Ирина КОЛОБОВА
01.04.2017 г.

Так – праздником – его воспринимают все, кто хоть однажды подпал под его обаяние. И не нужно даже уточнять его должность, статус и социальное положение в обществе. И так ясно – где Гусляков, там веселье, музыка, песня, гитара. 

Кому-нибудь из знающих этого позитивного и в хорошем смысле мажорного парня приходило в голову, что он не семёновский? Думаю, что нет. Он настолько наш, что ближе и быть не может. Невозможно представить ни одно значимое и не очень мероприятие без его голоса, его улыбки, неизменно хорошего настроения и без его гитары. Да что там говорить, у него даже фамилия соответствующая. Не удивлюсь, если в детстве его дразнили Гуслей, как маленького музыканта из Цветочного города, придуманного Носовым.

- Точно дразнили! – соглашается Юрий. – Я ещё и ростом был подходящий для этих сказочных человечков. Ну, а потом и гусляром звали, и песняром, и даже Густликом – в память о четырёх танкистах и собаке, всего и не вспомнишь.

- То есть, песня и музыка сопровождали тебя с самого рождения? Кстати, где ты родился?

- Родился я аж в Магнитогорске. Мама с папой были студентами строительного техникума, где и познакомились и подружились. От этой дружбы и любви родился я – старший сын. И начались наши странствия по свету. Отец ушёл в армию, и мы поехали за ним в Казахстан. Потом он остался на сверхсрочную службу, и мы отправились в Германию, в ГДР. Первый и второй класс я отучился в гарнизонной школе. Только начал привыкать к одноклассникам, учителям, только понял, что такое школа, так новое назначение – Чита, посёлок Горный. Можно сказать, что моё становление, взросление и познание мира происходило в Забайкалье. Там и первые друзья, и первая любовь, и первая музыка, сначала – класс аккордеона в музыкальной школе, потом – гитара. 

Художника обидеть может каждый

- Твой юбилей совпадает с Днём смеха, в связи с чем хочу спросить, помнишь ли ты свой самый первый 1 апреля? Одним словом, когда ты понял, что в этот день можно обманывать и тебе за это ничего не будет?

- Это было где-то в начальных классах. Мне одна девочка очень нравилась, не помню, как звали, и я не знал, как ей об этом намекнуть. А тут как раз 1 апреля и урок труда. Вот сижу я за партой, мастерю какую-то фигню из трубочек от медицинских капельниц. Интересные, кстати, штуки получались – чёртики разные, рыбки. Нам ещё давали йод и зелёнку, чтобы раскрасить свои шедевры. Сейчас бы детям нашим рассказать, чем их родители играли, вот бы посмеялись. Ну, вот, смотрю я на девочкины белые, длинные волосы и представляю, какими бы красивыми они стали, если бы их зелёнкой раскрасить. Недолго думал – раскрасил… Короче, плеснул я зелёнку на голову своей возлюбленной и жду, когда она посмотрит на меня с благодарностью. Дождался... вызова к директору вместе с родителями. Особенно хорошо помню отцовский ремень и чувство полного освобождения от своей непонятой любви. Легко так на душе стало, и я решил, что все девчонки дуры, и я никогда и ни за что больше не влюблюсь.

- Наверное, трудно было такое решение оправдывать. Музыканты и певцы, начиная со школы, всегда окружены повышенным вниманием дам. Тебе тоже досталось от влюблённых старшеклассниц?

- Старшеклассником я стал снова в Германии. В девяностом году отца снова направили в Западную группу войск, и 10-11 классы я оканчивал там. Да, вокруг меня всегда собиралась компания. Мне даже ребята однажды на день рождения гитару подарили. Я её никогда не забуду, и того чувства, которое я испытал от этого подарка. Жизнь моя школьная проходила совершенно без напряга. Очень много нам делалось поблажек, с уроков снимали для репетиций и выступлений, к доске почти не вызывали, чтобы не нервировать лишний раз и себя и нас. Тогда слово «мажор» означало только музыкальный лад, но в какой-то степени мы ощущали себя некой элитой. Короче говоря, отличником и даже твёрдым хорошистом я не стал. Зато стал певцом и музыкантом, кем и остаюсь по сей день.

Мечты разбивались о быт

- Стать профессиональным музыкантом не приходило в голову?

- Приходило, и неоднократно. Но бытовые проблемы всё чаще наступали на горло песне. В 1994 году начался вывод советских войск из Германии, и отцу предложили на выбор несколько адресов для ПМЖ. Мы выбрали Семёнов – наверное, потому что здесь предлагалась трёхкомнатная квартира, а у нас большая семья. К сожалению, родители мои в скором времени развелись, и я остался за старшего, кормильца и хозяина семьи. Пришлось расстаться с мечтой о музыкальном училище и поступить на работу сначала в пожарно-сторожевую охрану, потом сантехником в ЖЭУ. Я долго думал, что это временно, и обязательно стану профессиональным музыкантом. 

- Ты приехал в Семёнов в серьёзном возрасте, когда уже и характер сложился, и принципы, и взгляды на жизнь. Уже трудно что либо доказать или заставить полюбить, как в детстве. Сложно было привыкать к новому ритму, новым людям и обстоятельствам?

- Почему-то совсем не трудно. Может, это у меня характер такой. Я вообще товарищ неконфликтный, всегда могу разрядить обстановку, и, говоря красивыми словами, песня мне в этом очень помогает. А Семёнов мне сразу понравился. Я люблю маленькие города, наверное, потому что всё детство и юность провёл в гарнизонах. Там тоже свой определённый уклад, лучше, наверное, сказать – устав, все друг про друга всё знают и помогают. Мне тоже помогли найти себя в Семёнове. Сначала моя девушка познакомила со своей музыкальной группой при Доме пионеров. Потом туда заглянул незабвенный Игорь Пуртов и пригласил в свой коллектив в Дом культуры. А потом Надежда Алексеевна Ляшкова, царство ей небесное, предложила устроиться на постоянную работу в ДК. Началась работа и сольная карьера. Я поступил в Борское культпросветучилище, получил специальность режиссёра кино-фото-видеосъёмки. 

- Не секрет, что твоя работа не из самых высокооплачиваемых, а у тебя уже была семья. Чем приходилось кормить?

- Когда икрой и фруктами (очень редко), когда картошкой с огорода и огурцами (это чаще). В начале двухтысячных я уволился из ДК и поехал в Нижний Новгород. Приятель позвал поработать в фотосалоне «Рикс», вот мне и пригодилась моя специальность. Но, как это часто бывало с новыми фирмами, «Рикс» приказал долго жить. Я вернулся в Семёнов и устроился на работу в Центр детского творчества (Дом пионеров). Там мы вдвоём с Ниной Алексеевой работали с детской вокально-инструментальной группой, учили детей петь. И до сих пор я занимаюсь этим, как выяснилось, любимым делом. 

Гусляков – это бренд?

- Твоё имя стало почти нарицательным, но в любом случае на зарплату педагога, пусть даже и музыкального, икрой и фруктами не особо разживёшься. Признавайся, как стал непревзойдённым, востребованным тамадой? 

- Ещё в далёком девяностом я приобрёл собственную аппаратуру, которая и не позволяла умереть с голоду, а иногда и шикануть при случае. Те лихие годы для многих музыкантов стали отправной точкой и своеобразной проверкой на прочность. Народ разделился на два полярных лагеря: кто-то сидел без работы и подсчитывал оставшиеся талоны на хлеб и крупу, а кто-то заказывал шикарные свадьбы и юбилеи, сорил деньгами и жил на широкую ногу. Мне надоело получать зарплату водкой и давиться в очередях, чтобы отоварить талоны. Вот те самые новые русские и помогли мне выжить. Но ничего зазорного я в этом не вижу, я делал свою любимую работу и получал от неё удовольствие, да ещё и деньги. Сейчас красивая, богатая свадьба и оригинальный юбилей вошли в норму жизни. 

- Ну и конкуренции, наверное, прибавилось? Молодые не наступают на пятки, не отнимают кусок хлеба – иногда с икрой? Не приходит в голову коварная мысль, сродни Сальери, что, мол, вот вытесняет талантливая молодёжь?

- Нет, таких мыслей у меня не возникает. Работы хватает на всех, поскольку конкуренция увеличивается только с ростом потребителей. А наши потребители растут как грибы после дождя. Что касается зависти к молодым талантам – тоже нет. У нас все музыканты талантливы, и у каждого есть свой зритель и любитель. Скажу больше, я испытываю гордость за талант молодых, потому что некоторые из них – мои ученики.

- Работа тамады, тапёра или, как вас часто называют, ресторанного лабуха, конечно, благодарна, но не всегда. Обязательно среди подвыпившей публики найдётся знаток всего и вся, который непременно укажет на недостатки и потребует чего-то нереального. Как тебе удаётся выходить из таких положений?

- А вот это самое трудное в нашей работе. Но я никогда не спорю, не возражаю и тем более не грублю. Хорошо, говорю, Вася, спою лично для тебя. И обязательно скажу в микрофон, что эта песня лично для Васи. И ему приятно, и мне не в напряг. Скажу по секрету – с мужиками в этом плане гораздо легче. А вот милые женщины бывают куда более несговорчивыми, трудно бывает на них угодить, но тут главное вовремя над собой подшутить, ей, чем-то недовольной, сделать комплимент и разрядить обстановку. А то ещё бывает, соберутся за столом гости на свадьбе и сидят сиднями, ничем их не растормошишь. Объясняю, что в играх и конкурсах нет ничего постыдного и глупого, испокон веков свадьбу играли (!) и в этой игре принимали участие все без исключения. Так что пришёл на свадьбу – изволь играть по правилам. Хорошо, если в незнакомой компании найдётся хоть одно знакомое лицо. Тогда легче направлять остальных в нужное русло праздника. На концертах, кстати, то же самое – пока не найдёшь в зале знакомые или просто заинтересованные глаза, песня ни за что не зазвучит как надо.

- А какие-то конфузы или срывы на концертах у тебя были?

- Были, и один как раз 1 апреля. Выхожу на сцену с известной песней, начинаю петь и… напрочь забываю слова. Конфуз невероятный, но надо держать лицо. Говорю в публику: «а чего вы молчите – слова забыли?». И все думают, что так и задумано, смеются и подпевают. 

А у вас вся спина белая…

- Кстати, про 1 апреля, после того случая с зелёнкой и девочкой у тебя не пропала охота шутить над людьми в этот день?

- Наоборот, со временем это приобрело даже какую-то необходимость. Кажется, вот стоит только хоть один раз в этот день не пошутить, так весь год насмарку пройдёт. Тут и «у вас вся спина белая» в ход идёт, и более серьёзные шутки. Я как-то прочитал, что почти во всей Европе есть обычай обманывать 1 апреля своих знакомых, посылая их в разные стороны под различными предлогами. Мне это очень понравилось, и мы с Гошей Пуртовым в незапамятные времена работы в ДК изощрялись и оттачивали эту шутку год от года. И год от года у нас был любимый объект для шутки. Надеюсь, что Борис Викторович не обидится на меня, хотя в своё время мне доставалось от него «на орехи». Так вот, каждый год 1 апреля мы посылали нашего директора в различные места – и в администрацию, и ещё куда поважнее. Делали это по телефону, через нарочных, знакомых и незнакомых и, что удивительно, каждый год он наступал на одни и те же грабли – верил. И вот однажды 1 апреля Борис Викторович, помня о своих промахах, с утра заперся в кабинете и не выходил до конца рабочего дня. Выходит он вечером, довольный, что на этот раз пронесло, а мы тут как тут. Сидим в фойе у кассы, на столе – бутылочка и рюмочки. Садись, говорим, Борис Викторович, рабочий день закончен, ради праздника можно и выпить. А мы заранее в бутылку воды налили. Ну, он садится – не удалось, говорит, вам меня сегодня обмануть, ну, быть добру! И махнул разом полную рюмку! После его реакции мы поняли, что лучше бы его опять куда-нибудь послали…

- Ну и наконец, заключительный вопрос: как долго ты шёл к своему юбилею?

- К своему юбилею я шёл с самого рождения, а если бы вы мне ещё сказали, к какому именно, я бы назвал точное количество лет этого пути... Хотя я догадываюсь – через три года мне стукнет сорок пять. Вы ведь эту круглую дату имели в виду? Правда, случится это не совсем первого, а третьего апреля. Ну и что, ведь весь апрель никому не верь... Хотя, скажу вам, и сегодня у меня тоже юбилей. Ровно тридцать лет назад 1 апреля я очень жёстко обманул своих друзей. Сказал, что отправил Алексею Глызину (моему любимому исполнителю) кассету со своими записями, и он сегодня приезжает к нам в клуб, чтобы прослушать меня вживую – разумеется, с дальнейшим приглашением в свою группу. Когда зал был почти полон, я испугался. От страха перепел все песни, какие знал, а когда кто-то вспомнил о Глызине, я наплёл что-то вроде плохих дорог и неожиданных гастролей артиста. Я так вдохновенно врал, что и сам поверил. И ещё неизвестно, кто больше всех был огорчён сорвавшейся встречей. Так что шутите, друзья, это весело!


Система Orphus

   
   
Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
   

Комментарии  

 
   
© «Семёновский вестник» 2016-2017