13.08.2022 г.
Фото предоставлено автором

Говорим: «Семёнов» – обязательно подразумеваем хохлому с её расписными ковшами-лебедями, ложками и прочими изделиями, давно перешедшими из разряда бытовой утвари в настоящие произведения искусства.

А ещё, конечно, красавицу-матрёшку и в целом народные художественные промыслы, в числе которых как-то наособинку, до обидного в тени – федосеевская игрушка. А между тем промысел этот имеет свою богатую историю и сохранился он до наших дней, можно сказать, чудом, стараниями единиц-энтузиастов. В нашем городском округе истинным хранителем промысла является Николай Сергеевич МУРАВЬЁВ, мастер из деревни Малое Зиновьево.

Откуда топорная пошла

С середины XIX века в Нижегородской губернии начинает развиваться производство деревянных игрушек. В селениях Федосеево, Кондратьево, Трегубово, Пафнутово, Ларионово, Быстрени и других вырабатывается топорная игрушка – «балясы», получившая позднее наименование федосеевской – по названию деревни. Ассортимент федосеевских игрушек представлял собой в уменьшенном виде разнообразные предметы крестьянского обихода: топорики, молотки, лопатки, сани, тележки, кони в упряжке, а также стиральные наборы, мебель, лодки, пароходы, мельницы и т. д. Под влиянием загорских игрушек в начале ХХ века появилась озвученная игрушка с движением – весёлые народные карусели и качели, каталка с двигающимися фигурами петушков, птичек.

Федосеевская игрушка вырабатывается при помощи топора и ножа, изредка для поперечного разрезания древесины применяется пила. Этим определяется лаконичность, простота и выразительность форм. Но художественное решение федосеевских игрушек очень своеобразно и резко отличается от городецких игрушек, хотя способы производства одни и те же. Федосеевские игрушки менее условны, они реалистичнее, правдоподобнее. Здешние мастера никогда не работали по установленным образцам и стандартам, их творчество ничем не было связано, и они каждую игрушку создавали заново. В этом причина особой привлекательности и самобытности федосеевских игрушек.
Яркая декоративная роспись, свободно расположенный цветной орнамент делают эти игрушки праздничными, весёлыми.

Сначала роспись наносилась гусиным пером по неокрашенной поверхности дерева и состояла из мелких цветочков; иногда это были птички, фигурки людей. Применялись главным образом фиолетовая, красная и зелёная краски, разведённые с добавлением клея. Позднее поверхность игрушек стали окрашивать в ярко-жёлтый канареечный тон, контуры цветов и листьев обводить химическим карандашом и внутри контуров заливать цветы ярко-красной и пунцовой краской, листья – зелёной.

К игрушечному промыслу привлекали всех членов семьи, включая детей с раннего возраста, с 7-8 лет. Семья кустаря-игрушечника являлась своего рода семейной мастерской. Каждая создавала своих излюбленных персонажей, вырабатывала собственные приёмы обработки изделий, рождая богатейший ассортимент игрушек. Династии Мордашовых, Пачуевых, Галаниных, Полиектовых и другие мастера много сил и таланта отдавали этим изделиям.
В годы Первой мировой войны, Октябрьской революции и гражданской войны производство игрушек почти прекратилось. Возродился игрушечный промысел в семёновском крае только после окончания гражданской.

В 1923 году игрушечники деревень Кондратьево и Федосеево объединились в товарищество, а в 1931 году в Федосееве образовалась артель мастеров, которая выпускала до 70 видов игрушки. В 1933-м крайисполком занялся рационализацией кустарного производства детской игрушки. После объединения артели вырабатывали токарную и столярную игрушку 84 наименований.

В послевоенные годы заметно обновляется ассортимент столярной игрушки, она становится механизированной, значительно увеличивается объём производства. В эти годы самоотверженно трудился Иван Иванович Мордашов, чтобы «восстановить в правах федосеевскую игрушку». Работая в артели «Кооператор», он своим неизменным топором и ножом создавал чудесные пароходы, кукольную мебель, лошадок, запряжённых в тарантас. Мастер постоянно разрабатывал и осваивал новые образцы.
В 1956-60 годы на Всероссийские смотры-выставки Иван Иванович представлял свои изделия. Творческие работы Мордашова были отмечены министерством культуры РСФСР дипломами первой и второй степени. Творчество умельца высоко ценили в Загорском художественном институте, для которого семёновский мастер изготовил немало образцов.

Ещё в 50-х годах федосеевскую игрушку можно было купить не только в сувенирных магазинах, но и на рынке. Стоила она сравнительно дёшево и охотно раскупалась. Несмотря на это, чиновники от искусства часто подвергали критике изделия федосеевских игрушечников, рекомендовали придать ей более благородный вид, красить эмалью или морилкой. Однако федосеевские игрушечники интуитивно держались за выработанный ими стиль, чувствовали его соответствие детской душе.
В начале шестидесятых годов на столярную федосеевскую игрушку было наложено табу со стороны санитарной службы, запретившей применять фуксин для окраски. Распоряжением Роспромсовета производство федосеевской игрушки было прекращено. В это время она уже была редкостным явлением в продаже, тем не менее на выставках народного прикладного искусства появлялась регулярно, так как некоторые мастера продолжали работать, и вызывала неизменный интерес. Игрушка, как и прежде, быстро раскупалась.

В наши дни игрушки, сделанные в стиле федосеевских мастеров, мы можем увидеть только на выставочных витринах.

Продолжение Муравьёва

Возрождением федосеевской игрушки занимается мастер из деревни Малое Зиновьево Николай Сергеевич Муравьёв. Его игрушки знают уже добрых два десятилетия не только в Семёновском районе, но и за пределами Нижегородской области.
В начале двухтысячных по предложению руководителя местного Дома культуры Валерия Купцова Муравьёв стал изучать музейные экспонаты, осваивать технологию мастерства федосеевских игрушек и затем обучать этому делу ребят. Под наставничеством Муравьёва мальчики мастерят каркас игрушки, а девочки расписывают.

Кустарная игрушка Николая Муравьёва – это лошадки с каретой, тарантасом, дрожками и всадником, карусели, приводимые в движение при помощи колёсной передачи, расписные грузовички и самолёты, мельницы, мебель. Николай Сергеевич создаёт эти игрушки с огромной любовью, прикладывая изрядное трудолюбие, поэтому Муравьёвскую игрушку ни один человек не назовет «топорщиной», как когда-то именовался промысел, – настолько она безукоризненна.

Очень хорошо, когда у умелого человека в руках хороший инструмент. Но даже при наличии багажа знаний, умений и отличного инструмента требуется что-то ещё, чтобы сохранить промысел. Что же именно? Секрет Николая Сергеевича в том, что у него накопился большой педагогический опыт. Работая учителем труда, Николай Сергеевич впитал заповеди педагога, важнейшие из которых – любовь к ученикам, ответственность за них и способность постоянно делиться с ними всем, чем владеешь сам.
Муравьёв умеет общаться с детьми. Он говорит с ними легко и уважительно, терпеливо объясняет, какая сложная техническая задача стоит перед ними, учит аккуратности: «Игрушка должна быть беленькая, гладенькая, иначе будет не игрушка, а «топорщина».

Мастер-педагог Николай Муравьёв тысячу раз прав. Вспомним о воспитательной роли народной игрушки. Ведь игрушка – одно из средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Игровой набор крестьянских детей был небогат, но отличался практичностью. Игрушки для бросания и стрельбы – мячи, луки – тренировали в ребёнке меткость и ловкость; волчки, кубари, жужжалки открывали тайны механики, прививали технические навыки. В прошлом с помощью игрушки в играх-упражнениях крестьянских детей обучали труду. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной, топором очень скоро переходили в настоящий труд.
Крестьянская игрушка обладала большими возможностями, побуждающими к активной игре. Она требовала от ребёнка живого участия. Чисто созерцательных игрушек не было. Погремушку трясли – тогда она звучала; каталку возили, и тогда она оживала. Никогда игрушка не доводилась до такой законченности, когда ребёнку нечего было с ней делать. С ранних пор он должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее – творчества. Часто ребёнок и сам делал игрушки.

Все эти качества сохранила федосеевская игрушка. В одной на первый взгляд несложной композиции «Лошадка с каретой» – около 20 деталей, каждая изготавливается вручную. Вот мастер и ученики неторопливыми методичными движениями вырезают туловище коня, ноги…. Здесь на первом месте техника безопасности! Затем идёт сложный процесс сборки каркаса. Мелкими штапельными гвоздями нужно аккуратно соединить тонкие деревянные детали. Вовлечение в трудовой процесс происходит совершенно незаметно. Резчик сосредоточен над образом. Что у него получится? Чего он добьётся?
Федосеевская игрушка развивает и инженерное мышление. Проектируя будущее изделие, мастер должен рассчитать её устойчивость во время вращательных движений. Неправильно установленная нить натяжения в игрушке «Акробат» нарушит её функцию: акробат не будет крутиться.

Увлечение федосеевской топорной игрушкой стало частью жизни Николая Сергеевича. Ему выпало достойное, благородное дело – хранить и развивать творческое наследие старейшего народного промысла края. Вообще, хороший мастер – это человек, который в полной мере осознаёт, что он делает. Прекрасное наследие Николая Муравьева хранится в семёновских музеях, частных коллекциях. Чудесные находки. Ими любуешься. И удивляешься тому, как красив настоящий труд.

Ольга САВЕЛЬЕВА

Статья написана в рамках проекта президентского Фонда культурных инициатив «Мастера Керженского края».


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

   
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel