Печать
Категория: Культура
Просмотров: 1070

30.05.2020 г.

Вышел в свет новый сборник стихов нашего земляка-поэта Владимира Решетникова. Сборник называется «Рубежи» и посвящён юбилею Великой Победы.

Под лаконичной обложкой с Мининым и Пожарским (работа известного художника Алексея Беляева-Гинтовта «Евразийский парад») собраны стихотворения Решетникова военной тематики и его новые произведения, написанные с 2016 по 2020 годы, а также стихи других поэтов, созвучных автору книги.

«Поэт, не дорожи любовию народной», – явно не в лучшие минуты жизни воскликнул из своего «золотого»» поэтического века Пушкин. Но он же мечтал остаться в памяти народа, быть ему «любезным». Некрасов призывал «мужика уважать». Николаю Рубцову освещал путь огонёк русской избы.  
Поэты тогда и велики, когда не похожи один на другого. А народ, о котором они рано или поздно начинают размышлять, он-то какой?

2020 год. Где народ сейчас и чем занят? Отгородился «садовым кольцом»? Учится и живёт в Лондоне? Отдыхает в Дубаи? Спивается по оставшимся деревенькам? Да, всё так. Но ещё продолжает жить в маленьких городках и посёлках, каких по России множество. Тот народ, который жив тем, что расписывает ложки, сажает картошку, растит детей. А иногда в этой разноликой среде рождаются поэты. И если когда-нибудь объявится неожиданно новое поколение, которому вдруг захочется узнать, какими были их предки, чем жили, что чувствовали, то они должны будут открыть не книги интеллектуального Д. Быкова или блестяще-оригинального Т. Кибирова, которые, вполне возможно, будут стоять на полках ещё существующих книжных магазинов, а найти бережно хранящиеся в незакрытых муниципальных библиотеках небольшие сборники, среди которых найдётся и эта книжечка в дерзком красном переплёте и более подходящим эпическому тому посвящением.   

Знал ли Владимир Решетников, обдумывая название («Рубежи») и обложку своего восьмого по счёту сборника стихов, каким будет этот год его выхода? Да, конечно, знал – знал то, что знали и все. А потому выбрал красный цвет – цвет знамени Великой Победы, полыхающего до сих пор «гордо», несмотря на старания «спесивых» и «чистокровных»; их поэт не стесняется называть, потому что они забыли, что по Берлину ехали «наши».
Герой стихотворения «Последний патрон» (им открывается первый, главный, рубеж – «Рать»), хотя и представляется «парнем советским, простым» из Рязани, но мы, догадываемся, что он лукавит, прикидываясь Иванушкой-дурачком (любимый автором рязанский поэт тоже себе такое позволял). Да и простота не так проста… Вот наш пулемётчик – вроде бы, «деревня деревней»: «перекурил», «плюхнулся», «давеча» – типичная лексика; «сплюнул – и стал воевать…» А тут вдруг замечает, как «на засохшую землю дождь снизошёл проливной». Так ведь и неудивительно, раз он «видел пейзажи в музее». Кто-то будет критиковать? Упрекать в непоследовательности или стилистической неточности? Думается, нет тут никакого противоречия. Не будь русский человек таким, как бы он умудрялся «с последним патроном» возвращаться домой! Да и не с одной войны! Об этом напоминает по праву ставшая героиней стихотворения знаменитая «Ленточка Георгия».

Что только сейчас не услышишь в адрес народа-победителя от тех, кого этот народ спас. Но Владимир Решетников не устаёт в разных вариантах повторять то, в чём он убеждён: «Русский воин – милосердный»!  Однако «милосердный» – не значит «трусливый», не значит «всепрощающий». Ведь вошли те самые парни-воины «в Берлин поверженный», поверженный ими, умирающими и выживающими «в огневом аду».
А неспокойная совесть поэта и нас с отвращением заставляет увидеть «фашиста, топчущего рожь», чтобы не дай Бог, мы обо всём забыли.
Сочетание несочетаемого в характере, поступках, мыслях представляется одной из особенностей образа лирического героя Владимира Решетникова. Да и сам поэт часто усыпляет бдительность читателя. Сюжеты почти в духе пропагандистского кино («Последний патрон», «По нужде»), лёгкость мысли и слова могут смениться мистическими картинами, в которых соединяется фантастическое и реалистическое, философское и психологическое.     

Человек, родившийся десятилетия спустя после войны, сумел написать о ней так, что мороз пробегает по коже. «Деревня» – это, конечно же, и «боль в укор живущим», это и незаживающие раны, оставленные войной, заставляющие живых повторять за мёртвыми: «Лишь бы на свете не было войны». И пока бродят по земле призраки сожжённых деревень, пусть в стихах, будет жива наивная в своей незамысловатости вера русского человека в справедливость, передающаяся, по всей видимости, с генами.
Но не может душа поэта Владимира Решетникова, как истинного русского, пребывать долго в печали. Ведь даже война – это ещё и радость победы. Как современному молодому человеку, «младогению», дать почувствовать, что значит настоящая радость? Только собрав радость в своём сердце и поделившись ею с людьми. Как удалось Владимиру Решетникову в малюсеньком стихотворении «В сердце радость соберу» передать ощущение величия праздника, с одной стороны, и в то же время очень личного для каждого из нас события? Соединить в нескольких строчках прошлое и настоящее? Удивительная картина, трагическая и радостная: «гудящая костьми» земля и я, бегущий (или бегущая), по зелёной траве жизни.
Да, пока поэт будет приходить к памятнику и виновато замирать «Перед этим солдатом большим», он будет напоминать нам не только о прошлом, но и о самих себе, имя которым – «Человек!»
А значит, в рубежах, делящих жизнь на отрезки, будет место всему. Другу из «Эривани», ещё помнящему запах пожара войны 93-го года, и другу-азербайджанцу, умеющему светиться улыбкой.
«Любам». Нет, не тем, которые любы, а той, которая «Любы» – «любовь». Что за сборник стихов Владимира Решетникова без любви! Как может русский мужчина не остановить взгляд хоть на секунду на «наряжальщице», а тем более на «неотразимой», как не посочувствует «идущей одиноко Наде». Поэт Решетников пишет о женщине, как всегда: то нежно, то страстно, то грубовато (озорно, но не пошло), и, как всегда, – по-своему, до неожиданного: Обыденность и Правда голая «вдвоём теперь живут».

«Нови». Ей, этой «нови», чаще всего достаётся от поэта. Не только за то, что ходит «без носков». Но и за живучесть «вторых», изживающих «первых». За малодушие, накидывающее на шею верёвку.  За «айфон – продолженье руки». За собаку, верность которой хозяину не оценить.
Да сколько ни найдётся критиков, не заткнуть, пожалуй, рот «Неудоби» поэта Решетникова. Ибо какой же русский не любит крепкое слово! Причём рассыпана она бывает по разным рубежам.

Нашёл место в своём сборнике поэт Владимир Решетников и коллегам по цеху. Замечательная идея, благородная цель. Он повторит слова поэта Николая Зиновьева и подтвердит поступком: «Люди – братья…» Жаль, не оказалось в сборнике 2020 года стихотворения, которое, я была почти уверена, должно было там быть.
Да, 2020 год – год 75-летия Великой Победы. Но 2020 год – и год испытаний. Представьте, ещё в апреле 2008 года поэт Владимир Решетников, живущий в русской глубинке, среди простого народа, сам – часть этого народа, написал пророческое стихотворение «2020». Не читали? Откройте сборники «Русы», «Вязь». Вы будете удивлены.

Ирина КУЛЬПИНА,
учитель литературы школы №4

Владимир Решетников

Ленточка

Жёлтый, чёрный – строгие
У тебя цвета,
Ленточка Георгия
Для меня свята!
Ведь в прорыв Брусилова
Удержала ты,
Ленточка красивая,
На себе кресты.
И в Берлин поверженный
В огневом аду
Ты самоотверженно
Пронесла звезду.
Порохом пропахшая,
И в пыли дорог,
Виды все видавшая
И побед восторг.
ПОтом деда горькая,
Оттого родней
Ленточка Георгия
На груди моей!

Рубежи

От великолепия немею,
Гул Москвы как временнАя нить
Мне доносит слово Филофея:
«Третий Рим, четвёртому не быть!..»
Как и не бывать второму солнцу,
Как не стать первейшим сатане…
Горечи испившие до донца,
Вопреки становимся сильней.
Потому уверен и отчаян
Каждый шаг, брусчаткою звеня.
К рубежам расходятся лучами
Родины великой сыновья.
И куда сегодня ни посмотришь –
Всюду кровоточат рубежи.
В Карабахе русский парень Мотрич
За свободу голову сложил.
Сирия отныне не чужая,
Ведь, когда враги пошли, рыча,
То рука Филиппова разжала
РГД спасительный рычаг,
Чтоб не издевались, не пытали
Он сирийский окропил рубеж,
Стал родным… Да только вот италий
Нам не надо или Бангладеш…
Но готовы «вежливые люди»
Защищать Осетию и Крым…
Понеслась молва о русском чуде,
Чей девиз: своих не предадим!
Потому расходимся лучами
К рубежам на битву с сатаной.
Каждый шаг уверен и отчаян,
Третий Рим, Господь всегда с тобой!

22 апреля

Воет ветер, бьёт в колени
И в лицо швыряет снег...
В этот день родился Ленин,
Непонятный человек.
Да, забыт и непонятен,
А бывало, что всерьёз
Он с плакатов людям-братьям
Представлялся как Христос...
Время вымыло идеи,
Грязью ляпнула молва –
Всяк шакал теперь подденет
Труп безжизненного льва.
Но стоит, облезла краска
С указующей руки,
Указующей на маски,
В коих бабы, мужики...
Ничего-то им не мило
Ни сегодня, ни вчера –
Развела их пандемия
Аж на метра полтора.
Ветер подлое доделал,
Расшвырял по лицам снег.
Всю пасхальную неделю
Неуютен человек.
Варят красные яички,
Как всегда, воскрес Христос.
Кто-то скромные гвоздички
Ночью к Ленину принёс...

Паук

Я тебя в уголок уволок бы,
По-паучьи и ласков и груб,
Чтобы выпить из глаз поволоку,
Выжать мякоть из чувственных губ.
И пожалуйста, не поддавайся,
Не ищу лёгкий путь, но хочу
Раскачаться мелодией вальса
В паутине объятий и чувств...
Пробудившись, от ужаса охнешь –
Вон паук за гардиной резной
В окружении пленниц засохших!
Встанешь и побежишь за метлой!
Только это, пойми, бесполезно –
С наступлением ночи опять
По-паучьему в грёзы залезу
Красоту из тебя выжимать!


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle