Юлия КОМОВА
Фото Александра ЮРЬЕВА и из личного архива Георгия ДАУТОВА
25.12.2021 г.
Вот они, наши герои, о которых редко снимают репортажи, мало когда пишут в газетах. Об их подвигах, смелости, бессонных ночах, самоотверженной отдаче вам редко кто расскажет. И за этот свой тяжелейший труд они не получают денег – лишь самоудовлетворение и радость за спасённые жизни.
Наши сегодняшние герои – волонтёры поисково-спасательного отряда «Рысь-Семёнов».
Давайте знакомиться: Георгий Даутов, Алёна Лещенко, Анастасия Напылова.
Георгий – для своих просто Гоша – пришёл в отряд чуть больше двух лет назад. Началось всё с совместных учений волонтёров и МЧС, куда его пригласил Дмитрий Чернышев.
- Двое суток в лесу по сугробам, признаться, надолго запомнились, – говорит он. – Затем стал выезжать уже на реальные поиски – так и затянуло. Свои самые первые поиски, честно скажу, не помню – сколько их было... Обычно звонят с сообщениями о потерявшихся часов в десять-одиннадцать вечера. В ответ лишь интересуешься, где, куда ехать и примерно на сколько суток – от этого зависит объём провизии в рюкзаке.
Еда, кофе, чай, сахар, посуда на четырёх человек – всё заранее подготовлено. В машине – запас топлива, надувной матрац, тёплая одежда. У девочек набор заметно меньше: рация, навигация, фонарики, батарейки, всегда заряженный мобильный телефон.
В Семёновском округе не так уж и много добровольцев – к примеру, в поисково-спасательном отряде «Рысь» всего десять человек. Ребята работают не только в нашем округе, выезжают в близлежащие районы и даже области.
- Самый долгий поиск у нас был в Сокольском районе – там бабушку только на шестые сутки нашли, – говорит Георгий. – Сезон пропаж, если можно так выразиться, приходится на весну, лето и осень. Но есть и внесезонные случаи – очень часто свои дома покидают пожилые люди с деменцией, они просто не понимают, куда идут, забывают, где живут, не помнят свои имена.
- Да, помните, бабушка летом в Шалдёжке пропала, – вступает в разговор Алёна. – Просто вышла прогуляться и не вернулась, и ведь до сих пор так и не нашлась...
Алёна (на фото в середине) – заботливая жена, мама двух очаровательных деток. В отряд она пришла два года назад. Тогда девушка присутствовала на ознакомительном мероприятии отряда, где рассказывалось о работе волонтёра, и тут же отправила анкету.
- Супруг, конечно, сильно переживает, не хочет отпускать меня ночами на поиски, – признаётся Алёна. – Но когда приходит сообщение, что потерялся какой-то дедушка в лесу, и ему восемьдесят два года, я просто не могу лечь спать. Так и говорю мужу: «Как хочешь, а я поехала!».
«О нас – ни слова!»
Опасно бывает ночью в лесу, где-то неподалёку бродят дикие животные: медведи, кабаны, лоси, волки. Наши герои знают чёткие инструкции, как действовать при такой встрече.
- Не паниковать – самое главное, сохранять трезвый рассудок, – говорит Георгий. – Животные человека боятся, так же, как и мы их. Нужно пошуметь и медленно отходить. А вот при встрече с бегущим кабаном лучше всего спрятаться за дерево – зверь просто промчится мимо.
Найденные люди ведут себя по-разному: одни благодарят, плачут от радости, а кто-то даже не верит, что их жизнь вне опасности.
- Бывает, что и бросаются наутёк, – говорит Георгий. – Бабушку мы как-то искали, увидели наконец. Мы – к ней, она – от нас. Догнали: «Бабуль, куда ж ты побежала?» – удивляемся. «Так я думала, ругать меня будете!» – ответила она.
А ещё ребята рассказали, что большинство потерявшихся теряется во времени: кто-то блуждал трое суток, а ему кажется, что ушёл из дома только вчера.
- Зачастую взрослый человек, когда понимает, что заблудился, начинает паниковать и ходить кругами, – говорит Настя Напылова. – А вот дети этой паники не чувствуют – у них просто из памяти стираются эти страшные дни. Самый яркий пример, который навсегда останется с нами, – это поиски пятилетней Зарины в Вознесенском районе. Туда она приехала с дедушкой и бабушкой к родственникам. Все вместе пошли в лес, вернулись, пообедали. Взрослые вновь отправились по грибы-ягоды, а девочку оставили с дядей. Он уснул, а девочке стало скучно, и она пошла в лес… Наша группа нашла её только на четвёртые сутки – живая, лишь небольшое обезвоживание. Так вот, у неё в памяти были потеряны два дня, ничего не смогла вспомнить.
- Или вот мужчина, которого на днях нашли в лесу вблизи посёлка Сухобезводное, – поддерживает тему Георгий. – На охоту он ушёл в воскресенье вечером, нашли его во вторник, но он уверял нас, что ушёл только вчера. Даже не поверил, когда я ему дату на телефоне показал.
- Да, нашумевшая получилась история с его поисками, – говорит Анастасия. – Немного обидно, что в социальных сетях о нас опять ни слова.
- Во вторник от службы ЕДДС поступил сигнал о пропаже охотника с собакой, – поясняет Георгий. – Наш инфорг позвонил нам, организовал сбор, и мы тут же выехали на место. С участковым и его знакомым мы прибыли одновременно. Только вышли из машин – увидели, как вдали из леса показалась собака. Мы все ринулись за ней, километра через полтора нашли мужчину: одежда обледеневшая, измождённый донельзя, сам стоять уже не мог. Решили нести на руках, но он оказался таким тяжёлым! Я бросился обратно к дороге – за машиной. Участковый ещё, помню, сказал, что не проеду я здесь, но моя «Нива» – машина проверенная, и не в таких местах бывала. Я подъехал, загрузили мы мужчину в салон, и – на просёлочную дорогу. Оказывается, мужчина ещё два раза «нырнул» в ручей, поэтому у него вся одежда была во льду. Я ещё спросил, как же он согревался – он мне: «А я руки собаке под лапы положу, немного теплее становится!»
- Вообще, в таких случаях обморожение наступает через пять-шесть часов, – говорит Настя. – То, что ему удалось выжить на морозе несколько дней в лесу – это настоящее чудо. Но герой здесь всё-таки – собака, она и грела, и спасала. Гоша этого мужчину потом до бригады медиков довёз. Он ещё отказывался ехать на обследование...
- А в соцсетях вообще какой-то странный рассказ появился по этому поводу: «Вскоре на дороге они увидели собаку пропавшего охотника. Она сильно замёрзла, от усталости и стресса не откликалась на зов поисковиков. Такой-то, проявив заботу к животному, накормил и напоил её», – говорит Георгий. – Да собака близко к себе никого не подпускала, даже покусала! Может, потом он накормил-напоил, не знаю уж…
- Только в этом году мы стали вести поиски людей совместно с полицией, – рассказывает Алёна. – Но методы у нас разные – мы добровольцы, работаем на результат, пока не найдём человека, нас менять некому, неважно, сколько суток потребуется. А у полиции это – служба. Наш труд как-то всегда… принижают, что ли. Нам лично не нужна слава – мы хотим, чтобы как можно больше людей вступили в наши добровольческие ряды!
- Хочется добавить, что если вы или ваши родные заблудились, потерялись, не теряйте времени, – говорит Настя. – Тут же звоните в единую дежурно-диспетчерскую службу, набирайте «112» или же сразу в поисково-спасательный отряд. Ведь к поискам мы приступаем в считаные минуты!
Спасти спасателя
О Насте Напыловой хочется рассказать более подробно. Около семи лет она занимается волонтёрством. За плечами – удачные поиски взрослых, стариков, детей, и неудачные… Тысячи километров по непроходимым лесам и болотам.
- Самое страшное, когда человек находится слишком поздно – без признаков жизни, – говорит девушка. – Летом в Ворсме нашли тело мальчонки, утонул в пруду. Затем Кострома – трое суток искали, детей нашли погибшими… На самом деле детей много теряется. Когда идёшь на поиски детей, очень переживают все, вся группа: лишь бы найти их живыми, но в восьмидесяти процентах случаев добровольцы находят мёртвые тела.
В августе этого года Насте самой понадобилась помощь. 11 августа она только вернулась с поисков, где провела трое суток, протоптала очередную сотню километров.
- Я вернулась домой – кружилась голова, но я не сочла это чем-то серьёзным, подумала, усталость даёт о себе знать, – рассказывает девушка. – Легла спать, а утром уже не смогла встать с кровати – головокружение, рвота, невероятная слабость, давление резко пошло вверх. Помню, вызвали скорую помощь, а милая девушка-медик так и говорит: «Что ж вы все такие слабохарактерные – попейте пустырника, и всё пройдёт!». В общем, за сутки мы вызывали скорую три раза, и только на третий раз мне сделали укол, чтобы понизить давление. Спасибо нашему терапевту Кругловой – когда она меня осмотрела, срочно начала действовать. К тому времени я уже не могла говорить – инсульт. Срочно в реанимацию, потом в Нижний на МРТ, где обнаружили опухоль головного мозга. Родные отправили в больницу Москвы результаты моих анализов, пришёл ответ: «Если не привезёте в течение двух суток…».
Этой же ночью на реанимационном блоке Настю увозят в Москву. Перед операцией она с трудом сказала врачу: «Спасайте – мне в лес надо, людей спасать!». И её спасли, на удивление быстро девушка пошла на восстановление.
- Как отметил врач, что за его тридцатипятилетнюю практику такого быстрого восстановления он ещё не видел, – говорит Настя.
Конечно же, понадобились денежные средства. За дело взялась Алёна Лещенко, разместила в соцсетях призыв о помощи. Откликнулось почти три тысячи человек!
- Спасибо всем огромное – за денежные переводы, за добрые пожелания, звонки и смс, мне это очень помогло! – говорит Настя.
Уже через три дня после выписки она уехала на учебные поиски. А потом сразу же рванула в хахальские леса – спасать заблудившуюся бабушку.