23.03.2019 г.

В нынешнем году Историко-художественный музей отметит 85-летний юбилей. За этой датой стоит большая и славная история учреждения и его коллектива; музей добился немалых высот, стал известен не только в Нижегородской области, но и за его пределами.

Мы готовим ряд публикаций к этой дате, и сегодня, в первой статье, расскажем о зданиях, в которых размещался музей.

Проходя мимо того или иного дома, редко задумываешься о его истории. Казалось бы, что может быть интересного? Это здание здесь было всегда, и будет ещё долгое время находиться на той же улице, в том же месте. Но так ли всё просто на самом деле? История какого-то рядового здания – дело одно, и совершенно другое – история музея. Историко-художественный музей за годы своего существования сменил несколько адресов, и «биографии» всех зданий, в которых он располагался, по-своему интересны.

Началось всё в далеком 1934 году, когда в одном из классов школы художественной обработки древесины (ХОД), находившейся в ведении областного леспромхимдревосоюза, по инициативе педагога-энтузиаста, художника Г. П. Матвеева и на средства Семёновского ложкосоюза был открыт музей кустарно-художественных промыслов. Начало музейной экспозиции положили коллекция игрушек из папье-маше и работы учащихся школы ХОД, всего около 1500 экспонатов.

С каждым годом их количество становилось всё больше, требовалось новое просторное помещение для экспозиций. И через два года и 8 месяцев, в 1937 году, музей переехал на улицу 3-5 июля (ныне – улица Матвеева) в просторное двухэтажное кирпичное здание, ранее принадлежавшее судье Семёновского уездного суда Никите Сергеевичу Жедринскому.

Как у многих старинных домов Семёнова, у этого – своя богатая история. Точная дата постройки, к сожалению, не известна, но из архивных материалов следует, что в 1875 году Н. С. Жедринский продает свой дом Андрею Александровичу Самыгину. Андрей Александрович покупает его для почтовой станции, под которую отводилось всего три помещения: одно – для почтовых служащих, два – для приезжих, в распоряжение которым предоставлялись стол, лавки для сидения и два жёстких дивана для ночлега. Остальные комнаты занимал владелец. Позднее дом полностью заняла семья Самыгиных, так как с 1882 года почтовая станция располагалась на той же улице, но уже в другом, более просторном здании. После революции дом у владельца был конфискован советской властью и передан в муниципалитет.

Для посетителей двери музея открывались лишь в выходные дни, а в остальное время здесь проходили занятия учащихся профтехшколы и мастеров артелей, курсы повышения квалификации. Основной деятельностью музея являлось ознакомление населения с историей и особенностями музейных экспонатов, устраивались выставки, проводились экскурсии, беседы об искусстве, читались лекции. Всё оборудование экспозиционных залов было изготовлено учащимися и преподавателями школы ХОД по личным чертежам Г.П. Матвеева и состояло из фанерованных дубом застеклённых витрин и шкафов разных размеров.

Основные коллекции музея Георгий Петрович начал формировать в 1930-1940-е годы, большая часть была собрана за счёт даров от частных лиц и организаций. Главной частью были работы, выполненные выпускниками профтехшколы и мастерами-преподавателями.

В основном зале вниманию посетителей были представлены интересные образцы мебели из ценных пород дерева, работы французских и российских мастеров, украшенные инкрустацией, бронзовыми накладками, резьбой, а также детская мебель с хохломской росписью, изделия лучших мастеров, резчиков по дереву и многое другое.

В следующем зале содержалась информация о развитии ложкарного дела в Семёновском уезде, располагались стенды с образцами, иллюстрирующими процесс выработки бельевой ложки, росписи и художественного письма, посетители могли видеть показательный набор пробирок с материалами, употребляемыми для хохломской окраски. Также здесь экспонировались работы резчика Д. Н. Мазина «Сталин и А. М. Горький за беседой», «Под Сталинским солнцем» и картина «Ложкарь за работой».

В третьем можно было рассмотреть лесные находки, собрание деревянных резных вальков, рубелей, старинных укладок, набоечных манер, резных панно и других экспонатов из дерева. Один из залов назывался «Героика нашего времени», где были представлены резные картины «Сталинская Конституция», «Двадцать лет Советской власти», «Герои России», а также собрание ковшей с многофигурными композициями по мотивам произведений Пушкина, вырезанные братьями Михаилом Ивановичем и Михаилом Александровичем Углановыми из деревни Деяново, и другое. На стенах были развешаны донца, расписные филёнки, панно.

На втором этаже помещался отдел игрушек – из папье-маше, токарных и столярных; были работы учащихся школы ХОД, изделия кустарей Л. Котикова, М. Каплина, Н. Григорьева, П. Калугина из деревень Федосеево, Мериново, Хомутово. Здесь же был кабинет директора, находилась библиотека, а также экспонировались лучшие образцы мелкой кустарной работы с полировкой; шкафчики, вазы, полки для полотенец, расписные панно, тарелки, рисунки композиций, 10 картин-аппликаций.

В 1980-е годы в городе существовал ещё один музей, основанный на общественных началах. Располагался он на улице Ванеева, в старинной усадьбе купца-старообрядца Петра Петровича Шарыгина, построенной в 1889 году. Стены дома были выложены из красного кирпича необычной кладкой, с затейливым геометрическим узором. Известно, что для придания кирпичам граней различной формы, в том числе полукруглой, Шарыгин специально приглашал из Нижнего Новгорода бригаду камнетёсов.

При собственном доме купец открыл красильное заведение – скупал ложки у деревенских кустарей, а по осени нанимал работников для окраски.

После революции особняк перешёл в собственность советского государства. В разные годы в нём размещались детский дом, воинская часть, поликлиника, райком комсомола. Он исторически связан с именем поэта Б.П.Корнилова. В 1920-е годы здесь располагался коммунистический клуб, и именно здесь поэт начал писать свои первые «ершистые и будоражащие всех» стихи, публикуя их в сатирическом журнале «Ложкой по лбу» и газете «Камса». Поэтому открытие историко-литературного музея именно в этом здании было актуальным.

Под музейные экспозиции выделили лишь часть особняка. Работа шла полным ходом, но постоянно не хватало рабочих рук. Одновременно с этим собирались экспонаты для залов. Художник-проектировщик и авторы научного плана музея порой творили до глубокой ночи, а рядом на токарном станке трудились и оборудовали витрины, рамы, макеты преподаватели школы-интерната №1 и средней школы № 3.

Реставрационные работы проводились и снаружи самого здания. Открытие историко-литературного музея состоялось 29 июля 1982 года – в день празднования 75-летия со дня рождения Б. П. Корнилова, творчеству которого были посвящены три раздела. Ныне здание является памятником архитектуры XIX века местного значения.

В 1992 году Семёновский музей кустарно-художественных промыслов и историко-литературный были объединены в один – приказом районного отдела культуры «Об образовании Семёновского краеведческого музея на базе двух музеев», на основании решения Нижегородского облисполкома «О преобразовании филиалов государственных музеев Нижегородской области в самостоятельные музеи».

На сегодняшний день площадь музейных экспозиций Историко-художественного музея на улице Ванеева составляет 489,4 кв. метров, из них: площадь, занятая стационарными экспозициями, – 345,2 кв. м.; площадь, отведенная под хранение фондов – 108,7 кв. м. Вниманию посетителей представлено шесть экспозиционных залов: «Интерьер купеческого быта конца XIX – начала XX веков», где представлен дореволюционный купеческий быт горожан; «История и быт Семёновского уезда в дореволюционный период» – его экспозиция знакомит посетителей с прошлым города, семёновскими народными промыслами, историей старообрядцев; зал «Резьба», где можно познакомиться с уникальными работами талантливых мастеров, работавших в разных жанрах резьбы; «Игрушки» с образцами топорных и токарных игрушек, игрушек из папье-маше XIX – XX вв.; «Советский период», включающий в себя времена с 1918 по 1991 год; литературный зал «Поэт Б. П. Корнилов», рассказывающий о жизни и творчестве известного русского поэта, попавшего в жернова сталинских репрессий, расстрелянного в 1938 году.

В музее собрана уникальная коллекция материалов о жизни и творчестве Бориса Петровича. Среди них – подлинные фотографии членов семьи Корниловых, ближайших и дальних родственников, различные документы, воспоминания людей, знавших поэта. К уникальным предметам относятся книги с дарственными надписями, прижизненные издания, вещественные памятники, принадлежавшие семье Корниловых. Коллекция постоянно пополняется новыми материалами, не известными ранее фактами.

В целом же сегодня Историко-художественный музей располагается в пяти зданиях.

Музейно-туристический центр «Золотая хохлома» открыт в 2008 году с целью сохранения культурного наследия и популяризации народных художественных промыслов, в первую очередь хохломского. Расположен в современном двухэтажном кирпичном здании. Гордостью музея является уникальная коллекция изделий с хохломской росписью конца ХIХ – начала ХХ века с её разнообразием орнаментов и уникальной технологией окраски. Жемчужиной музея является «Царская комната», где выставлены авторские, эксклюзивные изделия талантливых резчиков и художников. Оборудован конференц–зал, помещение для проведения мастер-классов по росписи матрёшки и ложки.

Музей народного быта «Дом Семёна ложкаря», открытый в 2013 году в рамках X Международного фестиваля народных художественных промыслов «Золотая Хохлома», представляет собой воссозданную русскую деревянную избу с хозяйственными постройками. Возведён по всем канонам архитектуры деревянного зодчества и отражает жизнь и быт зажиточных крестьян-старообрядцев керженского края ХIХ века. Коллекции музея уникальны, так как в них собраны подлинные предметы быта и труда, что даёт возможность посетителям проникнуться духом старины.

В 2014 году в старинном доме, украшенном ажурной резьбой (его построил в 1890 г. купец третьей гильдии Парфён Семенович Строинский), открылся частный музей народных ремесел. Инициатором стала предприниматель, коллекционер Татьяна Ивановна Стерденко, человек творческий и увлечённый.

Внутри дома сохранилась потолочная лепнина, деревянная лестница с балясинами. П. С. Строинский содержал ложкарно-красильное заведение и занимался торговлей, а его жена Ольга Лазаревна держала бакалейную лавку. После свержения царского правительства дом был национализирован. В доме в разные годы размещались детский приют, народный суд, различные отделы городской администрации. В экспозиции музея представлены частные коллекции старинных швейных машин, утюгов, керосиновых ламп, люстр, одежды, пуговиц, коллекции вышивок и кружев, выполненных в различных техниках.

Пятое здание – это фондохранилище, в котором хранятся материалы и предметы, принятые музеем на постоянное хранение. Комплектование музейных фондов является составной частью научной концепции музея.

Сегодня музей – это крупное муниципальное бюджетное учреждение культуры, которое живёт полной жизнью. Его экспозиции и фонды постоянно обновляются и пополняются новыми предметами. Музейное собрание имеет уже сложившийся, ярко индивидуальный характер.

Музей активно участвует в современной жизни города и вносит свой вклад в возрождение и развитие отечественной культуры.

К. НОСКОВА,
учёный секретарь


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

   
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel