Юрий КОЛЮКИН
08.04.2023 г.
В давние-предавние времена, когда слово «ЕГЭ» ещё только входило в наш обиход, когда российское общество благоговело перед Болонской системой образования и нам с самых высоких трибун вещали о неоспоримых преимуществах этих нововведений, меня, тогда молодого (пусть и относительно) корреспондента районной газеты направили наблюдать за первой сдачей единого государственного экзамена в нашем районе.
Чтобы, значит, я восхитился этой всей красотой и потом восхвалил в газете наших высших и не самых высших чиновников от образования, отважившихся на этот смелый реформистский и единственно верный шаг. И, может быть, даже сравнил ЕГЭ с обычными, прежними советскими школьными экзаменами и сделал бы вывод в пользу единого государственного.
Я, разумеется, выполнил редакционное задание – на ЕГЭ сходил, но он (экзамен) меня, упрямого, почему-то ничуть не восхитил. И даже наоборот. Во-первых, обескуражила и даже возмутила сама пропускная система: все эти проверки на входе, как будто ты не школьник и не на экзамен идёшь, а какой-то левый подозрительный тип и пытаешься пронести запрещённые вещества на зону. И от тестовой системы экзамена я тоже был не в восторге. Потому что в тестах были какие-то нелепые вопросы, ответы на которые никак не могли характеризовать уровень знаний. Помните, ещё анекдот ходил по поводу литературного опросника: «какие глаза были у лошади Вронского»? В общем, посчитал я всю эту егэшную задумку полной ерундой, о чём честно и написал, слегка смягчив формулировку, естественно.
Вот сейчас я должен сказать, что материал не пропустили, поскольку это не соответствовало «линии партии». Ан нет, не скажу – статья запросто вышла в нашей районке в изначальном виде. А вот потом на меня обрушилась критика – но не столько от чиновников или представителей прочих серьёзных структур, поскольку они не вмешивались в газетную политику, а от рядовых читателей. Да-да, чуть ли не в «пятую колонну» меня зачисляли наши любимые подписчики за то, что я посмел критиковать то, что исходит сверху. Хотя, если разобраться, я и не критиковал, а просто высказал своё мнение. Шёл, по-моему, 2009 год.
И ещё, помню, мне так же доставалось за то, что я осмелился усомниться в исключительно благих намерениях господина Сороса (помните такого?) или, к примеру, в стараниях господина Чубайса в должности главы «Роснано», презентовавшего нашему президенту уникальный планшет с чёрно-белым экраном, который должен был заменить школьникам все учебники.
Сейчас всё изменилось кардинально. Власти отказываются от Болонской образовательной системы, хотят отменить ЕГЭ, ввести единый формат учебников. Наверное, это правильно. Однако интересное в другом: я замечаю, что те же самые люди, которые поддерживали в 2000-х все эти дурацкие реформы, которые спускались сверху, ныне с азартом ратуют за их отмену. Наверное, не нужно объяснять почему. Нет, дело не в переосмыслении.
К чему это я? К тому, что прежде чем что-то менять, нужно всегда крепко подумать. Слепое «одобрям-с» может сыграть злую шутку.