Юрий ХРАМОВ
Фото Александра ЮРЬЕВА
03.03.2020 г.

75 лет – большой срок. Увы, немного свидетелей суровых военных лет дожили до этого юбилея Победы.

В деревне Полом нет ни одного участника войны – последний скончался в минувшем году. Остались всего лишь две труженицы тыла.

Антонида Степановна Сироткина родилась в 1929-м в деревне Трефилиха. Окончила четыре класса. Когда началась война, ей было двенадцать лет.
- Папа у нас был председателем колхоза, – вспоминает женщина, – его, как и многих наших мужиков, забрали на фронт. Нас, детей, у мамы осталось пятеро, я была самая старшая. В военные годы работала на ферме, ухаживала за овцами. Тяжело, конечно, приходилось. А кому в те годы легко было? Воду на ферму носила в вёдрах на коромысле. А за сеном ездила в лаптях, когда на улице была весенняя распутица. Нащиплю из стога полные санки, и – вперёд! Как-никак надо было полсотни овец накормить.
Да ещё было своё большое хозяйство – корова, овцы, поросёнок. Конечно, выручал огород: мы выращивали картофель, свёклу, морковь. Сено заготовляли вручную – мама косила, а я помогала сушить, убирать. В общем, была я и за хозяйку, и за няньку. Мама постоянно находилась на работе, её же назначили заместителем председателя колхоза, а я водилась с младшими братьями и сёстрами.

После войны Антонида вышла замуж, муж был родом из Малиновки. Вначале там пожили, а потом купили дом в Поломе. Почти четверть века проработала она бригадиром комплексной бригады в родном колхозе. Память у долгожительницы (а она в минувшем году отметила свой 90-летний юбилей) просто отменная. Представляете, помнит даже, сколько пашни было в бригаде.  
- У нас числилось 365 гектаров, – запросто рассказывает она, – сеяли рожь, овёс, лён, сажали картошку. Была крупная животноводческая ферма, телятник на 230 голов. Я хоть и закончила всего четыре класса, но зарплату животноводам и полеводам начисляла сама. Считала на деревянных счётах. Чего не понимала, не стеснялась спросить у людей. Всю эту науку сама постигала.
Знаете, я была строгим бригадиром. Если сказала: надо сделать, значит, не отступлюсь, пока работу не выполнят. Так было заведено и в нашей семье. Муж работал бригадиром тракторной бригады, потом секретарём парторганизации, председателем сельсовета.
Все тяготы военного времени познало наше поколение, сейчас вот здоровье и подводит. Спасибо, дочь да социальный работник помогают.

И всё же, несмотря на солидный возраст, ветеран труда не унывает. Каждый день заставляет себя вставать с кровати и понемногу двигаться. Иначе нельзя, – считает она, – «как не будешь двигаться – так и умрёшь». А о своём долголетии ответила нам так:
- Наверное, и живу долго на свете, потому что всю жизнь трудилась. Помню, как ходила по работе 11 километров из одной деревни в другую и ничего, не жаловалась. Надо жить и глядеть только вперёд.

Вторая труженица тыла – Татьяна Васильевна Чуткова – на два года старше Антониды Степановны. Родилась она в одной из деревень Ульяновской области и тоже с раннего детства работала в колхозе.
- Бывало, запряжёмся человек шесть в плуг и пашем, – рассказывает она. – Я хоть и маленькая была, но работать умела. Жала рожь, картошку пропалывала, шила кисеты для фронтовиков… Всё приходилось делать. Вот такой нелёгкий труд выпал на наше детство. Помню, как немецкие самолёты сбрасывали листовки, а мы их подбирали. Там всё эдак складно писали: дескать, не упирайтесь, русские, скоро фашисты вас победят. Победили? Ничего-то у них не вышло.
- В школу я не ходила, кое-какой грамоте у брата научилась, – продолжает рассказ Татьяна Васильевна. – Мама у нас умерла рано, папа женился во второй раз. А как ушёл на фронт, оставил нас одних с мачехой. В семье было трое ребятишек – два брата и я.
Когда война закончилась, мы с девчонками «завербовались» (нанялись на работу) и поехали на Дальний Восток. Я там вышла замуж, работала на кирпичном заводе. Потом с мужем трудились в одном из совхозов Кемеровской области. А в 1968 году переехали сюда. Поскольку муж мой Арсений был родом из этих краёв, он решил вернуться в родные места. В 1972 году супруг умер, оставив меня одну с семью детьми. Пришлось одной поднимать на ноги такую ораву. Но ничего, справилась.

Двадцать четыре года я отработала дояркой на ферме, муж тоже со мной трудился – корма на лошадке подвозил. Своё хозяйство было, всё как положено – корова, поросёнок, овцы, гуси. А кур я до сих пор держу на дворе. Дочь мне во всём помогает, а так ещё стараюсь и сама шевелиться. Это я последний год сдавать стала, вот иду и за стенку держусь. А до этого ещё была силёнка. Спасибо Господу, что зрение и ум не отобрал, да и память ещё пока хорошая. Так что поживём ещё.

Вот такие в Поломе живут бабушки-старушки, оптимизма у них хоть отбавляй. И это несмотря на все трудности, которые они пережили в военное и послевоенное лихолетье. Годы идут, а с ними утекает и здоровье, но всё равно они стараются не поддаваться своим недугам. Вот поэтому возраст для них – это только цифра.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

   
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel