Юрий КОЛЮКИН
28.11.2020 г.
На этой неделе российские законодатели во втором чтении рассматривали поправки в Трудовой кодекс, касающиеся удалённой работы.
Сколько ж интересных, да каких изящных терминов принесло нам последнее «ковидное» время! Удалёнка… Думаете, нечто новенькое? Разве только само слово, а смысл… Вспомните добрую социалистическую эпоху, когда люди по тем или иным причинам работали не на производстве, а дома. Как их тогда называли? Правильно, по-русски – надомниками. И чем же те надомники отличались от нынешних «удалёнщиков»? Ну да, во-первых, они производили что-то конкретное (одёжные плечики, мочальные кисти и прочие вещицы, тогда нужные в быту), а не просто стучали по компьютерной клавиатуре. Ну да, во-вторых, они явно отличались количеством – их было совсем немного в общей массе работников, а ныне, если уж потребовалось ради этой части работников менять Трудовой кодекс, боюсь, армия «удалёнщиков» будет только расти. А в остальном никаких различий. И в таком случае зачем нужно было придумывать новое слово? А для красоты!
Работники на удалёнке, ученики – на дистанционке. Ещё одно понятие нового времени. А по сути те же овалы, только в профиль. Сбываются грёзы десятилетней давности, о которых впервые начали заикаться во времена президентства Медведева. Как говорится, не было бы цифрового счастья, да коронавирусное несчастье помогло. Школьники-надомники с утра садятся за компьютеры (это в лучшем случае, кто-то и вовсе берёт в руки смартфон) и, пытаясь сосредоточиться, полдня вглядываются в пиксели, из которых складываются лица преподавателей. Урок «посредством конференц-связи» (опять новенькое красивое слово!) может неожиданно прерваться на середине из-за технических сбоев или же изначально не запуститься, но всё это мелочи. Ну, подумаешь, вначале ребятёнок слегка понервничает, а потом, узнав о сбое и соответственно «прогулянном» уроке, и родители валерьяночки выпьют, главное – маленький надомник был загружен, урок проведён. Начинаешь понимать, как нелепо теперь звучат слова о значимости учителя, о том, что только педагог может заинтересовать ребёнка предметом – так, чтобы тому нравилось заниматься, и никакой родитель не привьёт ему эту заинтересованность. Новая надомно-цифровая действительность сметает устаревшие постулаты!
Мы все понемногу становимся надомниками. Школьники-надомники, работники-надомники, а те, что доросли до 65 лет – надомники по умолчанию, поскольку нечего высовывать нос на улицу, где витает страшный ковид. Не у всех надомников, которые 65 с плюсом, есть компьютер, но зато есть телевизор, который популярно им разъяснит, насколько правильно всё происходит.