Ирина КОЛОБОВА
07.11.2015 г.

Уходящий юбилейный год был богат на всякого рода выставки, конкурсы и мероприятия, посвященные Дню Победы, которые в очередной раз доказали, насколько талантливы наши люди.

С апреля по сентябрь 2015 года министерством социальной политики Нижегородской области проводился фотоконкурс «Мир глазами ветерана», достойным победителем в котором стал известный в нашем городе человек О. С. Самедов.

Это событие стало хорошим поводом познакомиться поближе с талантливым фотохудожником.

лег Самедович, расскажите немного об этом конкурсе.

- Конкурс этот проводился по инициативе областного Совета ветеранов, если не ошибаюсь, уже в пятый раз. Нынче он был посвящен празднованию Дня Победы. Участвовали в нем 500 человек со всей Нижегородской области. Номинаций было много, мне удалось занять первые места в двух: «Дети и внуки – наше будущее» и «Ветераны в общественной жизни». Это, кстати, произошло впервые, когда два первых места отдали одному участнику.

- Это означает, что вы были лучшим?

- Лучших было много, но для того, чтобы работу признали призовой, нужно, чтобы она подходила как минимум по десяти категориям. Это и композиция, и ракурс, и световое решение. Но самое главное – это не выпасть из темы. Многие работы были просто безупречны во всех категориях, и без сомнения, они смогли бы занять призовые места в других фотоконкурсах. Но конкурс был тематический, и это условие было безоговорочным. 

- Вы в городе человек довольно известный, без фотоаппарата в руках вас просто никто не представляет. А давно ли вы занимаетесь фотографией?

- Теперь могу сказать, что всю сознательную жизнь, – наверное, лет с двенадцати. Я родился в Москве и жил там, пока отец учился в аспирантуре, но все мое детство, юность и зрелость прошли в родном городе отца – Баку. В то время все советские мальчишки чем-то увлекались – кто спортом, кто марками. А я как взял в руки свой первый фотоаппарат «Смена-8», так больше с фотографией не расставался. Ходил в школьный фотокружок, познавал азы. 

- Увлекаются фотографией многие, особенно сейчас, когда почти в каждом доме есть цифровой фотоаппарат, и им умеют пользоваться даже дети. В наш век технологического прогресса каждый в какой-то степени считает себя фотографом. Но ведь на самом деле это не так. Как вы поняли, что вы – фотограф, и ваши снимки выгодно отличаются по многим параметрам?

- Самый лучший способ узнать о своих способностях – это, конечно же, участие в выставках и признание окружающих людей. Можно сколько угодно в одиночку любоваться своими работами, но пока их не оценят люди, и не обязательно профессиональное жюри, а даже лучше простые зрители, ты не будешь уверен в себе и в своих способностях. Это как творчество певца или танцора. Можно, конечно, станцевать и спеть для себя, но этого мало, хочется, чтобы тебя оценили люди. Так в любом творчестве. Человеку дается талант, чтобы он отдавал его людям. 

- Список выставок, в которых вы принимали участие, не умещается на трех страницах. Какая-нибудь из них помнится особенно хорошо?

- Помнятся все выставки и все мои работы, потому что в каждый снимок вкладываешь душу, иначе он просто не получится. Если работа не нравится автору, то она никогда не понравится зрителю. В 2010 году я получил серебряную медаль на международном конкурсе “Берега” за серию “Крестный ход”, которую я снял на Светлояре. ДЛя меня это главная награда. И еще об одном случае хочется рассказать. Это было в 1986 году, я тогда еще в Баку жил и был членом известного фотоклуба «Хозар». Однажды мне посчастливилось откопать в азербайджанских песках старый кинопрожектор. Потом выяснилось, что на этом месте снимали кадры из кинофильма «26 Бакинских комиссаров». Это была замечательная находка, и я запечатлел ее на своем снимке, да еще и название придумал весьма красноречивое – «Прожектор перестройки». В те годы эта телепередача была чрезвычайно популярной. Мы тогда готовились к отчетной выставке-передвижке, которая должна была путешествовать по всему миру. Серия моих фотоснимков была черно-белой, и я дополнил ее своим «прожектором». Многие знают, как в те годы готовились ко всему международному, хоть к поездке, хоть к выставке. Снимок всем нравился, но название не утвердили. Пришлось отказаться от «перестройки» и оставить только «прожектор». К сожалению, весь сатирический смысл потерялся.

- Для вас, видимо, никогда не существовало запретных тем. Фотография – это очень сильное оружие, и пользоваться им, особенно в советское время, наверное, нужно было с осторожностью. Вам приходилось отказываться от каких-либо щекотливых тем?

- Щекотливых тем для меня не существовало. Были интересные или не очень, но даже в них я старался найти привлекательные стороны. Однажды, когда я уже жил в Семенове и работал в Нижегородском фотоателье, мне предложили сделать снимок областной элиты во главе с губернатором Немцовым для какого-то журнала. Предупредили, что большинство известных фотографов от этой миссии отказались в страхе сделать что-нибудь не так. Я никогда не был политиком, я – художник, поэтому легко согласился. Тогда ко мне в команду напросились с десяток помощников, готовых даже сумку с аппаратурой нести, только бы «прикоснуться к великому моменту». Мой снимок, кстати, одобрили. 

- Как житель солнечного Баку оказался в Семенове?

- Это не очень веселая история. Начало девяностых, крушение огромной страны и тысячи разрушенных человеческих судеб. Наша семья попала в эту мясорубку. Началось все с телефонных звонков с угрозами в адрес жены и требованиями убираться подальше. Нашему сыну тогда уже семнадцать лет было. Все было устоявшееся – семья, быт, родители рядом. Но пришлось эвакуироваться. Семенов выбрали, потому что здесь жили дальние родственники жены. 

- Как привыкали к новым, незнакомым условиям жизни?

- Тяжело привыкали. Я года четыре даже фотографировать не мог – все чужое, начиная с ландшафта, заканчивая людьми. Мне тогда уже сорок лет было, а в этом возрасте ломать себя, свою жизнь очень сложно. Но постепенно пообвыклись, притерлись. И в 1994 году у меня состоялась первая выставка в Историко-художественном музее. Она помогла мне понять и полюбить Семенов и его жителей. Когда наблюдаешь за людьми, которые в это время разглядывают твои фотоработы, в тебе невольно просыпаются почти родственные чувства. Искусство в самом деле делает людей ближе, чище и лучше. 

- Вы, наверное, относитесь к своим работам как мать к собственному ребенку и готовы любить каждого, кто их похвалит? А любимчики среди большого количества снимков у вас есть?

- Когда начинаешь работать, никогда заранее не знаешь, что получится. Это уже потом начинаешь «разбор полетов». В 2012 году меня пригласили снимать торжество, посвященное 100-летию нашей Никольской церкви, в нем принимал участие епископ русской старообрядческой церкви. Для меня такая работа – не в новинку, я всегда отношусь к работе серьезно и ответственно. Так и здесь – от звонка до звонка, без проволочек и перерывов. Когда уже дома начал пересматривать все, что у меня получилось, то просто влюбился во всю серию снимков. Мне тогда впервые пришла в голову мысль создать фотоальбом. Я так и сделал. Тираж, конечно же, был совсем крошечный – всего пять экземпляров, но я всей душой понимал, что это мое родное и весьма дорогое детище. У меня, кстати, не осталось ни одного экземпляра, но это и хорошо – своих детей нужно отпускать, чтобы они радовали других.

- Судя по вашим работам, религиозная тема вам очень близка. Вы верующий человек?

- Да. Меня бабушка тайно крестила в одной из московских старообрядческих церквей.  Кроме того, для меня нет различий в конфессиях. Бог – един. Я могу спокойно зайти в православный храм, в синагогу, в костел или в мечеть. Мусульманская вера – одна из самых строгих, и однажды мне пришлось серьезно постараться, чтобы получить разрешение фотографировать в бакинской мечети. Тогда сам Имам подписал разрешительную грамоту. Когда снимаешь в святых местах, храмах и соборах, душа настраивается на определенный лад, как будто высшие силы тебе помогают, оттого и снимки всегда получаются какими-то возвышенными. В нашей церкви во имя Всех Святых я делал фоторепортаж. Тогда впервые приезжал митрополит Августин. С восьми утра до восьми вечера я не только не присел, но даже не вспомнил  про еду. Работал, что называется, на одном дыхании, и совершенно не устал. Так же легко работалось на Светлояре, где я снимал цикл о старообрядцах. Интересные снимки иллюстрируют книгу Екатерины Бирюковой «Уездный город Семенов». Презентация, кстати, скоро состоится. 

- Отсутствием творческой работы вы, как видно, не страдаете. К чему готовитесь в ближайшее время?

- В декабре в Центре культуры и искусства откроется передвижная выставка, посвященная окончанию Года литературы. В нее войдут лучшие работы областного народного фотоклуба «Луч». Этот клуб – наш частый гость, выставки проходят как минимум два раза в год, всегда привлекают много посетителей и вызывают неизменный интерес. Я постоянно наблюдаю, как меняется человек, приходя на выставку. Пусть ненадолго, но забываются повседневные заботы, неприятности. В фотоснимках человек видит жизнь, не придуманную художником, а подсмотренную им и удачно увековеченную в кадре. 

- Говорят, что с современной техникой ничего не стоит сделать хорошую фотографию – пять минут в «Фотошопе», и – готов шедевр. Что скажете по этому поводу?

- Так могут говорить только дилетанты или люди, совсем не разбирающиеся в фотоискусстве. Я, например, иногда с грустью и нежностью вспоминаю свой первый фотоаппарат, который сделал меня профессионалом. Тогда мы дорожили каждым метром пленки, каждым кадром. Все волшебство рождения фотоснимка было в моих руках, от первого щелчка фотоаппарата до сушки фотоснимка на стекле. Все это напоминало священный ритуал, и никто не смел отвлечь меня от него. Современная техника действительно творит чудеса.  Но техника – это всего лишь техника, и она не заменит талант, врожденное чувство меры и вкуса, умение фотографа видеть необычное в обычном, прекрасное – в обыденном, а также умение человека владеть этой техникой. Безусловно, прогресс – это хорошо.  Но талантливый фотограф может снять шедевр и обычной «мыльницей», а тот, кого Бог не наградил способностями, даже обвешавшись суперсовременной техникой, будет делать только посредственные фото, на которые, может быть, и посмотришь, но они не заставят зрителя с замиранием сердца остановиться, не заставят грустить или радоваться.

- У вас, безусловно, есть все черты талантливого фотохудожника. Это подтверждается и выставками, и отзывами почитателей вашего таланта. А на государственном уровне, так сказать, в моральном и желательно в материальном плане это как-то подтверждается?

- Я готовлюсь к вступлению в члены Союза фотохудожников России. Пока я кандидат. Это очень поддерживает морально, а вот в материальном плане – никак. Фотохудожникам не повезло, их Союз был организован в 1988 году, а в следующем году СССР со всеми привилегиями для членов многочисленных союзов, распался.  

- Семеновская молодежь все чаще среди многочисленных увлечений выбирает фотографию, и это очень хорошо. Вы, как профессионал, не хотите передать им свое мастерство?

- Я уже передаю. Некоторое время назад при музейно-туристическом центре «Золотая хохлома» были организованы трехмесячные курсы для начинающих фотохудожников. Занимаясь с ребятами, я отметил несколько интересных и многообещающих личностей. 

- А как в целом вы можете охарактеризовать наш город, так сказать, в культурном плане?

- Я бы сказал, что он довольно контрастен – на фоне высокого культурного уровня отдельной части населения особенно сильно выделяется другая его часть с до крайности низким уровнем духовности. Но баланс пока соблюдается.

- А что нужно делать, чтобы баланс нарушился, и чаша весов сдвинулась в сторону высококультурной части населения?

- Увы, но этот вопрос не ко мне. Со своей стороны я стараюсь делать что могу. Но культура в России, хотя потихоньку и выходит из задворок, но, наверное, еще долго не займет своего достойного места. Однако будем надеяться на лучшее.

Фото Олега САМЕДОВА


Система Orphus

   
   
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

   

   

   

Комментарии  

 
   
© «Семёновский вестник» 2017-2018