Илья ТРЕГУБОВ
10.02.2018 г.

В нижегородской торгово-промышленной палате на днях подводили итоги работы в 2017 году, строили планы на будущее.

Промышленники – аудитория, с которой Никитин разговаривает на родном языке цифр. И они, цифры, заметно отличаются от «средней температуры» по стране. Например, прирост промышленного производства выше среднероссийского почти в четыре раза (4,7% против 1%). Индекс производства обрабатывающих производств – 105,5%. Общий объём отгруженной продукции по промышленности в целом составил более 1,3 млрд рублей, что на 7,4% больше, чем в 2016 году.

Cейчас многим понятны и известны основные движущие силы нижегородской экономики. Это автомобилестроение, металлургия, химическая промышленность, производство электрооборудования, производство стройматериалов, лесной комплекс. По объёму промышленного производства Нижегородская область стабильно входит в десятку регионов-лидеров России, а в ПФО занимает второе место, пропустив вперёд лишь Татарстан.

Промышленники шутят: едва устроившись на работу в нижегородском кремле, глава региона включил станок, который «печатает» инвестиции. Договорился с «Лукойлом» о строительстве в регионе завода за 1 млрд. долларов, с Объединённой металлургической компанией – о создании комплекса производства бесшовных труб стоимостью более 40 млрд. рублей, добился выделения из федерального бюджета 2,5 млрд. рублей на компенсацию научно-исследовательских разработок, которые проводят предприятия, и производство пилотных партий продукции. На ПАЗе Никитин объявляет о создании в Нижегородской области промышленного кластера – комплекса предприятий с высокой долей локализации и импортозамещающих технологий. Кластер даст региону ещё до четырёх тысяч рабочих мест…

Параллельно идёт серьёзная аналитическая работа, проходят встречи с руководителями предприятий, которые уже выявили целый перечень слабых мест в нижегородской промышленности. Например, дефицит кадров – заводы модернизируются быстрее, чем система образования успевает перестроиться и подготовить специалистов; низкая доступность кредитов, недостаточная инновационная активность предприятий, зависимость от импорта, высокая стоимость энергоресурсов.

На каждый «симптом» в региональном правительстве разработали своё средство – будь то прямая поддержка из областного или федерального бюджетов, помощь в перевооружении, поощрение инновационных, импортозамещающих технологий, внедрение технологий, ощутимо повышающих производительность труда, стимулирование экспорта нижегородской продукции, более активное освоение и внутреннего рынка, в том числе госзаказа.

- Между госзаказчиками и производителями можно наладить конструктивный диалог. Это получилось на федеральном уровне, получится и здесь. В результате нижегородские предприятия смогут больше участвовать в системе госзаказов по всей стране, – заявил Глеб Никитин.

Федеральные гости, которые зачастили в Нижегородскую область, называют планы региона по-хорошему дерзкими.

- Есть отдельные точки, в которых мы уже гордимся сотрудничеством с Нижегородской областью. Например, это направление инновационного судостроения и складывающийся судостроительный кластер, а также целый ряд амбициозных, в хорошем смысле наглых российских проектов с прицелом на мировые рынки, – подчеркнул руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков.

Но такое оживление в регионе было не всегда. Те, кто работал в промышленности в 90-х, часто вспоминают те времена. Наверное, практически каждый человек в области знает Николая Пугина. Человек, прошедший путь от станочника на ГАЗе до министра автомобильной промышленности СССР, сейчас президент ПАО «ГАЗ», член Общественной палаты Нижегородской области Николай Пугин рассказывает об этом так.

- Николай Андреевич, если сравнить плановую экономику 80-х годов (когда государство контролировало всё), «дикий рынок» 90-х (когда государство не контролировало ничего) и, скажем так, сегодняшнее время. Когда работать было сложнее?

- Сегодня – легче. Есть понятные «правила игры» и возможность промышленного роста. Вообще, на мой взгляд, государство не должно подменять собой экономику. Его задача – создавать условия для развития экономики. Этим оно сейчас и занимается. И, я уверен, элементы плановой экономики нужны любой стране. Но лишь элементы.

- То есть, самым тяжёлым был именно «дикий рынок»?

- Давайте я вам приведу один пример. Если вы помните, в 90-е годы был жуткий дефицит денег. Предприятия между собой рассчитывались по бартеру. Так вот, мы отдавали 13-й больнице новые «Волги», чтобы больница могла их продать и купить необходимое оборудование для операционных. Это сегодня кажется ужасом, а двадцать – двадцать пять лет назад мы так жили. По большому счёту, предприятия сами брали на себя функцию государства: в Нижегородской области мы создали Финансово-промышленную группу, её возглавил Александр Иванович Цапин. Заводы в рамках этой группы взаимодействовали между собой, поддерживали друг друга, выстраивали взаимозачёты. Было тяжело. Далеко не всегда на заводах удавалось вовремя выплачивать зарплату, я уж не говорю о развитии, запуске новых производств. Сейчас оглядываюсь на то время и думаю: удивительно, что мы справились. К счастью, сегодня государство поддерживает ключевые высокотехнологичные отрасли – такие, как автопром. То есть, у машиностроителей появилась возможность прогнозировать свою работу, заниматься развитием.

- Что, на ваш взгляд, изменилось за последние годы?

- Не что, а кто. Люди. Да, можно говорить о прорыве в технологиях, о глобальной автоматизации и роботизации производств, но за всем этим стоят люди. Однажды в самом начале 90-х годов в кулуарах какого-то международного саммита европейцы говорили мне: «Господин Пугин, оставьте! Да что могут ваши люди? Им никогда не догнать по уровню профессионализма Запад!» Сегодня никто на Западе так не скажет. Подчеркну: никто. Зайдите в наш объединённый инженерный центр. Там работают молодые конструкторы. Да, флагманскую «ГАЗель NEXT», которая бьёт рекорды популярности, создали молодые инженеры. Каждый из них – профессионал мирового уровня, их знают на всех крупных иностранных автозаводах. И сегодня они занимаются созданием машин, которые выйдут на наши улицы в будущем.


Система Orphus

   
   
Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
   

Комментарии  

 
   
© «Семёновский вестник» 2017-2018