Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 3161

Ирина КОЛОБОВА
16.07.2016 г.

Летняя отпускная пора вошла в самый зенит и по положению в календаре, и по яркости июльского солнца, и по нарастанию температурного плюса. Люди рады теплу. Но есть среди семёновского рабочего населения такая категория людей, которые наслаждаются летними прелестями лишь урывками и зачастую, так сказать, в рабочем порядке.

Это те, кто выбрал для себя не строго ограниченную трудовым законодательством деятельность с отпусками, выходными, больничными листами и прочими льготами, а свой собственный бизнес, который, как известно, не терпит сбоев и перерывов. Но вряд ли стоит жалеть этих людей, для них собственное дело – это как ребёнок, которого сначала нужно родить, иногда в муках, потом выхаживать, воспитывать и потом всю жизнь контролировать, и в этом процессе, как известно, отпусков не бывает.

Кэтой категории деловых людей на полном основании можно отнести  Е. А. КУЗЬМИНУ, хозяйку уже довольно известного в городе салона-ателье «СЕЛЕНА». Благодарственные отзывы о ней уже не раз поступали в нашу редакцию, и мы решили познакомиться с семёновской портнихой поближе.

 Елена Александровна Кузьмина, в девичестве Носкова родилась и всю жизнь живёт в Семёнове. Училась в школе № 1 и, как сама признаётся, звёзд с неба не хватала, о том, что когда-то станет бизнесвумен и будет иметь свой собственный салон, даже не мечтала. Но шить мечтала всегда.

- Я что себя не помню, шила всегда, –начала разговор Елена, – куклами меня особо не баловали, а вот пупсиков было много, вот на них я и тренировалась. Чего только я им не шила! Из школы всегда хотелось поскорее прибежать, взять в руки тряпочки, ножницы, иголку с ниткой и начать творить. Отличницей в школе я никогда не была, а вот черчение с анатомией всегда были моими любимыми предметами. Мне эти знания очень пригодились. К концу учёбы я уже выбрала себе будущую профессию, и поехала в Киров поступать на модельера-конструктора. Но нас, таких как я, и даже лучше, оказалось слишком много, и всем мест не хватило. Я расстроилась, конечно, но рук не опустила и пошла устраиваться на работу в Семёновское ателье. Мне тогда казалось, что я и без специального образования уже готовый мастер, и учить меня ничему не надо. Короче говоря, юношеские амбиции просто зашкаливали. Помню, как женщины, которые работали там уже по многу лет, смотрели на меня и улыбались, а потом экзамен мне устроили. Нужно было что-то сшить строго по выкройке-чертежу. Вот тогда я и поняла, что мои «самоделки» – это ещё не работа. Мне всегда нравилось чего-то придумывать, моделировать, а тканей было мало, и в ход шёл даже залежавшийся бабушкин ситец. Одну вещь я могла носить в нескольких вариантах, и сарафаном, и юбкой, и кофточкой. Платье на выпускной бал я шила сама, потом несколько раз его переделывала и носила очень долго. Свадебное платье тоже сама смоделировала, только шить его самой по приметам не полагалось. 

В ателье молодую портниху, обладавшую природным талантом, научили профессиональным тонкостям швейного дела, а тогда, в восьмидесятые годы такое редкое сочетание качеств было просто находкой для семёновских модниц. Но на смену тихим и спокойным восьмидесятым пришли лихие девяностые, и всё перевернулось с ног на голову. Вездесущий Китай заполонил всё пространство, принеся с собой несуразную, однотипную моду. Простые, натуральные российские ткани стали не в чести да и стоили дорого, да, честно признаться, и исчезли вдруг все куда-то. Салют, ядовитая синтетика и всеобщая одинаковость!

- У меня тогда декретный отпуск заканчивался, – продолжает Елена, – нужно было срочно искать работу. О возвращении в ателье речи не шло, работы там не стало. Частных заказов тоже почти не было, я пошла работать на арматурный завод, хотя постоянно в голове крутилась мысль: «Лена, ты куда?». Потом работала в детском саду кастеляншей, потихоньку шила подругам, постоянным клиенткам, своих домашних обшивала, себя. У меня просто сердце кровью обливалось, когда я видела наших семёновских женщин в искрящей, трещащей и вонючей синтетике. Но изменить что-то в лучшую сторону тогда было невозможно. Это нужно было просто пережить. И, слава Богу, вроде мы пережили, потихоньку начинаем возвращаться к своим корням, традициям, обычаям. Сейчас всё больше людей отдают предпочтение отечественной продукции. Женщины не хотят одеваться одинаково. Моя дочь, когда была маленькой, не очень любила носить сшитые мной вещи, ей хотелось, чтобы как у подружек, в этом был какой-то подростковый стадный инстинкт. А сейчас бывает, вечером скажет: «Мам, мне завтра на вечеринку, сшей чего-нибудь новенькое…». Ну, и как откажешь? Сижу всю ночь и шью.

Да, безусловно, рынок, хоть и огромный, не даёт возможности показать свою индивидуальность. Это может сделать только свой собственный, проверенный мастер. Это прекрасно понимала Елена Александровна, когда задумывала большое и серьёзное дело – открытие салона-ателье.

- Эта мысль много лет не давала мне покоя, – признаётся Елена, – многие подсмеивались надо мной, когда я рассказывала о своих планах по открытию салона, не верили, что получится. В самом деле, это было похоже на утопию. Ни денег у меня не было, ни какой-то реальной помощи со стороны. Было одно-единственное, но очень жгучее желание, которое не давало мне спокойно спать, есть, и жить. Теперь я понимаю, что всегда получается то, чего ты искренне хочешь, потому что, к настоящему желанию обязательно прикладывается стремление достичь поставленной цели и  откуда-то берутся средства и возможности.     

К средствам по достижению цели Елена Александровна относит помощь Центра занятости населения. В частности, бывший сотрудник и её хорошая знакомая С. А. Кокурина помогла начинающей деловой женщине поверить в себя, оформить ИП и собрать необходимый пакет документов для участия в проекте, обещающем грант в сумме 300 тысяч рублей. И грант был выигран. 

- Это меня, конечно, здорово подстегнуло, – продолжает Елена Александровна, – триста тысяч – не очень большие деньги, но именно они сыграли решающую роль в моём деле. На них было закуплено небольшое швейное оборудование, а сам салон, если можно так назвать мою тогдашнюю мастерскую, располагался в моей собственной квартире. Сложность была в том, что квартира располагалась на втором этаже, ни газа, ни канализации в ней не было. Невозможно передать словами все мои «хождения по мукам», то есть по инстанциям в надежде добиться всех этих благ цивилизации. Но я добилась, хоть и завоевала себе славу настырной тётки, которая, если в дверь не пускают, то и в окно полезет. Но кроме сбора необходимой разрешительной документации нужны, естественно, и деньги. А вот с этим было очень туго. Я, как говорится, пошла в няньки, ухаживала за пожилыми, больными людьми. По ночам и в любое свободное время шила своим клиентам. Благо, что к тому времени дети уже выросли и не нуждались в моём попечительстве. Ну и, конечно, кредиты. Куда без них? До сих пор плачу (ударение можно делать на любой слог). Но зато моё детище уже обрело первоначальные черты моей заветной мечты. Мы благополучно переехали на первый этаж, провели канализацию и газовое отопление, сделали парадный вход…. 

В этом предложении многоточие поставлено неслучайно, потому что мечты Елены Александровны ещё только начинают реализовываться.

- По большому счёту, салон – это всего лишь средство для достижения гораздо более высокой цели. Я мечтаю видеть наших людей счастливыми, красивыми и здоровыми, а все эти категории теснейшим образом связаны друг с другом. Не может быть человек счастливым и красивым, если он не здоров. А здоровым можно быть, лишь соблюдая ряд условий – это натуральная пища, натуральные ткани, работа, которая доставляет радость. Со мной сейчас работают три портнихи, все они настоящие мастерицы. А хочется, чтобы их было больше. Что может быть лучше для женщины, чем швейное дело, которое испокон века считалось самой женской работой. С натуральной пищей и натуральными тканями пока у нас трудновато. Хотя уже некоторые подвижки есть, многие заводят своё подсобное хозяйство. Ткани, конечно, дороговаты, но есть замечательный выход – можно использовать старые. Очень многие хозяйки хранят старые, качественные и добротные вещи, и правильно делают! Такие вещи заслуживают второй, а, может даже, и третьей жизни, в любом случае, они гораздо лучше новых, сшитых  из подозрительных дешёвых тканей. А уж оживить старую вещь и выбрать фасон новой модели наши портнихи всегда помогут. Нам самим интересно делать что-то необычное, изучать историю костюма, находить в старом элементы современного. Иногда приходится и психологом быть, когда нужно в чём-то переубедить заказчика, посоветовать то, чего он никогда не носил, но со стороны видно, что ему это очень идёт. У нас очень интересная работа, она приносит огромное удовлетворение и даже счастье. Плохих портних не может быть по определению, потому что все их профессиональные промахи и недостатки, как говорится, налицо. 

С этим мнением, наверное, согласятся все, кто хоть однажды шил себе что-то на заказ. И то, что портнихи из «Селены» зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, тоже согласны многие семёновские женщины.

- Этот салон просто наша палочка-выручалочка, – говорит заведующая отделом культуры Семёновской администрации Т. П. СКОБЕЛЕВА, – мы уже несколько раз у них концертные костюмы заказывали. Раньше обновлять костюмы было сложно и очень дорого, закажешь разок в Нижегородском ателье, а потом используешь  их лет семь. А сейчас время требует и особой сложности костюмов, и постоянного их обновления. Надо ещё сказать, что пошив костюмов – дело очень сложное, кроме профессиональных швейных навыков здесь необходимо знание истории, культуры, обычаев и традиций не только нашей России, но и других стран. Культура в нашем округе развивается, должна и сфера бытового обслуживания развиваться. У этого ателье есть все возможности и перспективы стать лучшим модельным салоном в округе, а, может быть, и в масштабах области.

- Да, работу над костюмами я считаю своей лучшей работой, – вспоминает Елена Александровна, – столько пришлось различной литературы проштудировать, чтобы все элементы соответствовали действительности. Интересно было работать над коллекцией костюмов, которые готовили для поездки в Австрию. Там были такие интересные номера, и очень не хотелось ударить лицом в грязь. Браться за работу было страшновато, но мы справились, можно сказать, что мы их не просто сшили, мы их прожили. Нам самим понравилась наша работа, а это верный признак того, что всё сделано хорошо. 

Беседа с Еленой Александровной наводила на мысль, что собственный бизнес не такое уж страшное и безнадёжное дело, и заняться им может каждый… Если только очень захочет. Не секрет, что очень многие начинающие индивидуальные предприниматели на волне развития этого малого бизнеса, не успев начать, бросали дело за нерентабельностью, невыгодностью, несовершенством и ещё очень многими «не». А на самом деле, просто это было не их дело, или у них не было такого сильного желания заняться им. Тем, кто сделал свою мечту целью всей жизни – удаётся всё. 

- Без помощи я, конечно, не обошлась бы, – признаётся Елена, – обязательно нужен хоть один человек, который в тебя верит. У меня есть такой человек, это моя подруга и деловой партнёр Зина Чижова, она сразу поверила в то, что обязательно всё получится, и помогала, чем могла. Она принесла в наш новорождённый салон свой старинный тяжеленный утюг, потом по её подсказке нам соорудили первую самодельную гладильную доску, но самое главное – это её доброе слово, всегда сказанное вовремя. Нет, без помощи в таком деле не обойтись. Я и сейчас надеюсь на помощь, потому что планы мои просто не знают границ. Очень хочется, чтобы наши люди забыли слово ширпотреб, потому что все они заслуживают индивидуального подхода к себе, причём во всех отношениях.

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle