Ирина КОЛОБОВА
22.02.2014 г.

Переворачивать листы календаря иногда бывает очень забавно и полезно. Я больше чем уверена, что про Международный день родного языка мало кто знает. А между тем вчера, 21 февраля 2014-го, этот праздник отмечался уже в пятнадцатый раз. Впервые Международный день родного языка праздновали 21 февраля 2000 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Именно в этот день в далеком 1952 году в Пакистане погибли пятеро студентов, принимавших участие в демонстрации за предоставление их родному языку статуса государственного. Молодые пакистанские студенты погибли за родной язык, а как относится к своему главному богатству наша молодежь? Такой вопрос мы задали преподавателю русского языка и литературы городской школы № 2 Галине Ивановне ВОЛКОВОЙ.

- Мои двадцать семь лет работы в школе уже позволяют сделать определенные выводы относительно этого вопроса. Моим многочисленным ученикам, к счастью, не приходилось бороться на баррикадах за право разговаривать на своем родном языке, это право всем нам передается по наследству. Но определенные видоизменения язык наш, безусловно, иногда претерпевает. Я, как и все преподаватели словесности, постоянно – и на уроках, и в повседневной жизни – бьюсь за чистоту речи и могу гордиться своими учениками. Но как же бываю удивлена, если вдруг случайно услышу их разговорную речь за стенами школы! 

- То есть ученики на уроках говорят грамотно, а выходя из класса, забывают все, чему их учили?

- Нет, они не забывают, просто они попадают в другой мир – если говорить их компьютерным языком, «выходят на другой уровень». Однажды я получила интернет-сообщение от одной молодой девушки, которая не знала, что я учитель русского языка. Скажу честно, волосы на моей голове зашевелились от ужаса. Таких «шедевров» правописания я никогда не встречала. На нормальном русском языке я ответила ей и, к своему изумлению, получила не менее грамотное послание. Это я к тому говорю, что наши дети не зря учатся в школе, но в наш век компьютеризации и ускорения они очень успешно пользуются различными средствами общения. Может быть, это и нормально, но сама я так и не научилась сокращать свои смс до уровня точка-тире. 

- В школе на уроках вы, безусловно, поправляете своих учеников, делаете им замечания, а если вы слышите безграмотную речь от своих взрослых собеседников, друзей, знакомых, вы поправляете их? Режет ваш слух неправильное ударение или откровенное коверкание речи? Ведь не секрет, что даже многие учителя (не словесники) иногда грешат этим.

- Про учителей могу сказать, что в последние годы конкретно в нашей школе очень повысился уровень грамотности педагогического персонала. А что касается моего домашнего, повседневного окружения, то я часто замечала, что в моем присутствии люди стараются говорить нормально. Однажды услышала, как муж моей подруги, которому, как мне казалось, совершенно чужда ненормативная лексика, на колоритном матерном языке изъяснялся с соседом. Тоже, видимо, вышел «на другой уровень». Еще меня всегда поражает, что пожилые люди, не имеющие никакого образования, проживающие в глухих деревнях, говорят на совершенно правильном  русском языке. Вероятно, это в них на генном уровне. Сделать замечание своему собеседнику за неправильное ударение я, к сожалению, не могу – наверное, из чувства такта, боюсь обидеть. В принципе, каждый имеет право говорить так, как он желает, как ему нравится и удобно, но очень хочется, чтобы разговорный язык был чистым, красивым и приятным на слух. Это как с одеждой – можно ходить в кедах и драных брюках, но мы же надеваем другую одежду. Красивая речь, как и красивые вещи, радуют не только нас, но и окружающих.

- А как вы относитесь к борцам за идею «как слышится, так и пишется»? Не возникает у вас желания судить их по статье «предатели Родины»?

- Ну это, наверное, слишком радикально. Но я могу с полной ответственностью сказать, что с такими нужно бороться, потому что в языке закрепилась не только история Отечества, но и повседневная жизнь наших предков, их речевое общение, и уродовать язык – это все равно что осквернять память предков.

- Как вы думаете, откуда берутся такие люди? Ведь часто это не просто мелкие чиновники от образования, а облеченные властью мужи.

- Я думаю, что они из тех, кто не терпит замечаний по поводу своей безграмотной речи, и они хотят избавиться от этой проблемы самым кардинальным путем. Только вот проблемой они считают не свою безграмотность, а «несовершенство» русского языка. Для них и «кофе» среднего рода куда удобней, и звОнят они с ударением на первый слог, и «ложить» им куда приятнее, чем класть.

- Но ведь зачастую молодежь с неокрепшими мозгами «покупается» на такие послабления, многие из них тоже считают, что без разницы, как говорить, главное – смысл передать. Трудно, наверное, их переубедить?

- Трудно, но необходимо. И делать это нужно не только в школе. Все самое основное в человеке закладывается в семье. Если кроме брани, крика, изуродованной речи ребенок дома ничего не слышит, то для него это становится нормой. Приходя в школу, он попадает в другой мир, и вот тут нужно сделать все, чтобы этот мир стал для него единственно необходимым. Я очень стараюсь.

- Наша страна уже давно утратила статус самой читающей в мире. Сильно это бросается в глаза на примере ваших учеников?

- К сожалению, да. У нас даже анекдот своеобразный ходит об изучении новой темы по литературе. Приходит учитель в класс и говорит: «Дети, запишите в тетрадях: “А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”. Основные герои.” Итак, дети, сегодня мы прошли с вами новую тему». Приходится подстраиваться под это ускорение, и я приучаю ребят пользоваться компьютером не только для игр. Когда изучали творчество Есенина, один мой ученик (не из самых успешных) написал мне сообщение, что нашел в интернете стихотворение Есенина в исполнении Сергея Безрукова. Он так восторгался этим исполнением, сказал, что никогда в жизни ничего подобного не слышал, и даже не предполагал, что у Есенина такие (!) стихи. Вы не представляете, какой бальзам он пролил на мое учительское сердце. А другой ученик, любитель передачи «Битва экстрасенсов», был заинтересован сюжетом о смерти Маяковского. После этого он прочитал не только все стихи поэта, но и его биографию. Вот и говори после этого о вреде компьютера и телевидения! Каждый отрезок времени заставляет нас жить по новым правилам. Зацикливаться на прошлом нельзя, нужно выжать из настоящего все самое необходимое. Жаль, конечно, что многие классические произведения заменены в новой программе малоизвестными авторами, и творчество «ушедшего» Шолохова мне очень жаль. Ведь его произведения не обязательно трактовать исключительно с политической точки зрения. Главное в них – это отношения между людьми, любовь, предательство, дружба, доброта. 

- Вольтер однажды сказал, что все главные иностранные языки можно выучить за шесть лет, но для изучения родного языка и жизни мало. Вы согласны с этим?

- Абсолютно согласна. Эти же слова подтверждал и Достоевский, сказав, что «лишь усвоив в совершенстве родной язык, мы в состоянии будем в совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде». Родной язык накладывает свой отпечаток  на каждого человека с момента рождения, он наделяет его особым видением вещей, которое никогда на самом деле не исчезнет. Нужно беречь, изучать, свой родной язык и гордиться им.

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
   
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel