20.08.2019 г.

По долгу службы мне довелось много заниматься историей нашего керженского края, и в ходе этой работы, в процессе объезда деревень, опроса населения удалось выявить ряд этнографических закономерностей, которыми я сегодня готова поделиться с читателями.

Сарафан как защита

Так мы знаем, раскол церкви произошел в 1667 году и повлёк за собой ряд событий, которые наложили отпечаток на всю истории государства Российского. Налоги, рекрутская повинность, законы, гнёт – всё это влечёт людей в удалённые территории.
Керженец становится местом, где появляются целые поселения – скиты. Скиты просуществовали до 40-х годов ХХ века и оставили огромный пласт исторического наследия. Кресты, литьё, книги, одежда до сих пор хранятся в домах семеновцев.

Форма одежды для старообрядца была символом защиты от «антихристового мира». Протопоп Аввакум активно выступал против «перемены одежды», поэтому в Сибири, Заволжье и на Дону сарафаны бытовали до середины ХХ века. В качестве обрядовой одежды у старообрядцев хранятся до сих пор.
Молельные сарафаны сохранились в огромных количествах из-за трепетного отношения к ним и тонкостях ношения. В молельном сарафане было не принято ходить по улице, поэтому до храма его несли в руках, как и обувь. Традиция переодеваться и переобуваться сохранилась в Никольской старообрядческой церкви до нынешних времён.

Самые распространёнными были двухслойные сарафаны из «китаешной» ткани с медными или бронзовыми пуговками, но часто встречались и крупные серебряные пуговицы на сарафанах зажиточных старообрядок или монахинь, имеющих особый чин. Такой сарафан мне встретился однажды у игуменьи, которая долгие годы жила в Комаровском скиту и числилась черноризицей.
Сарафаны делились на:
- повседневные, праздничные, смертные (белые, состоящие из двух половин) – по применению;
- однорядные, двурядные, прямые, клинчатые, гладкие, сборчатые, распашные и глухие – по пошиву;
- холщевики, дубленники, крашенники, китаешники, ситцевики и прочие – по виду ткани.   
- зимние, летние – по времени ношения.

В фондах нашего Историко-художественного музея есть домотканый сарафан, который относится к древнейшим обрядовым одеждам Нижегородской губернии.  С виду он выглядит как обычный – крашеная ткань, грубая подкладка, «лягушка» (пройма), но есть одна особенность, которая не встречается в других изделиях и даёт понять нам его уникальность. Это – цельнокройность, то есть он не имеет отреза по талии и выточек. Объем указывает на его раннее производство – конец XVIII – начало XIX веков. Сарафан раскладывается в полный круг (окружность составляет 6 метров), ширина точи составляет 35 см, а длина бокового клина – 70 см. Этот очень интересный предмет одежды был обнаружен в селе Светлое.

Ещё один необычный сарафан встретился мне у жительницы Семёнова, потомственной старообрядки Татьяны. Он сделан из настоящего кашемира и, по всему видно, принадлежал к очень богатому родовому семейству старообрядцев. Сарафан зимний, на толстой подкладке с большой «лягушкой» и защипами.  Ширина юбки составляет около 4 метров. Украшен золотой парчовой тесьмой (позументом) и большими пуговицами. Очень интересный пыльник – он выполнен в виде мелкой щётки, которая хорошо держит форму юбки и не изнашивается.
Сарафан перешёл Татьяне по наследству от бабушки Анны (1890 г. р.), которая была родом из  деревни Большая Бортная – внушительного поселения старообрядцев вблизи реки Козленец. Жители рассказывали, что многие сюда переселились из села Журавижное, которое когда-то основали беглые монахи.  

Так вот, по рассказам Татьяны, у Анны были две сестры и брат. Семья – очень трудолюбивая, сильная. Глава семейства Пётр делал колодцы для своих односельчан. Сам рядил и оплачивал труд рабочих.
Но основное занятие этой семьи – маслобойное производство. Кроме того, в крепком хозяйстве содержались 25 коров. Регулярно случались поездки на Нижегородскую ярмарку. Девочки тоже ходили с отцом. Зимой детям тяжело было шагать за телегой, но отец всегда одаривал дочерей. Однажды за такой труд Анна получила от тяти псалтырь с ярмарки и была очень рада.
Замуж Анну выдавал старший брат – человек необыкновенной силы и ловкости. Сватовство проходило по обычаям беспоповского согласия (вероятнее всего, Спасова), но, по настоянию брата, венчание произошло в Семёнове в Никольском старообрядческом храме, в 1913 году. Свадебный поезд состоял из 25 повозок, гости ехали на лошадях и тройках. Анна получила большое приданое: одежду, посуду и даже ульи с пчёлами.
В годы советской власти люди прятали иконы, почти в каждой деревне существовал молельный дом, где собирались на молитву. Именно в такой дом несли кресты и образа. Анна помнила, что женщины были очень крепки и строги в вере, внимательны к одежде и занятиям детей, поэтому, когда мама мужа, свекровь Марья заметила редкую для деревни гармонь, то «ненароком» проткнула её вилами.
Татьяна продемонстрировала нам и девичий сарафан из тафты, который обладал плотной сборкой, длинными лямками, застёжкой под грудью. При ходьбе этот сарафан издавал характерный звук – шуршание. Дарили такой сарафан девушке на выданье.

Женщины прошлого века старались подобрать к сарафанам не только платок, но и повойник (женский головной убор у старообрядцев), лестовку и подрушник.

Лестовка и подрушник

Лестовки делится на три основных вида – будничные, праздничные, смертные, всегда делаются вручную и имеют ряд характерных черт. Кстати, само название лестовка происходит от слова «лестница». Лестовка постоянно была в употреблении и позволяла совершать ряд обрядов (епитимью, чтение псалтиря, подготовку к причастию) без отрыва от дел, была помощницей для чтения молитв в пути.
Впервые употребление её было установлено в IV веке святым Василием Великим в монастырях. Иноки этих монастырей каждый день совершали по книгам молитвенное правило. Однако среди этих подвижников встречались неграмотные, и для них моление по книге было заменено совершением определенного числа главнейшей и в то же время простейшей молитвы по лестовке.
Обрядность и технику пошива соблюдают во всех видах. В скитах Семёнова выполнялись все три вида лестовок и успешно продавались в Австрию и Турцию.

Подрушник – также необходимый атрибут для домашнего и церковного моления. Он известен с времен крещения Руси и в Великий пост используется особенно часто.
Конечно, множество информации уже безвозвратно ушло, но даже эти крупицы позволяют нам судить о том пласте традиций, которые хранят древлеправославные христиане. Вот так на примере таких малых городов, как наш, можно глубоко и подробно изучить культуру, историю и целую эпоху России.

Маргарита АЛМАЗОВА
Фото предоставлено автором


Система Orphus

   
   

МЧС предупреждает!  

   

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019