Наталья КАЛИНОЧКИНА
25.09.2024 г.

Ощутить фактуру настоящего льняного полотна на ощупь кончиками пальцев, вдохнуть сладкий запах столетнего льна из музейной коллекции, насладиться узорами и плетениями старинных и современных рушников и картин

– с этой целью отправились участники творческой мастерской «Радостея», работающей при ЦКИ, в Кострому. 20 сентября там состоялся юбилейный X фестиваль «Костромская льняница».

Мазайские зайцы, памятник Ленину и память о Третьякове

Кострома входит в маршрут Золотого кольца России, и местные этим очень гордятся.
Кострома – небольшой, компактный городок, в котором практически все достопримечательности находятся в шаговой доступности и в центре. В 2024 году в городе появился маршрут-квест для туристов, да и для местных жителей, который называется «Мазайские зайцы». Сами костромичи в простонародье называют его «Заячья тропа». Почему зайцы в Костроме? – спросите вы. А всё просто. Все мы помним историю про деда Мазая и зайцев, описанную Некрасовым. Герой как раз из этих краёв. В ту пору во время разлива рек Костромы и Волги дикие животные оказывались в тяжёлом положении, многие даже гибли. Местные жители помогали, как могли. Сам дед Мазай каждую весну собирал по корягам и островкам бедных зайчат и отвозил их в безопасное место. А уже по современной легенде зайчата разбежались по Костромской губернии: кто-то ремёслами занялся, кто-то в чиновники пошёл, а кто-то почти «деклассированным элементом общества» стал, как тот самый заяц Зимогор – так в Костроме называли босяков, грузчиков, плотогонов и любителей выпивки... Очень забавно было встречать заячьи скульптуры на улочках города, по куар-коду узнавать истории целых сословий.
Нам встретилась супружеская пара, которая всего час как приехала в Кострому, а уже вовсю искала зайцев по городу. Пару адресов мы им подсказали, остальных пусть сами ищут – так интереснее.

Кострома – купеческий город. Самые вкусные сладости продаются здесь, как и в старину, в Торговых рядах: пряники, печенье, мёд, а ещё большое количество сортов вкуснейшего сыра. Закупились им на сырной бирже, куда сыры привезены из городов Боговарово, Вохмы, Мантурово, Буя.
Набережная Волги в Костроме знаменита тем, что здесь проходили съёмки фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Беседка Островского, Табачные ряды, Сусанинская площадь и другие узнаваемые объекты использованы как фон для съёмок фильма.

Памятник Владимиру Ильичу Ленину в Костроме привлекает внимание своим неимоверно большим и помпезным постаментом, который выглядит богаче самой скульптуры. История монумента любопытная. К 300-летию начала царствования династии Романовых в России было задумано создать грандиозный памятник по аналогии с памятником 1000-летия Руси в Великом Новгороде. Местом для него выбрали Кострому – город, который спас в своё время семью Романовых. Это было сооружение высотой 36 метров с 28 скульптурами исторических персонажей и барельефов. Памятник заложили 20 мая 1913 года в торжественной обстановке на территории местного кремля. А дальше начались сложности. Сначала работы по сооружению пришлось отложить из-за Первой мировой войны. Постамент был сделан к 1916 году. Начали отливать и устанавливать фигуры, но грянула революция. Памятник самодержцам достраивать не стали, но вместо него придумали построить бетонную статую Ильича в 1928 году, после смерти вождя пролетариата. Мало того что он смотрится очень непропорционально, так ещё и показывает протянутой рукой на восстановленную колокольню собора.
Незадолго до фестиваля, 24 августа, в Костроме на улице Островского установили ещё один памятник – основателю льняной фабрики, купцу, промышленнику, меценату, «отцу» Третьяковской галереи в Москве Павлу Михайловичу Третьякову. Местные предприниматели Александр и Ольга Фёдоровы изготовили бетонную скульптуру промышленника высотой 2,7 метра. На постаменте – табличка с цитатой мецената: «… нажитое от общества должно вернуться обществу!» Тогда на праздничное событие из Москвы приезжали потомки Павла Михайловича Третьякова: праправнучка Екатерина Сергеевна Хохлова и прапраправнук Сергей Алексеевич Фадеев. С улицы Островского открывается вид на фабрику, основанную Третьяковым и ставшую градообразующим предприятием Костромы.
В музей «Петровская игрушка» мы заглянули, чтобы полюбоваться глиняными свистульками. Здесь можно увидеть фигурки лесных зверей и птиц, человеческие фигурки разных сословий, народные инструменты, вазы и глиняную посуду. В музее проводятся мастер-классы, на которых посетители под руководством опытных мастеров могут изготовить свою свистульку. Здесь также можно приобрести игрушку, выполненную мастерами музея.
А вечером первого дня мы посетили ещё одно уникальное место – частный дом-музей модельера одежды и ценителя старины Ольги Спиридоновны Удовиченко. Коллекция её картин, вышитых на льне, а также ножниц, пуговиц, ключей и утюгов, фотографии первых хозяев дома, текстильные изделия, сшитые современной хозяйкой, сама обстановка старинной каменной постройки начала XIX века погрузила нас в атмосферу прошлого. Долго мы потом обсуждали увиденное в этом музее.

Ещё скажу, что костромичи – оригинальные креативщики, даже если судить по названиям заведений, в которых мы останавливались. Судите сами: хостел «Ясен Пень», «Старик Хинкалыч» и его хинкали куриного периода, пельменная «Всплыли – снимай», бар «Дорогая, буду поздно». Согласитесь, мимо таких вывесок трудно пройти равнодушно. А все магазины льняных изделий с великим ассортиментом натуральных тканей похожи на мини-музеи, где можно присесть в уютное кресло, выдвинуть ящики расписанного вручную комода и достать оттуда тот заветный отрез, который потом ляжет в основу вашего текстильного шедевра.

Лучше один раз увидеть

Но всё же мы приехали в Кострому не столько для того, чтобы погулять по старинным улицам и музеям (хотя и это прекрасно), сколько для знакомства с ткацким производством льняной фабрики.
История «Большой Костромской льняной мануфактуры» – так изначально назвали фабрику в 1866 году – впечатляет своими достижениями и значимостью. Нашим экскурсоводом был заместитель генерального директора фабрики, хранитель музея истории БКЛМ Виктор Васильевич Афанасин. Он и поведал нам, что было время, когда костромская мануфактура занимала первое место в мире по производству тканей, была поставщиком императорского двора и получила Гран-при на выставке в Париже в 1900 году. Основатель предприятия Павел Михайлович Третьяков, как известно, не только развивал бизнес, но и вкладывал средства в собрание произведений русской живописи. На доходы от мануфактуры промышленник и меценат скупал у художников картины и создавал коллекцию, которой суждено было стать уникальной.

- Вообще ткачей по праву можно считать первыми IT-разработчиками, – с гордостью рассказывает нам Виктор Васильевич. – Для того, чтобы создать крупноузорчатые ткани – декоративное полотно, ковры, скатерти, махровые полотенца на жаккардовом станке, нужно было разработать специальные перфокарты. Их использовали для хранения и контроля последовательности узоров, управления подъёмом и опусканием нитей основы, что позволило автоматически создавать сложные узоры произвольной длины.
Мы узнаём, что такой ткацкий станок был создан в 1804 году и назван по имени французского ткача и изобретателя Жозефа Мари Жаккара. Поэтому продукцию называют жаккардовой тканью.
Жаккардовый ткацкий станок по сути был первой машиной с управлением на основе двоичного кода. Круглые отверстия в перфокарте из плотного картона управляли каждой основной нитью, позволяя им спуститься вниз или оставаться вверху в зависимости от наличия отверстия в соответствующей позиции.
- Бывший крестьянин из деревни Фрязино Фёдор Кондрашов первым в России перешёл на жаккардовые станки, – рассказал Виктор Васильевич. – Поскольку вывозить такие станки из Франции было запрещено под угрозой смертной казни, в журнале российской Мануфактур-коллегии за 1829 год есть заметка о мужике, который ознакомился с устройством жаккардового станка и затем сконструировал его самостоятельно, даже превзойдя оригинал. Этот станок появился на фабрике Кондрашовых, а затем было налажено производство таких станков и на продажу.

Костромская льняная мануфактура была самой большой фабрикой обработки льна в России: во времена Третьякова здесь насчитывалось 52 тысячи веретён и 600 ткацких станков. Производились чисто льняные ткани от самых грубых до самых тонких полотен, непромокаемый брезент высшего качества, льняная пряжа до 150 номера включительно, нитки для рыболовных сетей.
12 тысяч человек ещё в прошлом веке трудились в Большой костромской льняной мануфактуре, работали на оборонку в годы Великой Отечественной войны: шили плащ-палатки, кирзовые сапоги для солдат. Это свидетельствует о масштабности предприятия и его значимости для города и нашей страны.
«Лён для льноводов – золото: с ним и старые дышат молодо», – гласит народная мудрость. Одеваться в лён значит заботиться о своём здоровье. А ещё в старину говорили: «Лён тем и силён, что всех одевает он», «Лён – доходная культура, это деньги и натура».

Новая Костромская льняная мануфактура – так теперь называется фабрика – встретила нас обычным рабочим днём в своих старинных цехах. Мы прошли по её корпусам, поговорили с ткачами, посмотрели на работу ткацких станков, из-под которых выходили совсем «тёпленькие» рулоны свежесотканного льняного полотна. От работы станков в шумном ткацком цехе у посетителей захватывает дух. Работу восьми машин обслуживала одна ткачиха; а было время, когда и 20 машин одновременно были задействованы, и за ними следила тоже одна работница.

Льняные изделия восхищают своей красотой. Профессиональный уровень работников позволил выткать из льняных нитей на жаккардовом станке 30 портретов руководителей предприятия от первого учредителя Павла Михайловича Третьякова до сегодняшнего директора Дмитрия Юрьевича Ефимова. Мы долго рассматривали эту работу, никак не верилось, что эти портреты выполнены на ткацком станке.
Удивительный экспонат представлен на выставке в музее – тканое полотно-рекордсмен длиной 210 метров и шириной 50 сантиметров, сотканное костромскими умельцами к X межрегиональному творческому фестивалю славянского искусства «Русское поле». Это изделие внесено в реестр рекордов России.
А теперь ложка дёгтя в бочку с мёдом: в настоящее время стоит вопрос о закрытии этого ткацкого производства. Горько осознавать, когда нам сказали, что, возможно, мы одни из последних гостей фабрики, кому показали её старинные цеха, работающие жаккардовые станки…

Ох, уж этот лён…

Вернёмся к фестивалю. На нём были представлены работы мастеров из Костромы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Иванова, посёлков Караваево и Никольское, города Южа и посёлка Палех Ивановской области, города Киржач Владимирской области, нашего Бора, подмосковного Домодедова, из Воронежской и Тверской областей, Красноярского края. Постоянные участники из Костромы – студии «Лоскутные штучки» и «Молодёжная мода»; из Иваново – студия «Русский стиль». Впервые в фестивале приняла участие детская студия моделирования одежды «Одежда как творчество» из города Киржач Владимирской области.

Полсотни участников в возрасте от 7 до 80 лет, работающих самостоятельно или в составе творческих коллективов, представили свои работы в разных номинациях.
На открытии фестиваля участников и гостей поздравил генеральный директор ООО «Новая Костромская льняная мануфактура» Дмитрий Юрьевич Ефимов. Вместе с мастерами из города Бор на фестиваль приехал председатель Нижегородского отделения фонда «Льняной союз» Владимир Хрыков.

Представленные на фестивале коллекции были очень разные. Расскажу о самых, на мой взгляд, интересных. В номинации «Одежда изо льна. Льняное дефиле» диплом I степени получил народный самодеятельный коллектив «Театр-студия «Молодёжная мода» из Костромы с коллекцией «Русь Великая». В изготовлении использовались лён, атлас, натуральная кожа, латунь. Выступление девушек стало настоящим украшением праздника льна.
А гран-при в этой номинации завоевала студия моделирования одежды «Одежда как творчество» из города Киржач Владимирской области. Их коллекция одежды «Новые матрёшки» создана руками детей и подростков от 7 до 17 лет из ткани «рогожка» с добавлением хлопкового и умягчённого льна. Коллекция украшена пуговичной мозаикой и аппликацией из рогожки. Девочки смело пофантазировали на тему современной матрёшки, и всё сложилось очень удачно.
Коллекция одежды «Просёлочки» создана в деревенском стиле из ткани «рогожка». Изделия простёганы на синтепоне и украшены пуговичной мозаикой. В изготовлении коллекции принимали участие дети, и это прекрасно. Кто знает, возможно, среди них вырастут будущие знаменитые модельеры с мировой известностью.
Показ коллекций вживую смотрится гораздо интереснее, чем его воспроизведение в интернете. Стоило проехать 370 километров в одну сторону, чтобы увидеть и льняную мануфактуру, и дефиле моделей, и саму красавицу Кострому.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel