01.03.2023 г.

Фотография – если не самое массовое, то точно одно из самых массовых увлечений в мире, и в нашей стране в том числе. При всей сложности процесса в период плёночных камер фотография имела огромную армию поклонников, а точнее, любителей в самом лучшем значении этого слова.

Сегодня и мне захотелось рассказать о своей давней привязанности к этому ремеслу и порассуждать о том, какие изменения произошли в фотографии со временем. Наверняка у кого-то эта статья вызовет ностальгические чувства, поскольку «волшебный» красный фонарь, бачок для проявки плёнки, увеличитель, ванны-кюветы, глянцеватель и прочие непременные атрибуты человека, увлечённого фото, в не такие уж и стародавние годы хранились во многих домах и квартирах. А чтобы не было скучно, я разбавлю свои воспоминания и рассуждения невыдуманными историями из собственной жизни.

Начну я с такого, казалось бы, незаметного факта. Вспомните, как раньше хранились портреты наших родителей, бабушек и дедушек. Эти снимки, увеличенные до размеров картин, как правило, располагались на стене на самом видном месте. Сейчас же они, цифровые, переместились в карты памяти телефонов, компьютеров, планшетов.

Увлечение фотографией не разделяло людей по возрасту и полу. Нехитрое оборудование было финансово доступно любому, будь это горожанин или житель отдалённого села. Удивительное таинство проявки и получения изображения, которое происходило в полной темноте или при красном свете, так захватывало, что порой лишало фотолюбителей сна, ужина или интересной программы по телевизору.

Практически все начинали свою фотокарьеру с аппарата марки «Смена». Этот нехитрый оптический прибор стоимостью 10 рублей позволял делать вполне достойные и качественные фотки, особенно при хорошем освещении. Только вдумайтесь, каков был спрос: одних «Смен-8» было выпущено 12 миллионов экземпляров. Это означает, что фотоаппарат был почти в каждой советской семье.

Мне, кстати, в своё время посчастливилось познакомиться с генеральным директором предприятия «ЛОМО» (Ленинградское оптико-механическое объединение), где выпускали знаменитые «Смены». Это произошло в феврале 1993 года.
В то время не было транспортных компаний, не было широкой сети сервисного обслуживания, и все проблемы гарантийного ремонта приходилось решать самим пользователям. Два ящика с оптическими приборами из больницы я сам отвёз в гарантийную мастерскую в Санкт-Петербург, легко преодолев все рубежи оборонного завода. Вероятно, у той, молодой России ещё не было столько секретов. Сейчас этот завод входит в систему предприятий военно-космических сил, и так просто на его территорию не попадёшь. Тогда же какой только продукции я не увидел за проходной завода, и в итоге моя решимость и уверенность привели-таки меня в кабинет руководителя.
Увидев меня, он воскликнул: «Это что за привидение?» Да, наверняка вид у меня был и впрямь непрезентабельный. Начало девяностых, эпоха дефицита и безденежья. Отцовский костюм с перешитыми с фуфайки чёрными пуговицами на четыре прорези и огородная тележка завода «Теплообменник» с двумя ящиками на ней, перевязанными бельевой верёвкой… Но все проблемы ремонта я решил в течение часа, получив в обмен совершенно новые приборы. Помогла мне в этом, по рекомендации генерального директора, начальница гарантийной мастерской – молодая, красивая и очень деловая женщина. Тогда же я понял, что страна точно и бесповоротно перешла к рыночной экономике, но это были уже детали. Свои цели и задачи я выполнил на все 100%.

Вернёмся же к фотографии. Сам я начал снимать на аппарат «Зоркий-4К». Это был подарок родителей на день рождения, поощрение за отличную учёбу. Очень совершенная по тем временам модель. Кстати, «Зоркий» и ещё один родственный представитель фототехники такого класса – фотоаппарат «ФЭД» (в названии – аббревиатура из инициалов и фамилии: Феликс Эдмундович Дзержинский) – изначально были точной копией немецкого фотоаппарата «Лейка» и выпускались в Красногорске и Харькове одновременно, сразу после войны. Оба фотоаппарата в моей коллекции занимают почётные места. Они совершенно исправные и готовы порадовать новыми фотографиями. Но, нужно сказать, случались и у них поломки, которые мне хотелось устранить самому. Так вот, одну неисправность своего «Зоркого» я начал устранять более 30 лет назад. Самостоятельно разобрался с хитростями немецких инженеров, а вот собрать сумел только сейчас, и то с помощью интернета. Один узел определения выдержек мне тогда не поддался.

Однако аристократами плёночной фотографии в Советском Союзе были, конечно же, «Зениты». Это были уже зеркальные камеры, которые позволяли через видоискатель обозревать полностью весь сюжет съемки – через систему специальных преломляющих зеркал. Эти модели были очень востребованы во многих странах, изготавливались на экспорт, были очень качественными и надёжными, как автомат Калашникова. Безотказно снимали в лютый мороз и в знойную жару. По статистике, всего «Зенитов» было выпущено 12 миллионов штук, почти треть – на экспорт. Спрос на эту технику заставил построить, помимо основного завода в подмосковном Красногорске, ещё один в Белоруссии. Но тогда стремительно наступали лихие 90-е и в Союз пошла иностранная техника.

Помните, как пренебрежительно мы называли первые импортные фотокамеры – мыльницами? «Мыльницы» разом обрушили и сам статус фотографии – почему-то стало считаться, что это никакой не творческий процесс, ведь нажать на кнопку может каждый, а большего и не требуется. Фотографии стали печатать машины, минилаборатории сначала появились в крупных городах, а потом и в каждом райцентре. Традиционная фотография стала отходить сначала на второй план, а потом с появлением «цифры» и совсем пропала. В начале 2000-х фотоаппараты в нашей стране перестали выпускать вовсе, оставив только производство объективов. К слову, их до сих пор производят в Красногорске.

А ведь, между прочим, в настоящее время в торговой сети имеется большой выбор любой фотоплёнки, а также реактивов для проявки. Если кто-то захочет попробовать, для этого есть все условия. Я знаю фотографов, которые не бросили плёнку и утверждают, что снимки с неё получаются гораздо объёмнее и выразительнее холодной бездушной «цифры».

В моей коллекции фотоаппаратов имеются несколько очень возрастных моделей, которые подарили друзья и просто большие любители фотографии. Одному немецкому старичку более 100 лет, но он полностью исправен и готов подарить вам классные снимки – при условии, что и вы приложите к этому свои творческие усилия.

Вот такая своеобразная статья получилась у меня сегодня, тему которой подсказала коллекция фотокамер. В конце принято писать вывод – попробую-ка сделать это немного по-врачебному.
Старайтесь в своей жизни как можно чаще выходить из зоны физического комфорта: отдыхайте на воздухе, спите с открытой форточкой, больше двигайтесь, гуляйте, оставьте при этом только комфорт душевный. И в этом вам непременно помогут увлечения детства, бережно пронесённые через всю жизнь.

Сергей ЗАМОРИН
Фото: Николай ВАЩУК


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel