Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 1901

Ирина КОЛОБОВА
07.03.2017 г.

8 марта – праздник народный. Трудно сказать, насколько он международный, но одна шестая часть суши под названием Россия любит его искренне и отмечает широко.

В этот день поздравляют всех без исключения женщин, способных держать в руках подарок. Даже новорождённые девочки получают в этот день дополнительную порцию поцелуев, восхищений, пожеланий и новые ползунки или погремушку в придачу. Поэтому выбрать одну единственную женщину и сделать её героиней праздничного номера газеты – дело нешуточное и очень ответственное. 

Наталия Геннадьевна ШУТОВА – женщина во всех смыслах и на все сто процентов. Ей, правда, не приходилось сражаться за свои права с отбойным молотком или кувалдой в руках, чтобы доказать равенство с мужчинами. Она выбрала для этого иной путь, более женственный, а стало быть, более действенный, – она стала педагогом дошкольного образования. Двадцать два года Наталия Геннадьевна Шутова служит заведующей детским садом «Россияночка», а до этого были десять лет в должности методиста детсада «Ромашка». Так что в зачёт ей можно ставить, кроме двоих собственных детей, неизвестное, но очень большое число счастливых детских судеб семёновских ребятишек. Свои права, за которые на заре социализма начали борьбу женщины всего мира, Наталья Геннадьевна нынче полностью подтвердила. Она стала делегатом Всероссийского съезда работников дошкольного образования. На этот съезд от Нижегородской области поехали пять делегатов – два представителя министерства и три руководителя детских садов. Свою женскую сущность Наталия Геннадьевна тоже полностью подтвердила – она прекрасная мать, жена и просто потрясающе красивая и светлая женщина. 

А начиналось всё как и у всех – с детства.

Детей люблю с детства

- Я всегда любила детей, – признаётся Наталия Геннадьевна. – Можно сказать, с детства, как бы смешно это ни звучало. Всегда мне нравилось воспитывать кукол, представлять, что я их мама или воспитательница. Училась я школе №1, была почти отличницей, как и полагается дочери работника системы образования. Моя мама работала в нашей школе делопроизводителем. Она меня уговаривала стать учителем, но я выбрала немного другой путь. Раньше к нам в школу к старшеклассникам приходили представители различных организаций в целях профориентации. И вот однажды пришла Галина Фёдоровна Абдулина, заведующая детским садом. И так она хорошо рассказывала о своей профессии, что мне просто не терпелось закончить побыстрей школу. Потом случилась ещё одна история, ставшая последним аргументом в споре о будущей профессии. Для работников отдела образования  организовывалась поездка по Есенинским местам, и мама взяла для меня путёвку. В автобусе рядом со мной сидела Ирина Алексеевна Красулина – непревзойдённый педагог и потрясающий рассказчик, и, кроме непередаваемых впечатлений от посещения исторических мест, я получила полное подтверждение правильности своего выбора. Так я поступила в Горьковский педагогический институт на факультет дошкольного образования. Конкурс тогда был очень большим, даже я со своим отличным аттестатом чувствовала себя не очень уверенно. Тогда ведь у нас в стране был мир и дружба между народами, и хотя в Горький иностранцев не пускали, но представители союзных республик составляли серьёзную конкуренцию, к ним руководство вузов было более лояльным. 

Мужа и высшее образование получила одновременно

- Обычно именно в институте человек становится человеком, личностью – в смысле, не только профессию получает, но и характер окончательно вырабатывает и любовь встречает, и иногда даже семью заводит. Ваша семья как родилась?

- В институте и родилась, только не в нашем. Я комсоргом в группе была, и меня пригласили на новогодний бал комсомольского актива в Горьковский клуб железнодорожников. Там я и познакомилась с Владимиром – он учился в институте инженеров водного транспорта, в Водном, как мы тогда говорили. У нас тогда всё по-правильному было, дружили два года, а на последнем курсе расписались и сыграли свадьбу. Институт вместе окончили, и Вову призвали в армию. Пришлось мне одной в Семёнов ехать.

- Нелегко, наверное, было мужа из армии ждать?

- Я часто к нему ездила. Он в Гомельской области служил, и до их части нужно было добираться на теплушке. Я даже у нас таких лесов никогда не видела – настоящая тайга. Однажды в апреле 1986 года собралась брать билет на поезд, и уже дату определила – 26 апреля, но что-то тогда помешало, и я взяла на 21. А 26 апреля, когда я уже домой вернулась, чернобыльский взрыв прогремел. Страшно было. 

- В Семёнов вы приехали дипломированным специалистом, вас уже ждала работа?

- Конкретного направления у меня не было, но встретили меня в отделе образования радушно и направили на работу в детский сад  «Ромашка» методистом. Десять лет там отработала, и до сих пор вспоминаю свой коллектив с теплотой. Я очень прикипаю душой к коллективу и ни за что бы не ушла оттуда. Но тут сначала один ребёнок и декретный отпуск, после него вернулась, а вот после второго в 1995 году мне предложили должность заведующей «Россияночки».

24 часа – слишком мало

- Это самый разгар перестройки. Как приходилось выживать?

- Именно выживать. В первый месяц моей работы нам ещё выплатили зарплату, а потом пошло безденежье. Но именно такие экстремальные обстоятельства заставляют мозги работать в утроенном режиме. Откуда-то берутся новые мысли, идеи, как-то удаётся их реализовывать. Мы открыли в саду коррекционную группу, потом лицензировались как школа-сад, затем – прогимназия. Дополнительное образование у нас было хорошо развито. Было очень интересно работать. Педагоги все просто фонтанировали различными идеями. Постепенно всё стало налаживаться, рождаемость как лучший показатель благосостояния людей повысилась. Необходимость в школах-садах отпала, наоборот, появилась необходимость дополнительных дошкольных групп. Было немножко жалко, мы держались дольше всех, но время идёт вперёд и приносит новые радости и трудности. 

- Было какое-то особенно трудное время в вашей работе?

- Наверное, это 2012 год. Он был и трудным, и очень насыщенным. В этом году закрыли прогимназию, мы сделали последний выпуск школьников и начали работу по сбору документов на лицензирование Центра развития ребёнка. В срочном порядке принялись за реконструкцию сразу двух помещений с тем, чтобы переоборудовать их после школьных классов в хорошие группы. Тогда же мы открывали два семейных детских сада. Дома я почти не бывала, времени катастрофически не хватало. Дома тоже радость примешалась с горем – свадьба дочери и смерть любимой мамочки. Но, слава богу, всё наладилось.

- Ваша работа, наверное, и в хорошие времена не балует вас свободным временем?

- Да, это так. Наша работа – это даже не работа, а образ жизни. Это и работа, и отдых, и хобби, и всё в одном флаконе. Невозможно быть хорошим руководителем, особенно такого живого организма как детский сад, находясь дома, и не уделяя ему должного внимания. А наш детский сад действительно живой организм. Он требует постоянного внимания и реагирует на каждый микроскопический сбой. Он – наше детище, а дети болеть не должны, мы стараемся, чтобы он был здоров. А для этого самим нужно всегда быть бодрым и здоровым. У нас даже на больничный редко уходят.

- Но всё-таки свой дом и семья – это тоже живой организм, и его тоже нельзя запускать. Как вам это удаётся при таком дефиците свободного времени?

- Моё самое заветное желание – чтобы в сутках было не 24 часа, а побольше. А если серьёзно, мне просто очень повезло с семьёй. Сначала родители помогали, мы долго жили вместе в одной квартире. Потом купили свою квартиру, дети наши, можно сказать, воспитывались по телефону, поэтому, наверное, и выросли вполне самостоятельными людьми. Я как педагог и как мать могу сказать, что хорошее воспитание зависит вовсе не от тотального внимания и надзора со стороны родителей. От этого только нервную болезнь можно заработать и детям и взрослым. Нужно доверять и относиться друг к другу с уважением, невзирая на возраст. И самая главная составляющая правильного воспитания – это собственный пример родителей. Дети подсознательно строят свою жизнь и судьбу по родительскому примеру.

Гармония по гороскопу

- А что вы вкладываете в понятие «судьба»? Это то, что дано свыше, и её уже не изменишь, или всё же человек может её выбирать?

- Выбор всегда есть, но сделать его очень сложно, потому что трудно распознать. Я уверена, что когда-то сделала правильный выбор, и признаю себя счастливым человеком. Когда я училась в институте, китайские гороскопы ещё только начинали своё хождение по нашей стране. Их перепечатывали на машинке и передавали из рук в руки как магическую ценность. Ко мне в руки тогда тоже такой желтоватый свиток попал, и я узнала, что мы с Вовой – образец полнейшей гармонии. И я поверила. И не ошиблась. 

- Ваша гармония продолжает звучать после стольких лет совместной жизни?

- Звучит вполне стройно. Не так бравурно, может быть, как в молодости, но красиво, ровно и тепло. И в неё постоянно вплетаются новые звуки. Вот, например, голосок нашей любимой внучки Полины. Ей всего три с половиной года, а мы уже ведём с ней умные и серьёзные беседы. Надеюсь, что голосов в нашей гармонии будет ещё больше. Дочь Маша с семьёй живут в Нижнем Новгороде. Они оба с мужем окончили папину альма-матер – Водный институт. Сын Саша сейчас проходит магистратуру на юридическом факультете университета имени Лобачевского. А ещё в нашей гармонии есть друзья. Мы дружим очень давно и крепко. Мы все разные, но идеально сочетаемся, как хорошо подобранный букет, и звучим вместе идеально. Стараемся встречаться чаще, ездим в театры, ходим на концерты, да и наши посиделки всегда напоминают весёлые концерты-капустники. Все наши мужчины – таланты, музыканты, певцы и острословы. А меня в шутку называют музыкальной энциклопедией – у меня мозги как-то странно устроены, я все песни помню, иногда кажется, что даже те, которые и не пела никогда. Наверное, это своеобразная профессиональная деформация.

- Профессиональная деформация педагога – не самый плохой диагноз. Вы какие-то ещё симптомы, кроме хорошей памяти, замечаете у себя?

- Ну, в детство пока ещё, вроде бы, не впадаю, только если в хорошем смысле – повеселиться, поиграть… А самый главный симптом, я думаю, неплохой – у меня всегда хорошее настроение, я с радостью иду на работу. Если вдруг с утра что-то не заладилось, то стоит только увидеть счастливые личики малышей, бегущих в садик за ручку с мамой, так моментально появляется позитив. Это, кстати, моё любимое состояние души. Я прихожу на работу, встречаюсь со своими девочками-коллегами и сразу же обозначаю «меню» на сегодняшний день: на завтрак, обед и полдник – позитив с изюмом. И изюминок желательно найти побольше. И ведь находят! Каждый день с новым неповторимым вкусом. Молодцы они, без них ничего бы не получилось.

- Вряд ли кто-то получает больше поздравлений на 8 Марта, чем женщины вашей профессии. У вас остаётся время и силы, чтобы ещё и дома отметить праздник?

- Очень люблю этот праздник с самого детства. Это солнце, ручьи, а если нет, то всё равно весенний запах. Как будто жизнь обновляется. Цветов много в этот день и поздравлений, что очень приятно. Во времена тотального дефицита муж всегда меня баловал, знал, что моя слабость – хорошие духи, и обязательно где-нибудь доставал. Сейчас дефицита нет, доставать ничего не надо, но романтики меньше не стало. У меня всегда в этот день цветы от мужа и обязательный пикник на природе с друзьями, с самоваром, с песнями под гитару. Вот и всем женщинам желаю быть в этот день самыми счастливыми и любимыми. Ну, а если повезёт, как мне, то быть такими всегда!

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle