Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 3864

Ирина КОЛОБОВА
Фото Александра ЮРЬЕВА
24.11.2021 г.

Возможно, многие читатели решат, что эта дата – День моржа – буквально за уши притянута на первую полосу газеты, освещающей жизнь весьма далёкого от северных морей округа.

Да, именно в северных морях планеты обитают уникальные животные, которым посвящён этот праздник. Но в нашем, почти северном городском округе, тоже обитают моржи – уникальные люди, которых, как и их ластоногих собратьев, становится всё меньше и меньше, и от этого они приобретают всё большую ценность.

Жители деревни Успенье уже давно перестали крутить пальцем у виска при виде группы девушек в красивых купальниках, бодренько по первому снежку и по морозцу спешащих к проруби. Они уже не делают больших глаз, не вскрикивают от удивления (восторга, зависти?), когда эти девушки, подобно своим арктическим тёзкам, без единого всплеска, без шума и визга, плавно и красиво окунаются в ледяную воду. А чего удивляться-то? Привыкли уже, ведь без малого шестнадцать лет они наблюдают эту картину.
Да, группе моржей из деревни Успенье уже шестнадцать, совершеннолетний (или совершеннозимний?) возраст. И имя они себе выбрали вечно молодое – «Зелёный патруль». Почему патруль, да ещё и зелёный? Да потому что наши моржи не только купаются в ледяной воде, получая от этого удовольствие и укрепляя здоровье, они ещё и пользу природе приносят: в лесу порядок наводят, берега рек очищают. А если учесть, что в природе всё взаимосвязано, что чем чище маленькие речки, тем благополучнее океан, то наши моржи играют не последнюю роль в деле сохранения численности моржей ластоногих. Так что ничего мы за уши не притянули, всё вполне логично.
Правда, сами участники группы не задумывались над столь глобальной миссией, когда впервые решили нырнуть в ледяную купель. А о чём они задумывались? Как вообще становятся моржами?

- Я не могу ответить на этот вопрос, – признаётся руководитель группы «Зелёный патруль» Татьяна Зинина, – всё как-то само собой получилось, а теперь кажется, что я всю жизнь моржеванием занималась. Хотя вспоминаю, что плавать я научилась уже в подростковом возрасте.

Родилась Татьяна в деревне Ухтыш, которой сегодня уже нет на карте Семёновского округа. Родители в лесу работали. Когда работа на одном участке заканчивалась, переезжали на другой, оставляя троих детей на хозяйстве. Потом семья переехала в Телки, Таня стала учиться в Хахальской школе.
- Не могу сказать, чтобы у меня было счастливое детство, – вспоминает Татьяна Константиновна, – отец рано умер, мама серьёзно заболела, и мне пришлось некоторое время жить у тётки, очень далеко от дома. А мне так хотелось домой! И пусть постоянно приходилось трудиться – мы с раннего детства усвоили, что без труда ничего получить нельзя. Зато дома – свой лес, своя речка. Я в лесу все тропинки знала, все грибные и ягодные места, в каком месте на болоте больше клюквы растёт, где она крупнее и слаще. Наверное, именно в лесу я и была счастлива, хотя просто так гулять и любоваться красотами никогда не приходилось.

У большинства Татьяниных сверстников было такое детство, поэтому и воспринималось оно нормально, как должное. Да, работать приходилось много, но и на отдых время оставалось. Татьяна вспоминает, что почему-то именно возле их дома всегда собиралась деревенская молодёжь. Играли, пели. Наверное, именно тогда стали проявляться её организаторские способности. В школе училась хорошо, была секретарём комсомольской организации.
- У нас не было разделений на богатых и бедных, хотя ученики были разные, и достаток в семьях тоже разный. Мы жили, мягко говоря, небогато, но на отношения с одноклассниками это никак не влияло. Хорошо было, все оценивались по способностям.

В те времена в деревнях девчонки редко мечтали стать, к примеру, актрисами, всё больше выбирали земные профессии. В раннем детстве Таня хотела стать продавцом – ей так нравилось ходить в деревенский магазин, смотреть на полки с горами конфет и прочих сладостей, которых в их доме отродясь не водилось, и мечтать, что вот и она будет стоять за прилавком и в любой момент может угоститься шоколадкой. Но к окончанию школы решила, что непременно станет учителем. И стала. После школы поступила в Городецкое педучилище. Здесь тоже была заводилой, ни одно мероприятие без её участия не обходилось. На концертах очень любила читать стихи – те, что отражали её жизнь, её душу, её родную природу, поэтому выбирала поэзию Некрасова или Пушкина. После училища вышла замуж и уехала с мужем в далёкий Асбест, работала в школе. Пять лет молодая семья прожила на Урале, там сын родился. И именно здесь Таня поняла, как ей не хватает родины, как её тянет домой. А ведь когда-то мечтала вырваться, уехать в дальние страны, увидеть мир, жить в большом шумном городе, где никто друг друга не знает. Попробовала – не понравилось. Вернулась домой.
- Первым делом зашла в отдел образования, – вспоминает Татьяна Константиновна. – Леонтий Матвеевич Майоров, зав. роно, предложил поехать в Огибное – там открывался новый детский сад, и требовалась заведующая. Пообещали жильё, и я согласилась.
Пять лет Татьяна Константиновна руководила детским садом, её организаторские способности, врождённый талант общения с людьми проявились на полную катушку, и ей предложили должность председателя сельсовета. Многое произошло в жизни Татьяны Константиновны за это время и хорошего, и плохого. Гибель мужа выбила её из привычной колеи, но сильный характер и постоянное тесное общение с людьми помогло не опустить руки. Многим помогала она, а многие выручали её.
- Мне очень хорошие люди встречались на пути, – признаётся Татьяна Константиновна, – Председатель колхоза «Дружба» Василий Сергеевич Титов позвал меня к себе на работу председателем профкома. И мы уехали в Кулагино. Это была очень интересная работа – профкомы в то время были на высоком счету, жизнь просто ключом кипела. Здесь я и в партию вступила.
А вскоре и личная жизнь снова наладилась – Татьяна встретила хорошего человека, который стал её вторым мужем. Но пришлось и выбор сделать – работа мужа требовала переезда в Нижний Новгород, где у них родился ещё один сын.
- Муж сказал, чтобы я сидела дома и занималась воспитанием сына. Сначала мне такая жизнь нравилась: всё за меня решают, о деньгах и прочих бытовых нуждах заботиться не надо, на мне был только дом и дети. Но потом стало очень скучно, да и не нравилась мне жизнь в большом городе, опять на природу тянуло, к родным лесам, к знакомым людям, которые и меня всегда выручали, и я могла им помочь.

Кипучая энергия Татьяны Константиновны не позволяла ей сидеть сложа руки, требовала выхода, и было принято решение вернуться в Семёнов. А здесь ещё очень хорошо помнили активистку, и новое предложение не заставило себя ждать. Татьяна Константиновна стала специалистом по социальной работе Тарасихинского территориального отдела. Но так уж получилось, что снова удачный поворот в судьбе омрачился трагическим событием – Татьяна Константиновна овдовела во второй раз. Теперь у неё на руках остались двое сыновей, старшему было уже пятнадцать, а младший – совсем ребёнок.
- Дачный домик в Успенье мы купили, когда ещё в Нижнем Новгороде жили, – рассказывает Татьяна Константиновна, – а теперь он стал нашим основным жильём. Надо было обживаться, налаживать быт, и снова мне помогала работа, люди, горевать и отчаиваться было некогда. Опять жизнь завертелась, только успевай. Бывало, выхожу с работы – голова кругом, забываю, в какую сторону идти. Участок у меня большой, 12 деревень под моим социальным контролем. И люди все разные, среди которых счастливых и благополучных не встречается. У всех проблемы, и всё надо решать. До самой дальней деревни я на своём велосипеде десять километров педали кручу. Но это мне только на пользу. За это время и душой отдохнёшь, и для здоровья полезно, спина почти совсем не болит. Я для себя сделала вывод, что во всём надо видеть положительную сторону, радоваться жизни, тогда и решаться всё будет легко и просто, и свои проблемы, и людские.

Похоже, энергия и жизнелюбие действительно помогают Татьяне Константиновне решать проблемы – по отзывам коллег, руководителей и самих подопечных, справляется она со своими обязанностями на отлично. Конечно, приходится и за рабочим столом иногда часами сидеть, что не добавляет положительных эмоций, поэтому организм постоянно требует выброса адреналина. В ледяной проруби он выбрасывается в кровь в огромных количествах.
- Я вообще человек водяной, – признаётся Татьяна Константиновна, – по знаку зодиака я Рак, жила всю жизнь на реке, и сейчас мой дом на самом берегу Линды стоит. Выйдешь из дома – и вот она, красавица, так и тянет. Водица-то в ней студёная, обжигает в любое время года. Зимой в одиночку купаться я долго не решалась, толчок нужен был. И вот пошли мы с девчонками в лес по клюкву, осень уже поздняя, холодно, набрали ягод, а возвращались мимо Одинцовского ключика, что на речке Алсме находится. И как пришла идея искупаться в ледяной воде, сама не помню. Но разделись и окунулись. Я даже передать не могу, какие эмоции в этот момент переполняют. Какой тут визг или крик – дыхание останавливается и, кажется, что даже сердце на какой-то момент биться перестаёт. Но зато потом – настоящее блаженство, ни с чем не сравнимое. Вот так мы окунулись, обменялись впечатлениями да и решили сделать это купание традицией. А потом и группу создали. Сначала немного нас, смельчаков, было, потом всё больше. Бывало, придёт кто-то, посмотрит, решит попробовать, но не заражается нашим азартом. Так что остались у нас самые стойкие. И теперь мы – настоящая организация. Директор Успенского Дома культуры Елена Правикова нас организовала, и мы стали официальной группой здоровья при ДК. Мечтаем о соревнованиях по моржеванию, уверены, что заняли бы не последнее место, но пока не получается заняться организационным вопросом вплотную, времени не хватает. Но всё равно надеемся. Открытия сезона всегда ждём с нетерпением, хотя у нас в Линде вода всегда ледяная, но зимний период всё же отличается от летнего. Вот выпал первый снежок, и у нас уже пятки горят.

Да, эти девушки не убирают купальники вместе со всей летней одеждой в дальний ящик. И сегодня, во время нашей беседы, Татьяна Константиновна обзвонила всех своих подруг и скомандовала немедленно надеть купальные костюмы и ждать её вместе с сотрудниками редакции на условленном месте.
- А место у нас хорошее, аккурат под моими окнами находится, – говорит Татьяна Константиновна, – оно у нас всегда в хорошем состоянии: и к воде подойти удобно, и лавочка для отдыха имеется. Вода здесь проточная, и в мягкие зимы даже прорубь не нужно вырубать. Мои утки здесь круглый год плавают, и мы с ними рядом. На неделе не всегда удаётся каждый день искупаться – темнеет быстро, а по выходным обязательно собираемся. Если есть время и желание, то и чайку попьём, поболтаем, обсудим что-то важное.

За шестнадцать лет моржевания девушки уже так закалили свой организм, что и дыхание во время купания ровное, и сердце не пропускает ни одного удара, но адреналин в кровь всё же поступает в нужном количестве.
- Нас часто спрашивают, не страшно ли в ледяную воду заходить. Нет, не страшно, совершенно спокойно заходим. Многие не верят, но это так. Нам так хочется, чтобы поверили, попробовали и поняли, какое это удовольствие! Бывает, устану на работе, или от каких личных проблем, чувствую – сдуваюсь, как воздушный шарик, приду к проруби, окунусь раз-другой, и словно крылья вырастают. Не могу без этого уже, и вообще без движения не могу. С ранней весны до поздней осени я на велосипеде, потом на лыжи встаю, и круглый год – вода.

И надо добавить, что круглый год рядом те, кто понимает, чувствует так же, как ты, – наверное, это и есть счастье. Сегодня всю команду собрать не удалось, но четвёрка отважных девчат с удовольствием откликнулась на нашу просьбу, оперативно собралась и совершила показательный заплыв в ледяной воде наперегонки со стайкой уток, которые тоже уже перестали удивляться и встречать недовольным кряканьем неугомонных моржей. 


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle