Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото автора
16.10.2024 г.
Встреча с Владимиром Артемьевичем Горшковым произошла благодаря подсказке наших читателей. «В газете есть замечательная рубрика «Человек труда», а у нас на примете – прекрасная кандидатура для такого материала», – раздался в редакции телефонный звонок.
Что ж, всё сошлось! Мы напросились на разговор и не пожалели: Владимир Артемьевич оказался отличным собеседником с тонким чувством юмора и своим взглядом на жизнь.
«В деревне все к труду приучены»
Владимир родом из Федосеева. Парадокс, но о том деле, которым он сейчас занимается, он никогда и не мечтал.
- Меня всегда больше железки интересовали, – честно признаётся он. – Например, в автомобиле я всё умею делать своими руками – от мотора до кузовного ремонта. Но с одной оговоркой – для себя, не для людей. То есть, заказы не беру.
Отец его Артемий Михайлович всю жизнь был шофёром в колхозе «Верный путь». Часто брал сына с собой на работу. Наверное, отсюда и такая любовь моего собеседника к «железкам». Вообще его родители большие труженики были.
А сам Владимир начал официально работать после седьмого класса, в уборочную – за агрегатом витаминной муки (АВМ). Именно тогда в колхозе ему завели трудовую книжку. Хотя многие сверстники так трудились: как говорится, «бери больше, кидай дальше». Эту поговорку я слышала, конечно. А вот её продолжение – «пока летит, отдыхаешь» – услышала от Владимира впервые.
- Траву с окраин полей скашивали и нам свозили, – рассказывает он. – Мы загружали массу в «Волгарь», измельчали, потом она проходила через печку, и получалась витаминно-травяная мука для крупного рогатого скота. В качестве добавок – и рожь, и пшеница.
Ещё он вспоминает, как они, ребятишки, на току работали, на сортировке, на сенокосе. Да много где требовалась их помощь.
Перед школой в конце августа трудовые будни заканчивались. Бывало, по 160 рублей в месяц заработать получалось. Мальчишка отдавал деньги родителям – так заведено в семье было.
- Да, собственно, каждый деревенский парень тогда так жил, – говорит Владимир. – Ничем я не выделялся. Все родителям помогали, трудились, как могли, на трудности никто и не жаловался, всё это было в порядке вещей.
До 8 класса он учился в Малозиновьевской школе. Помнит, как директор снимал их с другом Сергеем Шестериковым с уроков физкультуры и поручал совсем другие задания: вместо прыжков через «козла» умелые парни меняли петли на откидных крышках парт, выполняли прочие столярные работы.
- Я и сейчас считаю: хочешь накачать бицепсы – расколи-ка машину дров, – считает Владимир. – Больше пользы будет, чем в спортзале на тренажёрах.
Однако тянуло парня к технике неимоверно. В старших классах у него появился первый мопед.
А затем и второй, двухскоростной мокик «Карпаты».
«Городская жизнь не по мне»
Родители всю свою жизнь прожили в Федосееве, и Владимир остался верен своей деревне. После 8 класса поступил в семёновский техникум, выучился на техника-технолога мебельного производства. Знания и навыки, полученные во время учёбы, до сих пор здорово помогают.
- Когда мне требуется, я и любые столярные работы выполню, – говорит Владимир Артемьевич. – Всё же не зря три года в техникуме учился, потом на Сходненской мебельной фабрике на практике был.
Там, на подмосковной Сходне, мой собеседник впервые столкнулся с городской жизнью. С друзьями по Москве гуляли, на Бородинской панораме побывали, на футбольных и хоккейных матчах за любимые команды болели.
- Помню концерт «Землян» в Москве, – вспоминает Владимир. – Потрясающе было. А ещё запомнилось, как я встал в очередь за джинсами в ГУМе. Мне на ладони написали цифру 1117 – я сразу повернулся и ушёл. Тогда шёл 1985-й, и в столице проходил фестиваль молодёжи и студентов. Кстати, недели на две задержали тогда наш приезд на Сходню из-за этого форума. Для безопасности, наверно. Так вот, такого изобилия в магазинах, как летом 1985-го, мы не видели раньше. Правда, через полмесяца снова всё пропало. Но колбасой и конфетами всё равно можно было заполнить чемодан – привозил гостинцы родителям.
Однако совершенно не понравилась молодому человеку столичная сутолока, людская суета. А вот работа на конвейере мебельной фабрики была как раз по душе.
После практики вернулся Владимир домой, в родную деревню. В марте получил диплом об окончании техникума, а в мае – повестку в армию. Служил три года на Черноморском флоте.
Лучше сделать своими руками
В колхозе «Верный путь» Владимир продолжил работать и после службы. Трудился мастером-наладчиком в паркетном цехе. Работы было много. А летом всех работников подсобных промыслов снимали на сенокос, на уборочную. И платили тогда неплохо. Даже подумать колхозники не могли, что в деревне когда-нибудь можно будет без работы остаться.
В 1990 году Владимир семью создал, нашёл семёновскую девушку с красивым именем Оксана.
Родители в то время в колхозе выкупили недостроенный панельный дом, достроили его сами.
Пять лет трудился Владимир в паркетном цехе, а потом стало в колхозе совсем плохо с зарплатами, и пришлось ему сменить профиль и перейти на работу электромонтёром в Семёновский узел электросвязи. Сначала отвечал за Малозиновьевский участок, потом поставили станцию в Елфимове, и там отработал ещё 23 года. На какие-то заявки выезжал один, на более крупные прибывала бригада из Семёнова.
А приходит Владимир с работы и обязательно какое-либо дело по дому сделает. Пусть черенок у лопаты, но сменит.
- Вообще я живу по принципу: если что-то хочешь сделать хорошо, то сделай это своими руками. Это и качественно будет, и экономия одновременно. Лучше на свои деньги материалы приобрести, а работу самому сделать.
Изготовить окна, двери, замок врезать – всё это по силам нашему герою. У дома вот недавно забор металлический обновил. Да и в целом со своим домом постоянно с работой. Раньше полгектара картофеля Горшковы сажали, теперь плантацию сократили. На корм скотине картошка требовалась – у родителей было две коровы, у Владимира с женой тоже корова, и так, «по мелочи», как выразился Владимир, – тёлка, поросята, всякая домашняя птица.
В 2001 году Владимир купил мотоблок, и всё по огороду теперь делает сам, никого не нанимает.
Мой собеседник считает, что многие толковые идеи теперь в интернете можно подсмотреть. Это большой плюс. Было время, когда он и сам видео своей пахоты мотоблоком в интернете размещал.
- Я за мотоблок не держусь, когда пашу огород, – рассказывает Владимир. – Просто правильно настроил плуг, и машина почти что сама работает.
Занимается Владимир при необходимости ремонтом собственного авто и машины сына, в интернете смотрит разные технические ролики, но считает, что они достаточно поверхностные. Когда надо разобраться в каких-то нюансах – при сборке коробки передач, например, – они, увы, ничего не дают. Приходится своим умом до многого доходить. Двигатель на купленной машине перебирал Владимир месяца четыре, делал всё скрупулёзно, сам.
- Вы знаете, какой парадокс: работать я умею, а вот деньги зарабатывать – нет, – неожиданно делится со мной Владимир. – А вот другие наоборот: деньги заколачивают, не умея работать. У некоторых это на самом деле хорошо получается.
Сейчас Владимир Артемьевич работает в «Электросетях». Его нынешний участок – на подстанции в деревне Перелаз. Там тоже работы хватает: дежурства, график работы ненормированный. Бывает, серьёзная поломка из-за непогоды, так подолгу задерживаться приходится.
Годы до своей пенсии Владимир Артемьевич не считает вовсе. В его 57 лет здоровье позволяет трудиться, работа нравится – что ещё может пожелать человек?
В своё время на медосмотре доктор, исследовавший работу сердца Владимира, спросил: «Вы что, спортсмен?» «Ни разу им не был, – ответил Владимир Артемьевич. – Просто много физически работаю. Это, я считаю, лучше всякого профессионального спорта».
И эта привычка – постоянно трудиться – у него уже вряд ли пропадёт. Да и не надо. С ней жить сподручнее.