Юлия КОМОВА
Фото Александра ЮРЬЕВА
13.02.2021 г.
15 февраля 1988 года завершился вывод советских войск из Афганистана, и эта дата стала днём памяти тех ребят, кто встретил свой последний час на далёкой афганской земле, кто так и не успел попрощаться со своими любимыми.
А многие вернулись с той войны с подорванным здоровьем. Официальная статистика утверждает, что «ранения, контузии и различные травмы получили более пятидесяти трёх тысяч советских солдат».
Знакомимся: Иван ГРАБАРЬ. Родом из Молдавии. В ноябре 1986 года, как и многие восемнадцатилетние мальчишки, призвался в армию. Полгода учебки, и – долгая дорога в Афганистан.
- Ехали мы неделю, в закрытом вагоне, – рассказывает Иван Александрович. – Ну, как в закрытом? Нам не разрешалось выходить на улицу. К слову, знаю многих, кого по приезду вернули обратно. И, думаю, нельзя их в том винить. Понимаете, одни пацаны сами желали проверить себя, а другие просто побаивались.
Из Кабула, где находился распределительный центр, нашего героя на вертолёте перебросили к селению Руха вблизи Панджшерского ущелья. Недалеко находился кишлак Базарак, в то время там располагалось логово террориста Ахмеда Шах Масуда.
- Самая высокая точка, где стояли наши, – это гора Зуб дракона, более четырёх тысяч метров над уровнем моря. Наш полк располагался чуть ниже, – рассказывает Иван Александрович. – Мы сопровождали колонны с грузом, выставляли блокпосты. Рядом находились кишлаки – на первый взгляд, с мирным населением. Но, знаете ли, днём местные приветливо машут рукой, а в ночное время запросто берутся за оружие. Однажды вечером (было это весной 87-го) по нашему посту «духи» открыли огонь, один из снарядов миномёта ударил по складу, где у нас хранились мины... Взрывы раздавались потом ещё дня два. В этом бою погиб мой товарищ.
Нашему герою явно нелегко вспоминать те страшные полтора года в Афганистане. Подрывы случались часто, террористы нападали на колонны с провизией и оружием. С советскими солдатами они не церемонились: либо выстрел в упор, либо вниз с отвесной скалы.
…Движение колонны. Начало его может быть вполне спокойным, мирным, но в любой момент стоит ждать нападения. Бойцы группы сопровождения не дремлют, осматривают высоты, пристально вглядываются в каждую расщелину, каждую неровность; наткнуться на засаду здесь – привычное дело. Заместитель командира взвода старший сержант Грабарь едет на БТРе. Вдруг раздаются первые выстрелы, а следом начинается шквальный обстрел. Взводный ранен в плечо. Ивану удаётся перетащить командира в относительно безопасное место, потом вместе с другими парнями они дают отпор противнику. После боя Иван отвёз командира в медсанчасть. За этот подвиг нашему герою вручили медаль «За боевые заслуги».
С местным мирным населением наши солдаты контактировали по-разному. Иван рассказывает, что часто менялись продуктами – к примеру, тушёнку или сгущёнку обменивали на местный рис.
- Я никогда больше такого вкусного риса не пробовал – какой-то особенный, рассыпчатый, – вспоминает Иван Александрович. – Мы готовили плов, благо с поставками мяса проблем не было. Местные дети хорошо понимали нас и даже говорили на русском – правда, лучше им удавались матерные слова. Всегда прибегали – то на оружие посмотреть, то попросить чего-нибудь вкусненького. А вообще, когда колонна идёт мимо кишлака или рынка, гляди в оба: эти шустрые малолетки могут прямо на ходу запросто запаску стянуть или ту же лопату.
Иван Александрович демобилизовался в 88-м, в год вывода советских войск. На родине с работой было не ахти – вместе с братом отправился на заработки в Урень. Однажды приехал к товарищу в Семёнов на Новый год, да так и остался – влюбился в сестру друга. Молодые поженились, у них родились две дочки.
Много воды утекло в реке Пандшер на северо-востоке Афганистана с тех грозных лет, но служба не забывается. А афганское братство только крепнет. Иван нередко встречается с семёновскими воинами-интернационалистами, чтобы поговорить о былом, а при необходимости помочь друг другу.
15 февраля далёкого 1988-го была поставлена точка в десятилетней войне. Обычно в этот зимний день воины-интернационалисты собираются у памятника возле школы №3, чтобы почтить память павших товарищей, однако в этом году из-за пандемии все массовые мероприятия отменены. Тем не менее никто не помешает вспомнить однополчан – тех, с кем делили солдатский паёк и укрывались от шквального огня в ущельях, с кем ходили в разведку и сражались против «духов».