительная особенность сельских школ. Кстати, обучение в Овсянковской ведётся по триместрам: 5 учебных недель сменяет одна неделя отдыха. Правда, зимние каникулы – традиционные двухнедельные.
Плюсов такого обучения Людмила Леонидовна привела много.
- Во-первых, так объективнее оценивать знания школьников, – считает она. – Всего три триместра – значит, 3 промежуточных оценки у каждого. Годовую оценку поставить легче, чем вывести итоговую по четырём четвертным, если они спорные (две четвёрки и две пятёрки, к примеру).
Второй плюс триместровой системы – равномерное распределение времени учёбы и отдыха. А деление учебного года на четверти неравномерно по временным отрезкам. К примеру, третья четверть очень продолжительная и вызывает у школьников к её окончанию сильную усталость. Девять учебных месяцев гораздо удобнее разделить на 3 равномерные части. Внутри каждого триместра имеется перерыв. У наших школьников получается двое осенних каникул и двое весенних в учебном году. Равномерные перерывы в учебном графике – очень удобно для школьников. Стрессов у детей меньше от этого. Знаю, что Тарасихинская и Ильино-Заборская школы с этого учебного года тоже перешли на триместры.
Общая проблема большинства образовательных учреждений – кадровая. Например, сейчас Овсянковской школе требуется учитель математики. Но в целом этой школе повезло – сразу два молодых специалиста пришли в последнее время: педагог начальных классов Александра Васильевна Большакова и Михаил Владимирович Корьёв, преподаватель физкультуры.
Михаил Владимирович пришёл в сельскую школу по программе поддержки молодых специалистов, и его абсолютно всё устраивает. Он преподаёт физкультуру и ведёт кружок «Робототехника».
- Работать в школе я начал, когда ещё учился на третьем курсе университета, – рассказывает молодой педагог. – Мне сразу дали классное руководство, теперь мои ребята уже девятиклассники, будущие выпускники. Работая в школе, я понял, что нельзя быть максималистом. Всех одинаково хорошо заниматься на том или ином спортивном снаряде не научишь. Каждому своё – дети разные, ко всем нужно находить подход. И относиться ко всему спокойнее.
А в целом в спорте у наших учеников есть заметные успехи. В турнире по баскетболу среди 11 школ Семёновского округа наша юношеская команда заняла первое место, а девочки – третье. Конечно, мы серьёзно готовились к соревнованиям: ежедневные тренировки, товарищеские встречи со спортсменами других школ. В итоге наши баскетболисты обыграли команду Зиновьевской школы 28:0, встречу с Беласовской завершили со счётом 20:0. В игре за первое место турнира обыграли Шалдёж со счётом 8:6. Горжусь своими спортсменами! Дети загораются, когда видят, что учитель, тренер заинтересован в успехе. Сейчас готовимся участвовать в соревнованиях по волейболу. Это два направления, в которых мы можем развиваться. Наш спортзал для мини-футбола, конечно, маловат, а для этих командных игр – самое то!
- У нас уже есть свои лидеры – Павел Абанин и Александр Касаткин, – с гордостью дополняет Михаил. – Они три раза в неделю ездят на тренировки в ФОК к Евгению Александровичу Голикову, вошли в состав сборной команды юношей по волейболу, будут отстаивать спортивную честь округа. Это меня очень радует.
Что же касается робототехники, то всё началось с моего собственного «домашнего задания» – я взял робота домой. Разобрался, и на следующий день мы с ребятами уже программировали, и тоже успешно. Наш робот объехал все конусы.
Если что-то не понимаю, мне всегда подскажет одноклассник Роман Стрельцов – он сейчас в «IT-кубе». Вот так мы с ребятами и занимаемся: сначала я сам разберусь, потом детей учу. Сейчас поступил в магистратуру на физико-естественный факультет, направление «Информационные технологии в сфере образования». Понимаю, что за этим будущее. А вообще, дети учатся у меня, а я у них, и это процесс бесконечный!
История прихода в школу второго молодого специалиста – Александры Васильевны Большаковой – весьма интересна. Сейчас она учится на последнем, пятом курсе в Мининском университете по специальности «Биология». А за плечами у неё Краснобаковский лесной колледж, она специалист лесного и лесопаркового хозяйства. Сама родом из Красных Баков. Объявление о вакансиях в Овсянковской школе увидела случайно в соцсети и решила попробовать. Бабушка её была учителем русского языка и литературы, позже преподавала у девочек технологию, поэтому образец хорошего учителя у Александры всегда был перед глазами.
- Считаю, что не ошиблась в выборе своей профессии, – говорит она. – Я работаю учителем начальных классов – прошла переподготовку по этому профилю. С малышами заниматься очень нравится – они такие открытые, доверчивые! Между нами любовь взаимная, и никак иначе!
А ещё Александра Васильевна – старшая вожатая и советник директора по воспитанию.
Удалось нам пообщаться и с опытными педагогами школы – Надеждой Геннадьевной Куклиной и Ольгой Фёдоровной Мерзловой.
Надежда Геннадьевна – местная. Педагогический стаж её начался в далёком 1980 году, а в Овсянковской школе она трудится с 1983-го. Кстати, дочь её тоже по стопам мамы пошла: закончила истфак Мининского университета, но в школе, правда, сйчас не работает.
В Овсянке Надежда Геннадьевна живёт с сыном. Понравилась ей в своё время деревня, её размеренная жизнь, и никакие уговоры коллег и наставников не смогли изменить её решение работать именно в сельской школе. У педагога – высшая квалификационная категория, она ветеран труда.
Мы спросили Надежду Геннадьевну о достоинствах и недостатках современных школьников по сравнению с прежними поколениями.
- Из плюсов я бы отметила то, что современная молодёжь более раскованная, более непосредственная, свободная. А вот минус вижу в том, что многим самостоятельности не хватает. Ведут себя как маленькие: ждут, когда им всё покажут и расскажут. Возможно, это издержки излишней родительской опеки.
Моё пожелание школьникам – чтобы они стали более уверенными в себе, думали о своей будущей профессии. Многие наши учащиеся уходят в лицей и в семёновский техникум – там и образование, и специальность получают одновременно.
- У наших учеников есть свои значимые победы, – не без гордости отмечает Надежда Геннадьевна. – Так, в прошлом году семиклассник Семён Румянцев занял первое место во всероссийском творческом конкурсе «Портрет твоего края» в номинации «Скажи спасибо». Ежегодно наши школьники участвуют в ученической конференции «Ступень в будущее» и добиваются успехов.
- А вообще в нашей школе много хороших традиций, в том числе среди педагогов. Я председатель профкома, поэтому культурная программа на мне. Мы уже выезжали в Йошкар-Олу, Городец, Муром, отдыхали всем коллективом на базе отдыха в Воскресенском районе, продолжаем посещать театры, катались на лошадях в конном клубе. Наши педагоги Галина Витальевна Шумилова и Татьяна Викторовна Красильникова выступали в составе вокального ансамбля «Сударушка».
Что ж, хорошо, что жизнь педагогов на селе не ограничивается только уроками и подготовкой к ним.
И ещё в Овсянковской школе мы встретились с замечательным педагогом Ольгой Фёдоровной Мерзловой. Здесь она преподаёт химию и биологию, и кроме того занимается латинским языком с учащимися Семёновской православной гимназии.
- В нашей школе меня подкупает искренность, чистота в отношениях между учителем и учеником, – делится с нами Ольга Фёдоровна. – Все вопросы мы решаем на уроках – у нас есть такая возможность: классы небольшие, к каждому школьнику можно найти свой подход.
Также Ольга Фёдоровна в Овсянковской школе преподаёт технологию у девочек. Каких замечательных зверят они навязали на уроках под её руководством! А ещё девочки учатся шить на машинках.
С 2007 года школа участвует в социальном проекте «Здоровьесбережение», а с этого его деятельность имеет экологическую направленность. Учащиеся готовят свои проекты по вторичной переработке мусора и активно выступают на конференциях.
Так пусть здесь всегда звенит детский смех и в классах царит атмосфера доверительности и взаимной поддержки. Это так важно!