Анна БЫСТРОВА
Фото предоставлено героиней материала
04.10.2025 г.
«Грызть гранит науки» всегда тяжело, а изучать математику – царицу всех наук – для многих сложнее всего. До недавнего времени именно так считала и я.
Однако с поступлением в Семеновский индустриально-художественный техникум убедилась, что для многих студентов математика может стать понятным и в исключительных случаях даже любимым предметом. Потому что этот предмет преподает нам Лидия Павловна Угланова.
Со второй попытки
Довольно неловко быть в роли корреспондента перед своим же учителем! Некоторые вопросы задаю далеко не по математическому профилю. К счастью, Лидия Павловна умеет располагать к себе, поэтому вся моя скованность мигом исчезла, стоило только начать диалог.
Лидия Павловна закончила Нижегородский педагогический университет, однако до этого обучалась совсем по другой специальности – по строительному профилю. В педагогический с первого раза не прошла по баллам. Но моя собеседница нисколько не жалеет о потраченном на обучение времени, ведь и в первой профессии необходима математика: приходилось чертить, измерять, составлять расчёты, вычислять и проводить много математических операций.
- В строительном техникуме в Горьком мне очень нравилось учиться. Получила по-настоящему творческую специальность – выучилась на архитектора. Работала в «Нижегородском промстройпроекте», проектировала здание нижегородского диагностического центра на улице Горького, витаминного комплекса в Йошкар-Оле, корпуса для Горьковского автозавода.
Но мечта детства – быть учителем – всё же привела молодого архитектора за парту пединститута, причём обе специальности ей очень пригодились: долгое время она преподавала в профессиональном училище №59 технологию строительных работ, строительное материаловедение. Там она проработала 18 лет. Электротехника, физика были основными предметами: студенты учились рассчитывать объёмы материалов, вычисляли площадь поверхности отделки помещений. И сейчас преподаёт «Основы строительного черчения» для студентов СИХТа.
Нет права на ошибку
- Учитель в моём понимании – это, прежде всего, лидер, – говорит Лидия Павловна. – Человек, который может стать образцом для подражания, он должен обладать самыми лучшими качествами.
Именно такие педагоги и встречались на жизненном пути Лидии Павловны. Она закончила городскую школу № 3, с особым трепетом вспоминает своего классного руководителя Александра Яковлевича Карамышева, физика Наталью Анатольевну Старкову, которая, кстати, учила ещё и женственности, хорошим манерам.
- Как ювелиры или хирурги, педагоги не имеют права на ошибку, ведь работа с детьми – это кропотливый труд, забирающий много сил и времени, – считает моя собеседница. – Преподавание математики – моя любимая работа. Когда я погружаюсь в неё, то забываю обо всех проблемах и недугах, я чувствую себя неуязвимой.
По мнению Лидии Павловны, образование, полученное 30 лет назад, и современное, безусловно, отличаются.
- Я училась в Советском Союзе. Тогда применялась одна общая программа обучения, которая игнорировала индивидуальные интересы и способности школьников. Главная черта современного образования – акцент на индивидуальность ученика и творчество.
Над мечтой надо работать
Бывшие ученики помнят о своем классном руководителе, и Лидия Павловна их не забывает. Спустя долгие годы они поддерживают связь друг с другом, обмениваются новостями, рассказывают об успехах.
- Я горжусь каждым своим выпускником, – утверждает Лидия Павловна. – Вот, к примеру, Сергей Мольков. Он теперь главный механик на литейно-механическом заводе, а Владимир Санников – специалист сельскохозяйственного предприятия в селе Ильино-Заборское. Каждый выпускник достоин похвалы и уважения. Каждый чего-то добился в жизни, завёл семью. Закончив обучение в техникуме, многие совершенствуются в своей профессии, расширяют знания. Это меня очень радует!
Но самое главное, Лидия Павловна растит хороших людей. У неё получается воспитывать в студентах те самые качества, о которых говорят «благородные» или «человеческие». Она очень уважительно относится к каждому, обязательно считается с мнением другого человека. Это очень ценно. Она уважает в каждом личность. Наверное, поэтому все её выпускники не просто студенты, которые закончили техникум, а близкие для неё люди, с которыми навсегда останется крепкая духовная связь.
А ещё Лидия Павловна очень мудрая. Она способна мотивировать студентов к учёбе. К каждому подбирает такие слова, которые помогают поверить в себя, и тогда самое сложное в учёбе становится по плечу. Однажды она нам сказала: «Если будете спать, вам обязательно приснится ваша мечта. Если же вместо сна вы выберете учёбу, то эта мечта воплотится в жизнь». Получается, что над своей мечтой надо работать, а не сидеть, сложа руки.
Лидия Павловна никогда не жалеет похвалы для своих учеников, даже за маленькие победы. Всегда может дать мудрый совет и поддержать. И студенты её любят. Она вспоминает случай, когда один парень принёс ей на экзамен скромный букет ландышей – её любимых цветов. Говорит, это был самый трогательный подарок, в такие моменты сердце педагога бьётся чаще.
С мальчиками легче
Удивительно, но Лидия Павловна всю свою педагогическую жизнь работает исключительно в «мальчиковых» группах! Так получилось, что в ПУ-59 кругом были юноши-студенты, а в современном техникуме специфика образования тоже «велит» доверять Лидии Павловне исключительно парней.
- С мальчишками работать интересно. Они порой дерзкие и хулиганят, всегда полны идей, только успевай направлять их в «мирное», то есть полезное русло, – с улыбкой говорит педагог.
Я наблюдала, как Лидия Павловна общается со своими студентами – всегда доверительно, по-матерински заботливо и участливо. Таким и должен быть идеальный классный руководитель.
Конечно, работа педагога не обходится без комических ситуаций. Лидия Павловна считает, что чувство юмора – одно из главных качеств любого педагога. Дети лучше усваивают предмет, если учитель с ними «на одной волне».
- Иногда на неуместный вопрос учеников «Где?» могу ответить: «В Караганде», – смеется Лидия Павловна, и вспоминает случай из студенческой практики: – Однажды на выпускном вечере один из студентов припомнил мне моё выражение: «Вы нам говорили про Караганду, а мы-то, наивные первокурсники, думали, что это на подобии выражения «На Кудыкину гору».
- Бывает, что со студентами действую по принципу кнута и пряника, – добавляет она. – Сначала в доверительной беседе узнаю, почему студент совершил свой проступок. Кнутом бывает моё порицание – могу серьёзно поругать. А вот когда за всем этим последует исправление, тут уж у меня и «пряник» припасён. Им может быть простое доброе слово. Вы знаете, это работает!
Места силы
Лидия Павловна очень любит путешествовать.
- Путешествуя, мы не только наслаждаемся прекрасными видами, но и познаём мир за пределами своего привычного окружения, – рассказывает она. – Это шанс погрузиться в другую атмосферу, увидеть, как живут люди в других местах, познакомиться с их традициями и обычаями, взглядами на жизнь. Моя самая запоминающаяся поездка – в Санкт-Петербург. Этот город называют музеем под открытым небом. Архитектура, природа, люди – всё впечатляет и заряжает на позитив.
Помимо этого вместе с семьей и друзьями Лидия Павловна побывала в Прибалтике, Карелии, Суздале, Владимире, Греции, Турции – всего не перечислить. В её ближайших планах посетить Горный Алтай. Горы она считает настоящим местом силы.
- К моему великому огорчению, сейчас школа, техникумы должны оказывать услуги по обучению и воспитанию детей, – говорит Лидия Павловна. – А профессия педагога по своей сути не такая. Моя задача – дать студентам знания, убедить их в важности и нужности этих знаний в жизни. А ещё – вырастить человека! Это не всегда легко даётся, иногда столько сложностей возникает, что можно и руки опустить. Но если бы передо мной снова встал выбор трудового пути, я бы повторила его, став педагогом.
Побольше бы таких учителей, как Лидия Павловна Угланова – справедливых, скромных, верных своей профессии!
Gismeteo 









