Печать
Категория: Постскриптум
Просмотров: 1295

Юрий КОЛЮКИН
04.02.2023 г.

В обществе разгорелись споры по поводу очередного изменения школьного курса литературы. Точнее, речь пока идёт не о курсе в целом, а о нескольких произведениях, одни из которых предлагается исключить из школьной программы, а другие, напротив, внести.

Копья ломаются, в основном, вокруг труда Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Нетрудно догадаться, какому произведению в свете сегодняшних событий предлагается указать на дверь, а какое пригласить.

О необходимости изучения школьниками эпического повествования о Павле Корчагине заявил не кто-нибудь, а сам министр просвещения Сергей Кравцов. А «гонения» на солженицынский «Архипелаг ГУЛАГ» инициировал заместитель руководителя фракции «Единой России» в Госдуме Дмитрий Вяткин (цитата): «Как показал исторический анализ «Архипелага ГУЛАГа», многие факты Александром Исаевичем были «высосаны из пальца», придуманы... Он вымарал в грязи свою собственную Родину». Странно только, что увиделось столь вопиюще-вредительское высасывание из пальца лишь спустя полтора десятка лет после того, как «Архипелаг» затесался в учебники литературы. Многие коллеги Вяткина из разных партий успели выступить на стороне своего коллеги, и даже в интернет-пабликах, где, как считается, много народа либерального настроя, поднялась волна поддержки его предложения. Чуть ли не предателем стали называть писателя за его позицию. Хотя можно предположить, что многие из тех, кто высказал спешное «одобрямс» изгнанию фрагментов солженицынского трёхтомника о репрессиях в СССР из школьной программы, вряд ли сами осилили это произведение. Как говорится, Пастернака не читал, но тоже осуждаю. Сверху виднее.
Если честно, я не помню, входил ли роман «Как закалялась сталь» в школьную программу в те давние времена, когда я учился, но я его точно читал. И даже зачитывался. Как и многими другими произведениями так называемого соцреализма. Например, шолоховской «Поднятой целиной» или «Молодой гвардией» Фадеева. Но эти книги привлекали меня никак не идеологической составляющей, а отличным авторским слогом, образным языком, сюжетом – одним словом, писательским талантом. А вот «Архипелаг ГУЛАГ» почему-то никак «не зашёл». Я дважды пробовал читать, но каждый раз откладывал книгу после нескольких страниц – тяжёл для моего восприятия солженицынский публицистический стиль. Для десятиклассников, думаю, тем более.
А вообще каким образом это произведение попало в школьную программу? Едва я задал такой вопрос в интернете, как поисковик выдал мне ссылку на статью, опубликованную 9 сентября 2009 года в «Российской газете». Вот выдержка: «Премьер-министр Владимир Путин поручил минобрнауки доработать учебные программы, чтобы творчество нобелевского лауреата Александра Солженицына в них было представлено более полно». Далее – об универсальности творчества писателя: «на уроках литературы можно изучать произведения Солженицына как художественные, а на уроках истории – как свидетельства эпохи». Как думаете, исчезнет Солженицын из школьной программы или нет?


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle