Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 1050

Ирина КОЛОБОВА
Фото: Александр ЮРЬЕВ
19.04.2023 г.

Нынешний год проходит под девизом наставничества и педагогики, и значит, самое время поговорить о династиях, поскольку какую бы профессию династия не представляла, а без наставников и педагогов в ней не обойтись.

Семья Зои Николаевны Челноковой из Беласовки подходит к этой теме по всем статьям. Четыре поколения наставников и педагогов представляют эту династию, и о каждом можно написать настоящий роман.

Началось всё с Анастасии Ивановны Щукиной, которая учила ребятишек читать и писать в Борской школе. Племянница Зоя из деревни Рубцы любила приезжать в гости к своей тёте Насте. Бор казался ей огромным городом по сравнению со своей деревней, а тётя была для девочки настоящим кумиром во всём. Юная Зоя прислушивалась к каждому её слову, впитывала, как губка, все советы, запоминала рассказы о тётиных учениках, смеялась над их проделками, затаив дыхание, следила, как та проверяет тетрадки и какие замечания пишет в них. А потом уезжала домой и все полученные педагогические уроки демонстрировала на куклах и на соседских ребятишках. А иногда и родителям устраивала экзамены, говоря строгим голосом: «А тётя Настя вот так сказала». Так что вопрос выбора профессии к окончанию школы перед Зоей не стоял – только в учителя.
Поступила Зоя в Арзамасский педагогический институт, а окончила его, как полагается, Зоей Николаевной. Десять лет работала Зоя Николаевна в Кирилловской малокомплектной школе, а когда её закрыли, перевелась в Беласовскую, которая и стала для неё по-настоящему родной. А она сама, теперь уже заслуженный учитель России, проработав в школе без малого полвека, стала родной сотням ребятишек, которых научила читать, писать, считать, а главное, дала им всем путёвку во взрослую жизнь.

Такую же путёвку она дала и своей дочери Гале. Галя помнит, как они жили в школе, как она просыпалась по утрам и слышала за стеной добрый, но строгий голос своей мамы, обращённый к ученикам. И маленькая девчонка немедленно бежала туда, в класс, садилась на заднюю парту и становилась настоящей ученицей.
- Да, я родилась в школе, – шутит Галина Владимировна, – мы жили в одной половине, а в другой дети учились. Я очень любила 1 сентября, этот день всегда был нашим семейным праздником. Мне так нравилось, когда мама собиралась в школу в этот день! Она всегда была для меня самой красивой, а уж в этот день – особенно. Мама костюм готовила, блузку гладила, аккуратно всё развешивала, и я тоже просила надеть на меня новое платье. И так мне хотелось побыстрее надеть форму! Потому, наверное, меня и записали в школу в шесть лет. А чего дома-то сидеть, – решили родители, – дочь уже читать и писать умеет, пусть идёт в первый класс. Тем более что в садик я не ходила.

И пошла Галя в школу, хотя и ходить-то никуда не надо было, вот она – школа, за стенкой. Так что почти ничего не изменилось для неё в жизни, к тому же и учительница – мама.
- Всё-таки изменилось, – возражает Галина Владимировна, – мама мне заранее внушила, что в классе она не мама, а учительница, и называть её нужно по имени-отчеству, и слушаться, и перед другими учениками не хвалиться. А ещё надо было уроки делать, дисциплину не нарушать, и уже приходить в класс не когда захочу, а строго по расписанию. Сначала было трудно, а потом привыкла. На занятиях я, конечно, не пользовалась положением, что мама учительница, но всё-таки учиться мне было легче, – мама-то всегда рядом, подскажет, исправит. Да с ней и не забалуешь, она не только у учеников пользовалась уважением, мы с братом тоже беспрекословно её слушались. Я иногда думала, как у неё терпения хватает с учениками. Кто-то из мальчишек расхулиганится, начнёт так отвечать! Я бы, кажется, так и дала ему в лоб, а мама даже голоса не повысит – улыбнётся, объяснит понятным языком, что хорошо, а что плохо, и конфликт улажен. Она на уроке даже не присядет ни разу, чуть не танцует перед учениками, когда что-то объясняет.
Да она и дома такой же была – никогда не ругалась, не кричала, но стоит ей сказать: «Дочь, сегодня идём картошку перебирать в подвале», – и у меня даже мысли не возникнет отказаться или что-то ответить, хотя у самой уже намечено более интересное дело. Идём и перебираем.

Потом семья Челноковых переехала в Беласовку – квартиру дали, школы за стеной уже не было. Но в общем мало что изменилось, разве что после третьего класса пришлось Гале привыкать к другим учителям.
- Мне было не трудно, – признаётся Галина Владимировна, – подготовка хорошая, а что такое уважение к учителям я, наверное, с молоком матери впитала. Мы вообще другими были, это у современных деток главные аргументы: «Я так хочу, мне вот так надо», и попробуй возрази. Я в педагогике 35 лет и уже могу провести анализ, как меняются поколения детей, что, кстати, вполне объяснимо и не всегда плохо. Времена меняются, мы меняемся, а дети не меняются – они уже приходят в этот мир другими, новыми, и ничего плохого нет в том, что мы подстраиваемся и под времена, и под наших детей. Кстати, это очень интересно, с каждым новым поколением ощущать себя по-разному. В этом, наверное, главная суть нашей профессии.

Похоже, для Галины, как и для её мамы когда-то, тоже не было альтернативы перед выбором профессии.
- Не могу сказать, что прямо вот мечтала стать педагогом, – размышляет Галина Владимировна, – просто я же не видела ничего другого, кроме маминых уроков, вечных стопок тетрадей, походов с учениками, всей этой школьной жизни. Может, я по линии наименьшего сопротивления пошла, когда не стала ничего выбирать и, может, могла бы найти себя в чём-то другом. Но нет, не могла, теперь уж я это точно знаю. Но был момент, когда я чуть не бросила всю эту педагогику. После школы я подала документы в пединститут, но, увы, не прошла. Расстроилась, конечно, но делать-то надо было что-то. И тут как раз в вечерней школе открылся педкласс, я туда и отдала документы. Окончила, устроилась на работу в Беласовский детский сад. Волновалась очень перед первым рабочим днём, а мама меня успокаивала, советы давала. Вроде бы, всё получалось, но чего-то как будто не хватало.

А не хватало молодому воспитателю Галине Владимировне образования – так она сама призналась. В пединститут снова она не решилась поступать, подумала: а вдруг педагогика – это вовсе не её? Получится, что будет занято чьё-то место.
- Да, я в отличие от мамы и от своей дочки не очень целеустремлённая. Уж они если что-то начали, то обязательно добьются своего и будут продолжать совершенствоваться. А я снова решила выбрать, что попроще, поближе, поудобнее, и поступила в Ильино-Заборский техникум на бухгалтера. В сентябре начала учиться, а в октябре уже точно поняла, что вот оно, самое настоящее не моё. Дебет, кредит, цифры… Для меня – скука смертная. Нет, лучше уж я к своим детям вернусь.

Так обычно и получается: хочешь понять, что тебе надо, – попробуй разные варианты. Вариант с педагогикой стал для Галины Владимировны единственно верным, она доказала это за 35 лет своей работы с детьми.
- Мама никогда не настаивала, не навязывала своего мнения, но когда я стала сомневаться в себе, в своём выборе, она спокойно сказала: «Дочь, посиди и подумай, где бы ты ещё видела себя, на каком месте, в какой профессии. Всё взвесь и тогда решай». Я взвесила и решила. Десять лет отработала в детском саду, и снова захотелось что-то поменять. Тогда мама взяла меня под своё крыло, стала я работать её ассистентом в школе, окончив курсы переподготовки. Ещё десять лет прошло, и снова потянуло к малышам.

Галина Владимировна, похоже, немного лукавит, когда говорит, что нет у неё маминой целеустремлённости. Свои профессиональные навыки она постоянно оттачивает: окончила педагогический колледж, получила высшую квалификацию педагога, благодарственные и почётные грамоты уже некуда складывать. А главное, она заслужила уважение и любовь своих земляков. Бывшие воспитанники до сих пор и звонят, и в гости приходят. А нынешние ребятишки, встретив на улице, бегут навстречу, как к маме, хотя только что расстались.
Но лучшая оценка для Галины Владимировны и как для педагога, и как для мамы, – это, конечно же, её дочь, её Алёнка.
- Дочка у нас замечательная, – улыбается Галина Владимировна. – И, вроде бы, не применяла я к ней никаких педагогических методов и стандартов, просто мы все очень любим её, а это, я уверена, лучший способ воспитания, потому что, когда любишь, ни за что не причинишь вреда, не посоветуешь плохого, будешь прислушиваться к мнению любимого человека, и в результате обязательно будет личность.
Повезло дочке Алёне, повезло всем ребятишкам, которых воспитывала и воспитывает Галина Владимировна, потому что и к ним ко всем она не применяет выдуманных стандартов, навязанных условностей и показной любви. У неё свои, беспроигрышные стандарты: простота в отношениях, настоящая доброта и настоящая любовь. А с этими составляющими у каждого маленького человека есть реальная возможность стать человеком с большой буквы.
- Я очень люблю свою работу, – признаётся Галина Владимировна, – да и не работа это вовсе, это моя жизнь. Как раньше, когда в школе жила, абсолютно никаких различий между семьёй, домом и работой. Правда, не пришлось мне, как в детстве, через стенку на работу бегать. Коля, мой муж, жил в посёлке Керженец, туда мы и переехали после свадьбы. Пять лет мы с ним дружили, в армию проводила, даже ездила к нему разок в Одессу. А после армии свадьбу сыграли. Жили с его родителями в доме, дочка у нас родилась. Вот и приходилось бегать в Беласовку через поле: когда пешком, а как только снег растает – на велосипеде ездила, и Алёнку с собой. А когда дочь в десятом классе училась – погиб наш папа, несчастный случай. Трудно было очень, не знаю, как и справилась с бедой. В доме без мужчины плохо; отец, конечно, помогал, да и бросать хозяйство было жалко, ведь семнадцать лет в посёлке прожили. Но всё же решилась, купила квартиру в Беласовке и теперь думаю: чего так долго тянула?
И стали мы жить рядышком с мамой, так хорошо нам. Я до сих пор себя девочкой чувствую, когда мы вместе. Без маминого совета и сейчас было бы плохо. Алёна тоже к бабушке прислушивается – она очень похожа на неё, кажется, все лучшие черты от неё взяла. Постоянно учится наша Алёна, что-то ищет, находит, пробует, добивается своего. И добилась немало. Она тоже в педагогику пошла, только уже с психологическим уклоном, логопедией увлеклась, с отличием окончила университет. С работой, правда, было трудновато, везде с опытом требуются. И тоже, как я когда-то, стала сомневаться дочь в своём выборе. А потом устроилась на работу в детский сад со специальным уклоном, где воспитываются дети-аутисты, и так увлеклась! Живёт дочь в Нижнем Новгороде, замуж вышла, уже двое деток у неё, но без профессии не может, постоянно в интернете что-то ищет. Сейчас мечтает заняться логопедией онлайн, пока на работу нет возможности выйти – младшенькому-то Мишеньке ещё годика нет. Старшему Ванечке уже шесть лет, взрослый парень, помощник.
Они очень любят к нам в гости приезжать. Зять у меня замечательный, во всём помогает. Они всё стараются быт мой осовременить: «Тебе, мама, вот это надо приобрести, и вот это, чтобы удобно было, комфортно. Да и вообще надо бы тебе куда-то съездить отдохнуть». Только вот ведь беда – не умею я отдыхать-то, да и не люблю. В школьные годы поездила по городам, по путёвкам, а чтобы в санаторий или на море съездить, то этого нет. Каждый раз что-то останавливает: то дочка маленькая, то мама старенькая. А, может, потому я отдыхать не умею, что от работы своей не устаю. Мне очень хорошо дома. Хозяйства большого у меня нет, в огороде только самое необходимое выращиваю. Готовить тоже не очень люблю, да и для кого готовить-то, разве только для детей, когда в гости приедут, тогда в доме праздник.
Так что для меня до сих пор мамочка готовит, я каждый вечер, как иду с работы, обязательно к ней захожу, вместе ужинаем, всё обсудим. Если вдруг тяжко на душе, она всегда найдёт нужные слова, чтобы успокоить. А потом домой иду, потому что у каждой женщины обязательно должен быть свой дом. Как бы хорошо не было с мамой, но своё пространство нужно иметь. Я в своём пространстве и мелодраму какую-нибудь могу посмотреть – в них всегда всё хорошо заканчивается. Над своей вдовьей судьбой всплакну, а потом выдохну, позвоню подруге, соберёмся, молодость вспомним, посмеёмся. А то так сяду на велосипед да и махну куда-нибудь на простор. Еду по деревне, кручу педали, а встречные ребятишки кричат: «Здравствуйте, Галина Владимировна». Тут уж от грустных мыслей и следа не остаётся.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle