Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 2683

Ирина КОЛОБОВА
07.11.2015 г.

Уходящий юбилейный год был богат на всякого рода выставки, конкурсы и мероприятия, посвященные Дню Победы, которые в очередной раз доказали, насколько талантливы наши люди.

С апреля по сентябрь 2015 года министерством социальной политики Нижегородской области проводился фотоконкурс «Мир глазами ветерана», достойным победителем в котором стал известный в нашем городе человек О. С. Самедов.

Это событие стало хорошим поводом познакомиться поближе с талантливым фотохудожником.

лег Самедович, расскажите немного об этом конкурсе.

- Конкурс этот проводился по инициативе областного Совета ветеранов, если не ошибаюсь, уже в пятый раз. Нынче он был посвящен празднованию Дня Победы. Участвовали в нем 500 человек со всей Нижегородской области. Номинаций было много, мне удалось занять первые места в двух: «Дети и внуки – наше будущее» и «Ветераны в общественной жизни». Это, кстати, произошло впервые, когда два первых места отдали одному участнику.

- Это означает, что вы были лучшим?

- Лучших было много, но для того, чтобы работу признали призовой, нужно, чтобы она подходила как минимум по десяти категориям. Это и композиция, и ракурс, и световое решение. Но самое главное – это не выпасть из темы. Многие работы были просто безупречны во всех категориях, и без сомнения, они смогли бы занять призовые места в других фотоконкурсах. Но конкурс был тематический, и это условие было безоговорочным. 

- Вы в городе человек довольно известный, без фотоаппарата в руках вас просто никто не представляет. А давно ли вы занимаетесь фотографией?

- Теперь могу сказать, что всю сознательную жизнь, – наверное, лет с двенадцати. Я родился в Москве и жил там, пока отец учился в аспирантуре, но все мое детство, юность и зрелость прошли в родном городе отца – Баку. В то время все советские мальчишки чем-то увлекались – кто спортом, кто марками. А я как взял в руки свой первый фотоаппарат «Смена-8», так больше с фотографией не расставался. Ходил в школьный фотокружок, познавал азы. 

- Увлекаются фотографией многие, особенно сейчас, когда почти в каждом доме есть цифровой фотоаппарат, и им умеют пользоваться даже дети. В наш век технологического прогресса каждый в какой-то степени считает себя фотографом. Но ведь на самом деле это не так. Как вы поняли, что вы – фотограф, и ваши снимки выгодно отличаются по многим параметрам?

- Самый лучший способ узнать о своих способностях – это, конечно же, участие в выставках и признание окружающих людей. Можно сколько угодно в одиночку любоваться своими работами, но пока их не оценят люди, и не обязательно профессиональное жюри, а даже лучше простые зрители, ты не будешь уверен в себе и в своих способностях. Это как творчество певца или танцора. Можно, конечно, станцевать и спеть для себя, но этого мало, хочется, чтобы тебя оценили люди. Так в любом творчестве. Человеку дается талант, чтобы он отдавал его людям. 

- Список выставок, в которых вы принимали участие, не умещается на трех страницах. Какая-нибудь из них помнится особенно хорошо?

- Помнятся все выставки и все мои работы, потому что в каждый снимок вкладываешь душу, иначе он просто не получится. Если работа не нравится автору, то она никогда не понравится зрителю. В 2010 году я получил серебряную медаль на международном конкурсе “Берега” за серию “Крестный ход”, которую я снял на Светлояре. ДЛя меня это главная награда. И еще об одном случае хочется рассказать. Это было в 1986 году, я тогда еще в Баку жил и был членом известного фотоклуба «Хозар». Однажды мне посчастливилось откопать в азербайджанских песках старый кинопрожектор. Потом выяснилось, что на этом месте снимали кадры из кинофильма «26 Бакинских комиссаров». Это была замечательная находка, и я запечатлел ее на своем снимке, да еще и название придумал весьма красноречивое – «Прожектор перестройки». В те годы эта телепередача была чрезвычайно популярной. Мы тогда готовились к отчетной выставке-передвижке, которая должна была путешествовать по всему миру. Серия моих фотоснимков была черно-белой, и я дополнил ее своим «прожектором». Многие знают, как в те годы готовились ко всему международному, хоть к поездке, хоть к выставке. Снимок всем нравился, но название не утвердили. Пришлось отказаться от «перестройки» и оставить только «прожектор». К сожалению, весь сатирический смысл потерялся.

- Для вас, видимо, никогда не существовало запретных тем. Фотография – это очень сильное оружие, и пользоваться им, особенно в советское время, наверное, нужно было с осторожностью. Вам приходилось отказываться от каких-либо щекотливых тем?

- Щекотливых тем для меня не существовало. Были интересные или не очень, но даже в них я старался найти привлекательные стороны. Однажды, когда я уже жил в Семенове и работал в Нижегородском фотоателье, мне предложили сделать снимок областной элиты во главе с губернатором Немцовым для какого-то журнала. Предупредили, что большинство известных фотографов от этой миссии отказались в страхе сделать что-нибудь не так. Я никогда не был политиком, я – художник, поэтому легко согласился. Тогда ко мне в команду напросились с десяток помощников, готовых даже сумку с аппаратурой нести, только бы «прикоснуться к великому моменту». Мой снимок, кстати, одобрили. 

- Как житель солнечного Баку оказался в Семенове?

- Это не очень веселая история. Начало девяностых, крушение огромной страны и тысячи разрушенных человеческих судеб. Наша семья попала в эту мясорубку. Началось все с телефонных звонков с угрозами в адрес жены и требованиями убираться подальше. Нашему сыну тогда уже семнадцать лет было. Все было устоявшееся – семья, быт, родители рядом. Но пришлось эвакуироваться. Семенов выбрали, потому что здесь жили дальние родственники жены. 

- Как привыкали к новым, незнакомым условиям жизни?

- Тяжело привыкали. Я года четыре даже фотографировать не мог – все чужое, начиная с ландшафта, заканчивая людьми. Мне тогда уже сорок лет было, а в этом возрасте ломать себя, свою жизнь очень сложно. Но постепенно пообвыклись, притерлись. И в 1994 году у меня состоялась первая выставка в Историко-художественном музее. Она помогла мне понять и полюбить Семенов и его жителей. Когда наблюдаешь за людьми, которые в это время разглядывают твои фотоработы, в тебе невольно просыпаются почти родственные чувства. Искусство в самом деле делает людей ближе, чище и лучше. 

- Вы, наверное, относитесь к своим работам как мать к собственному ребенку и готовы любить каждого, кто их похвалит? А любимчики среди большого количества снимков у вас есть?

- Когда начинаешь работать, никогда заранее не знаешь, что получится. Это уже потом начинаешь «разбор полетов». В 2012 году меня пригласили снимать торжество, посвященное 100-летию нашей Никольской церкви, в нем принимал участие епископ русской старообрядческой церкви. Для меня такая работа – не в новинку, я всегда отношусь к работе серьезно и ответственно. Так и здесь – от звонка до звонка, без проволочек и перерывов. Когда уже дома начал пересматривать все, что у меня получилось, то просто влюбился во всю серию снимков. Мне тогда впервые пришла в голову мысль создать фотоальбом. Я так и сделал. Тираж, конечно же, был совсем крошечный – всего пять экземпляров, но я всей душой понимал, что это мое родное и весьма дорогое детище. У меня, кстати, не осталось ни одного экземпляра, но это и хорошо – своих детей нужно отпускать, чтобы они радовали других.

- Судя по вашим работам, религиозная тема вам очень близка. Вы верующий человек?

- Да. Меня бабушка тайно крестила в одной из московских старообрядческих церквей.  Кроме того, для меня нет различий в конфессиях. Бог – един. Я могу спокойно зайти в православный храм, в синагогу, в костел или в мечеть. Мусульманская вера – одна из самых строгих, и однажды мне пришлось серьезно постараться, чтобы получить разрешение фотографировать в бакинской мечети. Тогда сам Имам подписал разрешительную грамоту. Когда снимаешь в святых местах, храмах и соборах, душа настраивается на определенный лад, как будто высшие силы тебе помогают, оттого и снимки всегда получаются какими-то возвышенными. В нашей церкви во имя Всех Святых я делал фоторепортаж. Тогда впервые приезжал митрополит Августин. С восьми утра до восьми вечера я не только не присел, но даже не вспомнил  про еду. Работал, что называется, на одном дыхании, и совершенно не устал. Так же легко работалось на Светлояре, где я снимал цикл о старообрядцах. Интересные снимки иллюстрируют книгу Екатерины Бирюковой «Уездный город Семенов». Презентация, кстати, скоро состоится. 

- Отсутствием творческой работы вы, как видно, не страдаете. К чему готовитесь в ближайшее время?

- В декабре в Центре культуры и искусства откроется передвижная выставка, посвященная окончанию Года литературы. В нее войдут лучшие работы областного народного фотоклуба «Луч». Этот клуб – наш частый гость, выставки проходят как минимум два раза в год, всегда привлекают много посетителей и вызывают неизменный интерес. Я постоянно наблюдаю, как меняется человек, приходя на выставку. Пусть ненадолго, но забываются повседневные заботы, неприятности. В фотоснимках человек видит жизнь, не придуманную художником, а подсмотренную им и удачно увековеченную в кадре. 

- Говорят, что с современной техникой ничего не стоит сделать хорошую фотографию – пять минут в «Фотошопе», и – готов шедевр. Что скажете по этому поводу?

- Так могут говорить только дилетанты или люди, совсем не разбирающиеся в фотоискусстве. Я, например, иногда с грустью и нежностью вспоминаю свой первый фотоаппарат, который сделал меня профессионалом. Тогда мы дорожили каждым метром пленки, каждым кадром. Все волшебство рождения фотоснимка было в моих руках, от первого щелчка фотоаппарата до сушки фотоснимка на стекле. Все это напоминало священный ритуал, и никто не смел отвлечь меня от него. Современная техника действительно творит чудеса.  Но техника – это всего лишь техника, и она не заменит талант, врожденное чувство меры и вкуса, умение фотографа видеть необычное в обычном, прекрасное – в обыденном, а также умение человека владеть этой техникой. Безусловно, прогресс – это хорошо.  Но талантливый фотограф может снять шедевр и обычной «мыльницей», а тот, кого Бог не наградил способностями, даже обвешавшись суперсовременной техникой, будет делать только посредственные фото, на которые, может быть, и посмотришь, но они не заставят зрителя с замиранием сердца остановиться, не заставят грустить или радоваться.

- У вас, безусловно, есть все черты талантливого фотохудожника. Это подтверждается и выставками, и отзывами почитателей вашего таланта. А на государственном уровне, так сказать, в моральном и желательно в материальном плане это как-то подтверждается?

- Я готовлюсь к вступлению в члены Союза фотохудожников России. Пока я кандидат. Это очень поддерживает морально, а вот в материальном плане – никак. Фотохудожникам не повезло, их Союз был организован в 1988 году, а в следующем году СССР со всеми привилегиями для членов многочисленных союзов, распался.  

- Семеновская молодежь все чаще среди многочисленных увлечений выбирает фотографию, и это очень хорошо. Вы, как профессионал, не хотите передать им свое мастерство?

- Я уже передаю. Некоторое время назад при музейно-туристическом центре «Золотая хохлома» были организованы трехмесячные курсы для начинающих фотохудожников. Занимаясь с ребятами, я отметил несколько интересных и многообещающих личностей. 

- А как в целом вы можете охарактеризовать наш город, так сказать, в культурном плане?

- Я бы сказал, что он довольно контрастен – на фоне высокого культурного уровня отдельной части населения особенно сильно выделяется другая его часть с до крайности низким уровнем духовности. Но баланс пока соблюдается.

- А что нужно делать, чтобы баланс нарушился, и чаша весов сдвинулась в сторону высококультурной части населения?

- Увы, но этот вопрос не ко мне. Со своей стороны я стараюсь делать что могу. Но культура в России, хотя потихоньку и выходит из задворок, но, наверное, еще долго не займет своего достойного места. Однако будем надеяться на лучшее.

Фото Олега САМЕДОВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle