Печать
Категория: Культура
Просмотров: 1525

Юлия КОМОВА
Фото Александра ЮРЬЕВА
19.01.2022 г.

В наших деревнях есть ещё люди, готовые вкладывать все свои силы в какое-то общее дело – например, в строительство часовни, чтобы дать новый виток жизни малой родине.

Вопреки всему, что мешает, несмотря на все нынешние сложности и препятствия, главное – захотеть. Тогда и возможности прибудут, и единомышленники-добровольцы найдутся, которые обязательно помогут деньгами, строительными материалами, да и просто морально, что тоже немаловажно.

Александр Михайлович Ильин родом из деревни Ларионово. Многие годы жил и трудился главным механиком в строительной фирме Нижнего Новгорода. Но с выходом на пенсию они с супругой решили вернуться в деревню, в родительский дом. И ведь всё у них получается! Александр Михайлович стал инициатором строительства часовни в деревне и первым активистом в этом непростом деле.

«И крест поправлю, и людям расскажу!»

- Скажи мне ещё пару лет назад, что я займусь таким делом, сам бы не поверил, – признаётся мужчина. – Желание восстанавливать часовню пришло само собой – я думаю, что в этом просто нуждалась моя душа. Началось всё с посещения здешних староверческих скитов – в наших местах их очень много было. Приехал, посмотрел, а там разруха такая! Кресты упали и сгнили, могилы заросли. Вот тогда меня что-то и толкнуло – никак Боженька шепнул. Начал восстанавливать кресты, искать спонсоров. И знаете, помощники нашлись – кто материал предоставил, а кто и собственные силы предложил. В общей сложности в Семибратской долине мы восстановили тридцать крестов, облагородили и привели в порядок могилки.
- Когда начался церковный раскол, священников, да и прочих людей, не принявших новые порядки, подвергали гонениям, вот народ и потянулся в керженские леса, – продолжает рассказ Александр Михайлович. – Вот тогда-то сюда пришёл Арсений с иконой Казанской Божьей матери. Наша деревня уже существовала, а он поселился как раз в долине у леса. К нему пришли ещё шесть братьев. Поэтому долина так и называется – Семибратская.

Александр Михайлович и сейчас часто посещает захоронения староверов, проверяет, всё ли в порядке, не покосился ли где крест деревянный.
- Прихожу туда с сыновьями и внуками, рассказываю об этих удивительных местах, – говорит он. – Бывает, везу новый крест – подъехать сложно, так приходится нести его на себе не один километр. И знаете, и прочий народ ведь тянется в эти места – одни приезжают, чтобы просто посмотреть, другие – помолиться.
Скит Смоляны был основан в 1656 году монахами из знатных родов – Сергеем Салтыковым, Спиридоном и Ефремом Потёмкиными. Находится он в лесу на болотистой местности, и только там сорок захоронений. Он просуществовал недолго – сорок девять лет. По поверью, людей там сожгли, а может, и самосожжение было. В те времена многие староверы себя сжигали, считали, что тем самым они очищаются от всего плохого и попадают сразу к Богу.

Вместе с нашим героем мы отправились вдоль деревни. Александр Михайлович показывает место, где когда-то располагалась местная часовенка, в 1936 году её разрушили, а иконы порубили топорами. Тогда же люди, не принимающие новые уклады, собирались в молельных домах.
- А вот видите – крест деревянный, – показывает Александр Михайлович. – Я тот крест установил в память дьякону Александру. Он был служителем и писателем. В книге «Сто тридцать ответов на сто вопросов от дьякона» он описывал, почему придерживается старой веры. Смерть его была ужасной – сначала его пытали, потом отрубили голову и сожгли. А рядом, видите, гранитный крест – местная женщина попросила его установить в честь Смоляных. В скит-то далеко ходить, а здесь старушки собираются и молятся.

Дело дошло до часовни

Так восстановление скитов и установка крестов натолкнули мужчину на мысль о строительстве часовни в деревне.
- А почему бы и нет – дело-то благое, – рассуждает Александр Михайлович. – Местные жители идею поддержали, стали средства жертвовать, я обратился в администрацию, пять соток земли выделили. Тут же на помощь пришли Вадим Тихомиров, Николай Масленников – территорию расчистили, фундамент по осени залили. Дмитрий Михайлович Гордеев предоставил всё по списку по электропроводке. Также обращался к своему бывшему директору Евгению Валентиновичу Куранову, сказал, что колокола для часовни надо бы. И он безо всяких вопросов выделил более пятидесяти тысяч.

Малая звонница, кстати, уже прибыла к нашему герою. Колокола отлили буквально за две недели в Подмосковье, Александр Михайлович лично ездил их забирать. Теперь же мечтает научиться звонить в колокола.
- Надеюсь, кто-нибудь грамотный приедет и научит, – говорит мужчина. – Да и строительство часовни уже не за горами, по весне к работе приступит строительная бригада. Мы уже проплатили первый взнос, проект на руках.
Знаете, многие сомневались, что мы найдём спонсоров, что кто-то даст на строительство денег, но мир не без добрых людей. Я написал письмо нашему земляку Алексею Александровичу Мордашову, он является главой горнодобывающего и сталелитейного отечественного гиганта «Северсталь». Выйти с ним на связь мне, конечно, помогли достаточно влиятельные знакомые. Я и не думал, что он откликнется, – кто я такой, чтобы мне деньги давать? – простой мужик из Ларионова. Но мне позвонил его юрист, всё расспросил, затем его бухгалтер… Представляете, вскоре перечисли три миллиона рублей на строительство часовни с колокольней. Вся деревня – да что там, весь округ был в шоке. Слава Богу, что есть такие люди, которые помогают, не остаются в стороне. Может, и на благоустройство соберём. Конечно, надо будет провести отопление, смонтировать электричество, забор поставить, скамеечки, туалет сделать… Так всем миром и построим!
Сетует наш герой на местную дорогу – тоже хотелось бы её в порядок привести, ведь на открытие часовни почётные гости приедут. Но дорога оказалась областного значения.
- Здесь раньше тракт проходил… Да что там, тут где-то тропа хана Батыя была – Волгу пересекли и на Китеж-град шли, – поясняет Александр Михайлович. – Так вот, обращался за помощью в администрацию – не их полномочия, да и бюджет не резиновый. Сейчас снег всё сравнял, а так здесь яма на яме. Буду писать губернатору – надеюсь, с Божьей помощью и это сделаем!

Наверняка, люди, участвующие в строительстве и сохранении часовен, храмов, меняются в лучшую сторону. Они начинают по-другому относиться к культуре, истории, земле, к своему народу. И это серьёзный шаг для возрождения сёл и деревень.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle