Светлана БАРМИНА
14.02.2015 г.

Завтра, 15 февраля, Раисе Михайловне Коноваловой исполняется 84 года. Прежде чем рассказать о ее судьбе, я решила поведать читателям о мечтах этой женщины.

Они таковы: углубить и благоустроить пруд на площади поселка Керженец, где по ее же инициативе создан мемориал погибшим в Великой Отечественной войне воинам, поставить там скамеечки, а еще – добиться ремонта ДК. Согласитесь, когда есть такая обширная программа, председателю первичной ветеранской организации поселка о годах следует забыть.

«Боева я, боева…»

Как там дальше в частушке-то? «…Меня знают три села». Раису Михайловну вся округа знает. Ее энергия, жизнелюбие, доброжелательность, как магнит, притягивают к себе людей. Уверена, и космонавт Быковский (пусть у него и тысячи других встреч было) запомнил веселую и словоохотливую соседку по президиуму на первом слете мастеров Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности. В 1973 году это было, и как же Раисе было не расспросить у соседа, раз сюрприз судьба подкинула, о космосе?! А он ей – о лесе: над Россией, говорил, знаешь ли, они самые красивые.

А кто из депутатов всех уровней нашу Михайловну не знает и не уважает? Того же Александра Хинштейна взять. К кому бы еще по первому зову поспешил он на помощь, чтоб поправить ситуацию… А дело было так. Коновалова долго добивалась возведения в поселке памятника погибшим воинам-землякам. Деньги выделили, да тогдашний глава Беласовского округа не туда их направила. Много и других претензий было к этому руководителю. Коновалова собрала нелицеприятные факты, поговорила с ветеранами и «повоевала» (ее выражение) как следует, пригласив на подмогу и депутата Государственной Думы.

Александр Евсеевич разрулил ситуацию жестко, но справедливо, и вместе уже с новым главой этой сельской администрации Г. К. Лукашовым не на памятник – на мемориал замахнулись. А когда монтаж этого мемориала шел, она двадцать дней с площади не уходила – такого жесткого контроля строители и не видели. Все должно быть по-хозяйски! Спонсоры нашлись – кто плиты дал, кто пруты для бетонирования, а уж территорию от грязи, копившейся десятилетиями, и ветераны, и молодые очищали. Как же теперь о благоустройстве этого святого для поселка места не мечтать?

Журналистам приходится о разном писать, встречаться со многими людьми, и, что греха таить, большинство героев со временем забывается. Однако с Михайловной все по-другому. Семь лет назад увидела я ее на межрайонном конкурсе-фестивале ветеранов. И писала-то, собственно, больше не о ней, но запомнилась эта чернобровая статная женщина. Ну, словно добрый и веселый чертенок в ней сидел! Всем она была необходима – у кого-то что-то в костюмах поправляла, соседушек по району к столу семеновскому с яствами звала, и вдруг – неожиданный поворот. Объявили номинацию, о которой семеновцы почему-то не знали. Выступать нужно было вслед за артистами из Варнавина. Объявляют наших, а те – в тихой панике. И вдруг Коновалова сбрасывает туфли, хватает цветной плат, тянет за собой гармониста и – босиком на сцену. Так отплясывала цыганочку – зал завела. Выручила-таки команду!

Как закалялась сталь

В 1941 году Раисе было десять лет. Через год ее село Михайловку (это в Курской области) заняли немцы. Каждый день нес ужас. Сожгли школу, больницу, у одноклассника повесили мать и отца. Подростков отправили в Германию, на очереди был возраст Раисы. Немцы не считали ни русских, ни украинцев людьми. Приказали и мальчишкам и девочкам раздеться догола, осматривали, как лошадей на базаре, – это перед тем как в Германию-то гнать.

Село же жило по своим законам. У деда Степана прятался беглый комиссар – его выдавали за родственника. Женщина нашла бежавшего от немцев офицера, выдала его за мужа, якобы сбежавшего от русских. Ее пытали – выстояла. Но самое интересное: документы мнимого мужа она вплела в свою шикарную косу, знала, точнее, верила – будет нужен документ.

Раиса была девчонкой высокой, и мать строго настрого запретила ей выходить из дома – фрицы насильничали над девчатами. А боевой характер куда денешь?!

- Раз в лесу недалеко от села наткнулись мы с ребятами на трех раненых бойцов. Я им говорю: «Не бойтесь, свои, не выдадим», – рассказывает она. – Мы же все укромные места знали, посоветовали, где спрятаться. Два дня мы носили бойцам еду, потом они ушли.

Страшно подумать, что было бы с детьми, узнай об этом немцы…

Но рисковали тогда, не задумываясь о последствиях.

- Село три раза переходило из рук в руки. Все поля были завалены трупами, и потом, когда немцы отступили, мальчишки, старики, женщины долго хоронили разлагающие останки.

А еще Коноваловой не дает покоя другой эпизод. Когда немцы отступали, они бросили пять раненых бандеровцев. С ними остался врач-немец. Когда бандеровцев вытащили, многие сельчане кричали: «Добейте их!» – так сильно было ожесточение. И Раисе вспоминается врач, его глаза, глаза человека, оставшегося помочь раненым. Она уже тогда чутьем догадалась, что в иной обстановке врач мог бы быть иным человеком. Не случайно войну называют подлой – не ведают люди, что творят. Поздно приходит покаяние.

Автобиография как роман

Кто не знает, как скучно и писать, и читать биографии! А у Раисы Михайловны она как роман. Приведу цитаты: «Чернила делали из сока красной свеклы, руки замерзали, но уроки пропускали только в сильные морозы». «Проработав после окончания индустриального техникума два года мастером, получила назначение начальником лесозавода, где и трудилась 32 года – по 1988-й». «Несмотря на большую занятость, как и каждая женщина, начала вить свое семейное гнездышко».

И, наконец, фраза: «Уйдя на заслуженный отдых, я не успокоилась. Уйти резко с работы – это равносильно тому, как остановить коня на скаку». Каково?

Она и не остановилась. Девять лет работала затем директором базы отдыха «Автозаводец». До нее руководители менялись как перчатки, а база была в крайне запущенном состоянии. Котельная не обеспечивала корпуса теплом, крыши текли и т. д. Но Коновалова до этого руководила сотнями рабочих, дисциплина при ней была крепкая, дела спорились, лучшими в отрасли были. И с базой отдыха все проблемы удалось решить. Сейчас это «Юный нижегородец», где отдыхают и проходят реабилитацию семьи с детьми-инвалидами. Коновалову нередко приглашают туда на мероприятия, и ей приятно видеть результаты и своего труда.

В 1996-м Раисе Михайловне пришлось уволиться – подвело здоровье. Но отдых для трудоголиков, как ни странно, – злейший враг. И когда ее избирают председателем первичной организации Залесного леспромхоза, она опять чувствует себя в своей колее. Вновь вернемся к ее записям.

«Опять трудности, новые проблемы. Пока существовал леспромхоз – было легче. По льготным ценам снабжали топливом, бесплатно выделяли транспорт на ритуальные услуги, в праздничные дни дарили подарки. Но леспромхоз ликвидировали, и мы остались бесхозными. А просьб меньше не стало: кому-то надо сделать перерасчет пенсии, кому-то – помочь оформить инвалидность, кому-то – восстановить документы. А еще хотелось разнообразить жизнь пожилых людей».

Тут без дара убеждения, напористости, умения преодолевать трудности не обойтись. Около Раисы Михайловны образовался круг спонсоров-друзей: Надежда Константиновна Верховцева, Зинаида Васильевна Бабочкина, Григорий Федорович Смирнов и другие.

Перечислю, что удалось сделать для поселка. О памятнике-мемориале уже писали, а сколько сил, энергии, напора было нужно, чтобы сделать подъезд к железнодорожному вокзалу, заасфальтировать три улицы, провести освещение! А если еще вспомнить ежегодные субботники, организацию вместе с Антониной Зиновьевой хора «Керженские зори», вечера отдыха и прочие... Конечно, за всеми этими делами стоят и депутаты, и спонсоры, и районный совет ветеранов, и сами жители, но локомотивом-то была Коновалова.

Не все в жизни гладко было и у боевой женщины: потери близких, предательство – кого все это минет? Но в своей автобиографии она пишет только о хорошем: «Я счастливая бабушка и прабабушка четырех внуков и четырех правнуков. Надеюсь, это еще не предел, скоро жду правнука.

А мечты о благоустройстве площади и ремонте клуба вполне реальны. Заглубить пруд, лавочки поставить – не ахти какая проблема. С клубом посложнее, но поэтапно-то его можно восстановить».

- В поселке появляются новые молодые семьи, у нас два садика. Есть ведь для кого стараться, – объясняет она свою позицию.

Давайте пожелаем Раисе Михайловне сил, здоровья и энергии, чтобы сбылись ее мечты. А еще, чтобы годам вопреки, ходить, как сейчас, подтянутой, не болеть, иногда и туфли на каблуках одевать и улыбаться по-настоящему счастливой улыбкой.

Фото автора


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel