Печать
Категория: Уроки истории
Просмотров: 3719

Юрий ХРАМОВ
05.09.2013 г.

Два года назад мы рассказывали о том, как житель нашего города Юрий Асафович Ляшков вместе с братом и дочерью побывали в Тверской области, в деревне Погорелке – на братской могиле, где захоронен их дед и прадед, участник Великой Отечественной войны Андрей Михайлович Барышев. Там они познакомились с семейным поисковым отрядом «Память».

Отряд «Память» – это, собственно, семья местных жителей Морозовых. Супруги и двое их детей уже многие годы поднимают (именно поднимают, а не раскапывают – так они говорят) и перезахороняют доселе неизвестных павших бойцов. Они находят медальоны, в которых указаны фамилии воинов (к сожалению, не всегда удается их прочесть, сколько лет прошло!), а потом сообщают об этом родственникам или в военкомат. Этим благородным делом семейство занимается на добровольных началах, поэтому их работа заслуживает еще большего уважения. В 2011 году, вскоре после того, как Юрий Асафович со своими родственниками возвратился из Тверской области, у него дома раздался телефонный звонок. Глава семейного поискового отряда Виктор Николаевич Морозов сообщил, что в одном из медальонов обнаружена записка с фамилией бойца из Горьковской области. Вот что далее рассказал нам сам Юрий Асафович:

- Морозовым удалось буквально по крупицам собрать истлевшую записку и прочитать надпись на отдельных фрагментах записки. Там, в частности, читались первые три буквы фамилии – Гор, имя Прокофий и отчество – Оникич. Позже они установили, что в этой могиле у деревни Ажево Калининской (ныне Тверской) области захоронены бойцы 371-й стрелковой дивизии 1233 стрелкового полка. В этом списке под третьим номером значился и наш земляк – Гуров Прокопий Александрович 1906 года рождения, уроженец деревни Степаново Ковернинского района. Как выяснилось позже, в этом списке были неправильно указаны фамилия, имя и отчество воина.

Мы с братом поехали в Ковернино и встретились там с районным военкомом. Вместе попытались найти человека с такой фамилией в архивах, побывали во многих деревнях, пообщались со старожилами. К сожалению, никто ничего не знал об этом человеке. А вот в архивах местного загса нам повезло больше. Там мы нашли сведения о человеке с похожими данными, только фамилия у него была не Гуров, а Горев, но имя и отчество совпадали. Мы решили разыскать родственников бойца.

В августе этого года мы вновь приехали в Ковернино и опять же с помощью сотрудников загса отыскали данные о его жене Елене Егорьевне Горевой. Выяснилось, что она многие годы жила в Ковернине и умерла в 1991 году. Но нам удалось разыскать ее племянницу. Она-то и рассказала о том, что тетя долгие годы ничего не знала о судьбе своего мужа. Ей даже похоронка не приходила. Детей у Горевых, к сожалению, не было. Но в разговоре выяснилось, что у Прокофия Оникича есть родная племянница, которая сейчас живет в деревне Мешково этого же района.

И вот, наконец, состоялась наша встреча с Анастасией Андреевной Горевой. Мы рассказали о том, где захоронен ее дядя, как удалось найти данные о нем. Она, конечно, была очень удивлена и взволнована таким известием. Правда, дядю своего она не помнит, поскольку в те годы была совсем еще ребенком. Анастасия Андреевна, конечно, поблагодарила нас за сообщение и пообещала обо всем рассказать своим внукам.

Таким вот образом справедливость восторжествовала, и теперь боец Советской армии Прокофий Оникич Горев будет занесен в Книгу памяти Нижегородской области. А родственники будут знать, где он похоронен и, возможно, когда-нибудь надумают съездить на могилу.