Печать
Категория: Уроки истории
Просмотров: 1833

29.08.2019 г.

Необычная история деревни Мериново, откуда пошла семёновская матрёшка.

Сейчас Мериново – тихая деревня, дачная, тёплая и неторопливая. А в былые времена место это имело большую славу, являлось центром Керженской волости и поселением раскольников-старообрядцев.

Внаши дни напоминают об этом лишь старинные старообрядческие кладбища да овраги на месте бывших поселений, наиболее знаковым из которых является Городинковский некрополь. По легенде, стоит он на месте древнего города Мери, существовавшего ещё в XI веке.

Поселение это населяли мери, или меря́не – древнее племя Поволжья, которое упоминается в летописях ещё в I-IV веках. Наиболее близкими к нему по происхождению являются мари и мордва. Народ занимался охотой на лисиц, куниц, зайцев и прочую мелкую дичь, рыбной ловлей и бортничеством.
Из работы историка Сергея Васильевича Сироткина: «Старики говорят, что здесь, на Городинке, был некогда город Мери, и якобы он провалился, а кто добавляет, что был разрушен татарами…»

Прошли столетия, и новые поселенцы поставили деревню Мериново, что означает «Мери – новые». А во второй половине XVII века мериновские мужики срубили храм во имя Николая Чудотворца и образовали Мериновское городище. Переписные книги 1622 года зафиксировали в деревне Мериново 14 крестьянских дворов, в которых проживали 40 мужчин. В 1719 году, при Петре Первом, здесь стоял уже 21 крестьянский двор, где насчитывалось 110 человек обоего пола. Странное дело, но документы 1763 года зафиксировали лишь 37 душ. Жители поселения занимались заготовкой леса и сельским хозяйством.
Места здесь всегда были глухие, даже царское войско обходило их стороной – кругом болота, лес стеной. А сама деревня и стояла удобно – оттуда было видно и округу, и речку. Жители как видели лодку или путника, выходившего к ним, так и прятались. Неудивительно, что именно это место считалось центром Керженской волости в 1710 году; здесь действовал храм, хранились различные ценности.

Вот как писал об этой небольшой деревне Владимир Галактионович Короленко: «Керженец вьется, точно змея. Ни вчера, ни сегодня мне не попадалось еще ни одной прямой и длинной водной аллейки, какими мы любовались порой даже на извилистой Ветлуге, когда река кажется улицей, а далекая встречная лодка точно висит в воздухе.
Здесь перед глазами небольшой клок воды. Впереди – не улица, а водный тупик. Сзади тоже. И всюду сомкнулся лес, сурово тесня и взгляд и воображение. За мысом – новая излучина. За ней – новый мыс... В памяти остается впечатление какого-то сгущающегося сумрака, задумчивой суровости, непрошенных воспоминаний... Есть что-то аскетическое в пустынной лесной раскольничьей реке...».

Запечатлел Мерионово и известный фотограф – нижегородский «светописец» Максим Петрович Дмитриев. Многие дома можно узнать и сейчас, а кованые петли и гвозди демонстрируют нам подлинность древних строений.

Через деревню проходили важные дороги, которые вели на север. Она всегда жила по строгим правилам, лодыри здесь не водились, народ был работящий. Лес был главным кормильцем, поэтому уже в XIX веке ставили токарни и мастерские. В большом количестве изготавливали гребни, чашки, ложки, кадки, донца, веретенца, лопаты, весла, ковши, но мировую знаменитость селу принесла именно игрушка!
Матрёшка приехала в Мериново с ярмарки в начале XX века белой, не расписанной куклой, которую мастер Арсений Майоров передал своим дочерям. Старшая дочь Люба навела рисунок гусиным пером и расцветила диковинную вещицу анилиновыми красками, младшая же дочка подхватила идею и привнесла в роспись куклы своё видение. И однажды оценил творчество сестёр заезжий художник. Похвалил и совет дельный дал, чтобы писали сельских красавиц – ярких, праздничных, румяных, а в подарок цветок оставил – тот, что на всех семёновских матрёшках сегодня красуется.

С тех пор эта матрёшка точится в больших количествах из липы и одевается в красный сарафан и жёлтый платок. Очень быстро русская красавица завоевала сердца людей своей простотой и лаконичностью, стала отрадой для детей и взрослых. Ещё одна важная отличительная черта семёновской матрешки – её многоместность, только здесь, в Семёновском уезде, точили восемнадцати-, двадцати двух- и даже двадцати семимиместную куклу. Со временем мастера перебрались поближе к городу, к торговым местам, но матрёшку не бросили, точили артелями и семьями.
Сейчас в Меринове коренных жителей мало, а представителей народа меря, вероятно, и не сохранилось совсем. Деревенька превратилась в своеобразный местный курорт для многих жителей Семёновского округа.Но места здешние продолжают дышать глубокой стариной и легендами наших предков.

Маргарита АЛМАЗОВА
Фото предоставлено автором (использован архивный снимок Максима ДМИТРИЕВА)


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle